Цвета военного неба (64): боевые ястребы пустыни (часть 2)

Jun 18, 2023 12:02

Часть 2

Первой боевые вылеты начала выполнять 314-я: 13 марта несколько её лётчиков участвовали в истребительном патруле 64-й FS, во время которого американцы провели тяжёлый воздушный бой, потеряв несколько самолётов, в том числе два «Уорхока» 324-й группы, один лётчик попал в плен, второй сумел ускользнуть от преследования и благополучно перешёл линию фронта.


P-40F-1 борт №Y10 - персональный самолёт командира 314-й эскадрильи майора Роберта Уорли (Robert F. Worley), на котором тот был сбит 13 марта 1943 г. Лётчик уцелел и благополучно перешёл через линию фронта
Об участии эскадрильи в «Резне в Вербное Воскресенье» 18 апреля 1943-го уже упоминалась выше и этот бой оказался единственным за всё время участия в кампании, когда её лётчикам удалось одержать подтверждённые воздушные победы. Всего их оказалось 23, плюс ещё две у командира 324-й группы, заменившего в этом вылете одного из рядовых пилотов.

316-я эскадрилья включилась в боевую работу в конце марта, а штаб группы вместе с частью подразделений обеспечения так и остался на тыловом аэродроме в Египте, где в последних числах месяца к нему присоединилась наконец-то прибывшая из США 315-я. В течение двух недель её лётчиков натаскивали ветераны-инструкторы, а в середине декабря эскадрилья убыла на фронт и тоже оказалась в подчинении штаба 79-й группы.

Как и в случае с 314-й, другие эскадрильи 324-й группы за время Тунисской кампании провели лишь по одному результативному воздушному бою, только их результаты оказались менее впечатляющими: всего две победы над Bf 109: 29 апреля у 1-го лейтенанта Ричарда Конли (Richard T. Conly), служившего в 315-й FS, но в тот раз летевшего в строю самолётов 86-й эскадрильи 79-й группы, и 8 мая у капитана Роберта Демпси (Robert C. Dempsey) из 316-й.

Итого за два месяца боёв лётчики 324-й FG одержали 27 подтверждённых воздушных побед, а их коллеги из 79-й за тот же период записали на счёт части 30 уничтоженных самолётов противника, в том числе 22 за апрель месяц. А 2-му лейтенанту Джорджу Ли (George T. Lee) из 87-й эскадрильи довелось закрыть счёт побед американских P-40 в Северо-Африканской кампании, 10 мая 1943 сбив Fw 190 из II./SG 2.

«Уорхоки» 12-х ВВС

С началом операции «Факел» в Северной Африке появились части 12-х ВВС, в том числе пять истребительных групп, только одна из которых имела на вооружении «Уорхоки». 33-я FG (58-я, 59-я и 60-я FS) с 77 P-40F-1 и F-5 прибыла непосредственно из США вместе с флотом вторжения: воздушный эшелон на эскортном авианосце «Шенанго», а наземный на транспортных судах.


Старт самолётов 33-й истребительной группы с палубы «Шенанго» 10 ноября 1942 года
10 ноября лётчики группы перелетели на только что захваченный аэродром у Порт-Лиоте (Французское Марокко) настолько сильно, как оказалось, пострадавший в ходе предшествующих боёв, что места для нормальной посадки всех самолётов на нём не нашлось. 17 машин потерпели аварии (из них в строй удалось вернуть только пять), плюс ещё один истребитель упал в воду из-за неудачного срабатывания катапульты авианосца, а второй пропал без вести в полёте над морем.

Почти сразу группа начала полёты, но воевать ей было не с кем, поскольку французские войска уже капитулировали, а немцы и итальянцы находились слишком далеко. Тыловое патрулирование продолжалось до начала декабря, когда поступил приказ выдвигаться на Тунисский фронт.

Первые подразделения (звенья 58-й эскадрильи) прибыли в Тунис 6 декабря, а три дня спустя 1-й лейтенант Чарлз Пуаллон (Charles B. Poillon) открыл счёт побед части, атаковав и повредив недалеко от базы Ju 88 (позже эту заявку повысили до категории «сбит»).


