Вчера смотрели с друзьями спектакль "Буря" в Комиссаржевке.
Перед походом я почитала отзывы про него... вроде, неплохие, кто-то даже пишет "гениально", напрягло, правда, сразу "современное прочтение и авторский взгляд, бла-бла-бла..."
Я человек, травмированный творчеством
Бутусова . И даже ведь
два раза . И на слова "новое прочтение" реагирую нервно.
Радовало то, что длится "Буря" все-таки нормальные два с половиной часа, ну, думаю, на крайняк пересидим и все.
Ну, в общем, кратко - это оказался, пожалуй, лучший спектакль, виденный мною в жизни до этого времени.
Это очень-очень-очень круто. Это то, что я так люблю в театре, ничего в принципе не понимая в драматургии там и вообще. Когда тебя вытаскивают из самого тебя на какое-то время.
Во-первых, юмор. Такого самозабвенного стеба я давно не видела! Обсмеяли все: текст, сюжет, актеры сами себя и свою игру, режиссера, зрителя - все! Причем, казалось, что Шекспир ржет вместе с нами. Потому что юмор какой-то не то, чтобы добрый... но какой-то всеобщий, на всех.
На сцене, когда героиня душит героя "любовью", у меня случилась истерика, я реально смеялась уже до слез.
Игра актеров - просто завораживает! В отличие от спектаклей Бутусова (с которыми тут нашлось подозрительно много схожего по форме), где актеры в течение 5-6 часов не переставая орут зачем-то на сцене и к концу натурально хрипнут, тут актеры кайфуют на сцене (по крайней мере, так это видим мы, зрители).
В спектакле играют уже знакомые по
"Безымянной звезде" Евгения Игумнова и Родион Приходько. Елки зеленые, тут они раскрылись по-полной! Если в Звезде мне показалось, что Евгении немного не хватило живости, то тут идеальное попадание в роль. Эта ее странность и инаковость тут очень хорошо. А как играет тут Родион духа воздуха Ариеля, как творит бурю и летает по сцене - это надо просто видеть.
Меня единственно не очень впечатлило исполнение роли Просперо Вонтовым Александром. Все чудесно, но чего-то не хватило. Или юмора не хватило, или магии, или чего-то еще. А ведь он мага играет... Ну, не знаю, не горит.
Все остальные будто родились для своих ролей. Из них вытянули все. Владимир Крылов, красавчик и обаяшка, игравший сына короля - просто супер. Все "духи". Эти их мимолетные выскакивания из ролей, чтобы сказать что-то или пошутить и запрыгивания в роль обратно.
Кстати, помню, как нас злило бесконечное (и тупое) повторение одного текста у Бутусова. Так оно отсюда. В "Буре", которая, кстати, идет с 1998 года.
Вот тут тоже повторяют одно и то же раз по семь-восемь. И не можешь ведь оторваться, так смотришь.
Разница есть: во-первых, тут повторяемый текст очень уважительно короткий, во-вторых, повторяют его по-разному каждый раз. Именно с разной актерской игрой, разными интонациями и настроениями, будто прямо при нас выбирают способ произнести его и к концу выдают оптимальный.
При всем при этом, это не только стеб и капустник. Это пьеса гениального Шекспира. И я, глядя на сцену, смеясь и отвлекаясь, задумалась и о том, где проходит грань между сумасшествием и здоровьем, между реальностью и иллюзиями. И о том, что фантазии иногда по-настоящему более реальны, чем физический мир, потому что они его меняют.
И о том, что мы действительно ведь "сотканы из вещества того же, что наши сны".
"Буря" - последняя работа Шекспира и считается не самой сильной. Но вот эта постановка, это прочтение - точно очень хорошо. Будто, эта пьеса и писалась когда-то именно для этих рук.
Вообще, работая над спектаклем режиссер Александр Морфов думал не о себе, а об авторе и зрителе. Режиссер о спектакле в газете «Известия» (13 ноября 1998): "Мне хотелось воплотить в спектакле «Буря» новые идеи, ощущения шекспировской философской сказки. Наступает момент, когда каждый человек должен осмыслить - в высшем философском плане - свою жизнь и то, что происходит в мире после кардинальных перемен. …Когда все идолы разрушены и низвергнуты."
По поводу мест еще скажу. Очень хороший зал в этом театре, видно отлично почти отовсюду. Мы взяли билеты в первые ряды партера, другие наши друзья взяли билеты позже и в три раза дешевле на шестой ряд балкона. В антракте мы пересели к ним. Так вот. С шестого ряда балкона было видно лучше. Этот спектакль, как балет Шурале, лучше, похоже, смотреть сидя повыше. Потому что сцены полетов, масштабных танцев и всякое такое (когда действо занимает всю сценическую площадь), штырят, когда смотришь в целом.
Идеально, по-моему, взять билеты на первый ряд балкона в середину. И сэкономите и максимальный кайф.