P-40F-5 серийный номер 41-14315 из состава 59-й истребительной эскадрильи 33-й истребительной группы, на котором в ноябре 1942 года летал в Марокко 2-й лейтенант Джеймс Рид (James E. Reed)
За два месяца боёв на счёт группы записали 35 побед, но дались они весьма нелегко и в середине февраля, когда в строю осталось всего 13 истребителей, часть вывели в тыл на переформирование. Через четыре недели пополненная людьми и техникой (P-40F поздних блоков и новыми P-40L-1) группа вернулась на фронт и начала сражаться с ещё большей интенсивностью, одержав до конца месяца 38 побед, в том числе рекордные 14 за день 31 марта.

В апреле-мае противодействие противника заметно ослабло, но полностью воздушные бои не прекратились и на момент завершения кампании счёт побед группы достиг 87 «уничтоженных».
Триста двадцать пятая

325-я истребительная группа в составе 317-й, 318-й и 319-й эскадрилий прибыла из США в Северную Африку в начале 1943 года. 19 января её лётчики на 72 истребителях P-40F поздних серий и P-40L-1 перелетели с палубы «Рейнджера» на аэродром под Касабланкой. Там они дождались прибытия наземного персонала и в феврале перебрались в Алжир недалеко от побережья и границы с Марокко. Там они тренировались, готовясь к грядущим боям, а параллельно летали на прикрытие морских конвоев, однако из-за удалённости района от неприятельских баз вылеты эти не шли в зачёт как боевые.


Несколько P-40L-1 325-й истребительной группы на палубе «Рейнджера»
К началу апреля, когда дело наконец дошло до отправки на фронт, группа располагала полным штатом готовых к бою пилотов, но только половиной необходимого числа истребителей, поскольку остальные ей ещё в феврале пришлось «пожертвовать» на переформирование 33-й FG. Поэтому в Тунис перелетели только две укомплектованные по полному штату эскадрильи, а третья (317-я) осталась в тылу дожидаться новых самолётов.

15 апреля группу признали боеготовой, и два дня спустя её лётчики выполнили первый официальный боевой вылет, обеспечив эскорт бомбардировщиков силами 36 «Уорхоков» обеих эскадрилий. Их подопечные тогда не пострадали, но по дороге к цели пара Bf 109 спикировала со стороны солнца и прошла сквозь строй, сбив один из истребителей.

В рапорте, составленном по горячим следам, фигурировала только потеря, но когда флайт-офицер Говард Кук (Howard T. Cook) вернулся в часть, он заявил, что тоже успел «достать» одного немца, прежде чем его самого сбили. В итоге Куку засчитали подтверждённую победу.


«Уорхоки» 325-й группы. На переднем плане P-40F-20 №№41-19984 и 41-19985
За первые четыре недели полноценного участия в боях лётчики 325-й успели поучаствовать в 23 групповых боевых вылетах, в двух из которых произошли боестолкновения с неприятельской авиацией, и добились трёх подтверждённых воздушных побед.

13 мая 1943-го остатки германо-итальянских войск в Тунисе капитулировали и на этом боевые действия на Африканском континенте закончились. Однако прекращение огня наземными войсками не означало остановку боевых вылетов, просто фокус усилий сместился с суши и прибрежных вод на открытое море и занятые противником острова.

Летали тогда истребители разных типов, но так сложилось, что в деле борьбы с самолётами противника в течение следующих двух декад сумели отличиться только пилоты «Лайтнингов» (всех трёх групп) и одной группы «Уорхоков».

325-я FG с 14 мая начала эскортные и бомбардировочные вылеты на Сардинию, а с 19-го в них включилась и наконец-то получившая необходимое число самолётов и прибывшая в Тунис 317-я эскадрилья.


P-40L-1 серийный номер 42-10476 борт №89 из состава 319-й истребительной эскадрильи 325-й истребительной группы, на котором в мае 1943 года летал в Тунисе флайт-офицер Джон Смолсрид (John W. Smallsreed). Под козырьком кабины отметки двух побед, одержанных лётчиком в рейдах 19 и 20 мая, а в последних числах месяца он добавил к ним ещё одну
Первые миссии в плане борьбы с истребителями противника оказались безрезультатными, а во время трёх вылетов 19-21 мая лётчики всех трёх эскадрилий и штаба группы одержали 18 подтверждённых побед, 10 из которых пришлись на рейд 20 мая.

Полёты на Сардинию на этом не прекратились, но 22 мая американская авиация начала операцию по «выбомбливанию» из войны гарнизонов итальянских островов Пантеллерия и Лампедуза, поэтому последующие боевые вылеты «Уорхоков» на Средиземноморье можно рассматривать уже как часть Итальянской кампании.
Краткие итоги действий «ястребов» в Африке

Во время Северо-Африканской кампании P-40 американских ВВС выполняли весь спектр задач, присущих одноместным дневным истребителям того времени, за исключением эскортирования «стратегов» и перехвата «высотников», бывших им просто не по силам.

Они летали на свободную охоту и расчистку воздуха от самолётов противника, сопровождали лёгкие и средние бомбардировщики, сами наносили бомбо-штурмовые удары по наземным и морским целям с использованием пулемётного огня и боеприпасов калибром 20 и 500, а в отдельных случаях и 1000 фунтов. Отражали налёты вражеской авиации, обеспечивали ПВО конвоев и проводили патрулирование над прибрежными водами.


Подвеска британских 20-фунтовых бомб на подкрыльевые держатели P-40K-1 из состава 64-й эскадрильи 57-й группы, Тунис, весна 1943 года
По сравнению с прочими истребителями USAAF «Уорхок» был далеко не лучшим и явно уступал как «Лайтнингу», так и ленд-лизовскому «Спитфайру», зато в условиях Средиземноморья котировался выше «Аэрокобры», а главное - оказался самым массовым на театре на протяжении всей кампании. Впрочем, в сводках по наличию матчасти учитывались вообще все самолёты, включая находящиеся в тылу, на складах и в ремонте, а если брать только машины воюющих частей, то статистика получится иной.

С началом операции «Факел» и прибытием в Африку истребительных групп 12-х ВВС P-40, прежде бывшие там единственными американскими истребителями, на два месяца оказались в меньшинстве. С января 1943-го число машин всех четырёх типов (P-38, P-39, P-40 и «Спитфайр») стало примерно одинаковым и только в марте со вступлением в бой новых групп «ястребы» резко вырвались вперёд, составив чуть менее половины от общей численности американской истребительной группировки.

Если взять статистику засчитанных побед как неточный, но наглядный метод сравнения боевой эффективности самолётов-истребителей, то с уверенностью можно говорить о том, что P-38 полностью оправдали свою репутацию и на протяжении всей Тунисской кампании неизменно становились рекордсменами по результативности воздушных боёв. «Уорхоки» же, несмотря на менее высокие ТТХ, оказались более эффективным оружием воздушного боя чем «Спитфайры». По состоянию на 13 мая 1943 года победы истребителей этих трёх типов соотносились как 1 1/2 к 1 3/5.


Слева командир 60-й эскадрильи 33-й группы майор Леви Чейз-младший (Levi R. Chase Jr.), лучший американский ас Северо-Африканской кампании. Справа пилот 65-й эскадрильи 57-й группы капитан Рой Уиттакер (Roy E. Whittaker), с семью подтверждёнными победами ставший третьим по результативности асом американских P-40 в Северной Африке
Гораздо менее точным, зато более ярким мерилом эффективности истребительной авиации можно назвать появление лётчиков-асов. Всего за время кампании 32 пилота USAAF преодолели «магический» рубеж пяти побед, из них 18 летали на «Лайтнингах», 9 на «Уорхоках» и пять на «Спитфайрах».

Первыми лётчиками P-40, достигнувшими асовского статуса, стали в марте 1943-го офицеры 33-й FG майор Леви Чейз младший (Levi R. Chase Jr.) и полковник Уильям Момайер (William W. Momyer) и они же в итоге стали наиболее результативными лётчиками-истребителями кампании с 10 и 8 победами соответственно. Остальные асы P-40 воевали под руководством штаба 57-й FG (пятеро служили в самой группе, а двое в приданной ей эскадрилье 324-й FG), и трое из этой девятки стали «асами одного дня», отличившись во время «Резни в Вербное Воскресенье».
Камуфляжи «Уорхоков» пустыни

На момент подготовки африканской «экспедиции» Армии США стандартом для самолётов USAAF являлся двухцветный камуфляж из оливковой краски Olive Drab 41 на верхних и боковых поверхностях и серой Neutral Grey 43 на нижних. Однотонное оливковое покрытие обеспечивало не идеальную, но вполне приемлемую маскировку при ведении боевых действий в большинстве природных зон, а для тех, где она превращалась в демаскирующий фактор, «театровое» командование могло выбрать один из альтернативных вариантов.

Для песчано-пустынных территорий инструкция предлагала использовать водорастворимую краску Sand 26 - песочно-жёлтую с поначалу небольшим, но со временем всё более ощутимым розовым оттенком. Однако авиаторов не устроила её водорастворимость, поэтому вскоре появился «неавторизованный» вариант той же краски на основе нитролака.


P-40F-1 №41-13970 из состава 66-й эскадрильи 57-й группы, сфотографированный в декабре 1942. Самолёт окрашен в американский пустынный камуфляж и несёт «избыточное» число крыльевых кокард
С сентября-октября 1942 года обновлённая инструкция по окраске включала уже две краски с названием “Sand”: старый водорастворимый «Оттенок №26» остался в прежнем качестве, т.е. для нанесения временного камуфляжа, а для получения постоянного следовало использовать новую нитроцеллюлозную краску №49, чуть более тёмную и коричневую чем прежняя «Песочная».

Применительно к P-40 использование стандартного американского «пустынного» камуфляжа на Средиземноморском ТВД ограничивалось самолётами 9-х ВВС, то есть 57-й, 79-й и 324-й истребительных групп. Не исключено, что для некоторых аппаратов это была заводская окраска, но подавляющее большинство машин исходно были оливковыми и в «песок» (обычно №26, но на поздних машинах мог появиться и №49) перекрашивались непосредственно перед отправкой на театр или сразу по прибытии.

Так продолжалось вплоть до начала 1943 года, когда в восточную часть Северной Африки с очередными пополнениями стали поступать P-40 в британском трёхцветном тропическом камуфляже, перекрашивать которые никто не собирался и к лету они естественным образом (боевые и небоевые потери, списание по износу и передача в ремонт) вытеснили двухцветные аппараты.


Линейка P-40K-1, доставленных морем в Эритрею в декабре 1942 года. На левом фланге №42-46053, несущий британский тропический камуфляж. Остальные самолёты поступили в стандартном американском камуфляже для средних широт (оливковом), но два «правофланговых» истребителя уже успели перекрасить в песочный цвет
Окраски иностранного стандарта в USAAF появлялись обычно вместе с самолётами, полученными по обратному ленд-лизу (например, «Спитфайрами»), или предназначавшимися для поставок союзникам, но перенацеленных на собственные ВВС (так было с P-400 и частью P-40E и P-40K). В случае со средиземноморскими «Уорхоками» сценарий оказался другим: командование 12-х ВВС считало британский пустынный камуфляж из тёмно-коричневого Dark Earth и желто-песочного Middle Stone на верхних и боковых поверхностях при голубых Azure Blue нижних более эффективным, чем американский и предпочло видеть на своих одномоторных истребителях именно его.

Британские материалы использовали разве что на самолётах, перекрашенных в Англии и Северной Африке, каковых было меньшинство, а большинство получило такой камуфляж перед отправкой на фронт или даже на заводе и использовались в нём «коммерческие» краски фирмы «Дюпон», очень близкие, но не полностью идентичные оригинальным британским.

Начиная с середины весны 1943-го те немногочисленные «Уорхоки», что поступили в Северную Африку без британского или американского тропического камуфляжа, перестали перекрашивать и начали отправлять в части «как есть», поэтому в последних боевых вылетах Тунисской кампании можно было встретить P-40, окрашенные по как минимум трём разным стандартам (жёлтые, жёлто/коричневые и оливковые), а то и четырём, включая уникальный камуфляж, разработанный местным авиационным командованием и более нигде не встречавшийся.


Камуфляжная схема для P-40 из инструкции по окраске самолётов для Северо-Западной Африки
С началом Тунисской кампании американцы столкнулись с тем, что их авиабазы слишком часто становятся объектами атаки вражеской авиации и для улучшения маскировки самолётов на аэродромах штаб ВВС в Северо-Западной Африке в марте 1943 года выпустил инструкцию по нанесению нового трёхцветного камуфляжа.

В окраске полагалось использовать не авиационные, а «сухопутные» краски с бензином в качестве растворителя. Полная палитра состояла из восьми наименований: двух красок зелёных оттенков, пяти коричневых и одной голубой.

Универсальной считалась окраска из оливкового (Olive Drab) и коричневого (Field Drab) цветов на верхних и боковых поверхностях при голубых (смесь светло-синей и белой красок в соотношении 1:8), но если территория, на которой организованы стоянки для самолётов, имела ярко выраженный цветовой «акцент» (красный, жёлтый, зелёный или песочный), то на верхних и боковых поверхностях следовало использовать одну из пяти «специальных» расцветок.

На строевых самолётах новый камуфляж действительно появился весной 1943-го, но использовался достаточно редко и в основном на бомбардировщиках. Есть информация, что небольшое число P-40 его тоже получили, однако достоверно подтверждающих это фотографий распоряжении авторов нет. Это может объясняться как редкостью камуфляжа, просто не попавшего в объектив, так и тем, что вместо приведённой в инструкции схемы расположения пятен «маляры» использовали стандартную английскую, и поэтому на фотографиях оба камуфляжа выглядят одинаково.
Звёзды и полосы

В описываемый период опознавательные знаки американской авиации состояли из кокард в виде вписанной в синий круг белой звёзды, размещённых в четырёх позициях: по обоим бортам фюзеляжа, на левом крыле сверху и правом снизу. Но на некоторых истребителях присутствовали «лишние» кокарды на левом крыле снизу и, реже, на правом сверху, а у части P-40F-1 и K-1 раннего выпуска, перекрашенных из оливкового камуфляжа в песочный, на нижних поверхностях сохранилась отменённая ещё в мае 1942 года надпись «U.S. ARMY».


«Длиннохвостый» P-40F борт №X65 из 86-й эскадрильи 79-й группы, демонстрирующий британскую схему камуфляжа и «лишнюю» кокарду на правом крыле сверху
В октябре 1942-го для большего сходства американских знаков с британскими ввели тонкую жёлтую окантовку кокард, но в полном объёме это указание выполнили только в 33-й группе, а в остальных частях окантовки имелись лишь на отдельных истребителях.

Дополнительными опознавательными знаками на P-40 стали также декали с изображением американского флага, наклеенные на фюзеляжах и крыльях самолётов первого состава 33-й и 325-й групп, и британский триколор, в конце года накрашенный на килях всех истребителей 9-х ВВС.

От англичан 9-е ВВС заимствовали также традиционную для Средиземноморья красную окраску коков, а затем этот стандарт распространили и на самолёты 12-х ВВС.
Тактические обозначения

Маркировка «Уорхоков» Северо-Африканской кампании позволяет достаточно просто определить принадлежность машин. Например, 33-я FG тактических обозначений в тот период не применяла в принципе, и её истребители различались только серийными номерами, именами собственными и разного рода бортовой живописью. Зато 325-я использовала классические двухзначные бортовые номера, а в истребительных группах 9-х ВВС действовала единая система обозначений: 57-я FG маркировала истребители двухзначными тактическими номерами, нанесёнными по типу бортовых кодов (очень крупным шрифтом и с размещением цифр перед и позади фюзеляжной кокарды), а остальные две поступали точно так же, только перед первой цифрой номера добавляли немного меньшую по размерам букву “X” (79-я FG) и “Y” (324-я).


«Уорхоки» 65-й эскадрильи 57-й группы весной 1943 года. Два ближних аппарата несут американский тропический камуфляж, два дальних - британский. У всех на носу эмблема эскадрильи, накрашенная прямо поверх прежних обозначений
Эмблемы эскадрилий поначалу на самолётах отсутствовали, но с зимы 1942-1943 годов 57-я группа начала рисовать их на носу под выхлопными патрубками. Весной 1943 года к той же практике пришла 79-я группа, а 324-я во время боёв в Северной Африке эскадрильных эмблем как таковых не признавала, зато вместо них на части её истребителей имелся общегрупповой символ в виде жёлтого или красного ромба.

асы, США, world war 2, usaaf, curtiss, окраски

Previous post Next post
Up