Чёрный день первой бомбардировочной
В истории каждой авиационной части или соединения военно-воздушных сил любой державы бывают моменты взлетов и падений, ярких побед и удручающих потерь. 1-я бомбардировочная эскадра люфтваффе (Kampfgeschwader 1, KG 1) не является исключением из этого правила. Для этого соединения «чёрным днем» стали седьмые сутки развязанной Гитлером войны с Советским Союзом - 28 июня 1941 года.
Обстоятельства воздушной войны на Восточном фронте в этот день сложились таким образом, что KG 1, а точнее, II и III ее группы, потеряли безвозвратно (60% и более повреждении по немецкой классификации потерь) сразу 6 состоявших у нее на вооружении двухмоторных бомбардировщиков Junkers Ju 88A. Из состава экипажей этих машин 11 человек погибло, пятеро получили ранения, остальным посчастливилось уцелеть. Это были наиболее тяжелые потери, понесенные данным соединением люфтваффе с первого дня войны с СССР.
Ju 88A из состава KG 1.
Приведем список утраченных немцами самолетов с обстоятельствами потерь по данным Генерал-квартирмейстера Люфтваффе:
- Ju 88A-5 W.Nr. 884189 бортовой код V4+BN, из состава 5-й эскадрильи (5./KG 1) по неизвестным причинам потерян на 100%, район Riga - Erges. Весь экипаж (4 человека) погиб.
- Ju 88A-5 W.Nr. 883228 из штабного звена III группы (Stab III./KG 1) получил 70% повреждений от огня противника в районе Birzai - Riga. Экипаж не пострадал.
- Ju 88A-6 W.Nr. 882421 из 7./KG 1 получил 65% повреждений от огня противника, район Riga - Bausk. Экипаж не пострадал.
- Ju 88A-5 W.Nr. 883229, бортовой код V4+CR, из состава 7./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga. Из состава экипажа один человек погиб, трое ранены.
- Ju 88A-6 W.Nr. 882380, бортовой код V4+CS, из состава 8./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga. Из состава экипажа два человека погибли, двое ранены.
- Ju 88A-5 W.Nr. 882187, бортовой код V4+FT, из состава 9./KG 1 по неизвестным причинам потерян на 100 %, район Riga - Mitau. Весь экипаж (4 человека) погиб.
К этим данным следует также прибавить, что еще один Ju 88 из состава 7./KG 1 подвергся обстрелу с земли, в результате чего один член экипажа погиб. О повреждениях самолета данных нет.
Ju 88A из состава KG 1 на вынужденной посадке.
Автору не известны какие-либо заявки на воздушные победы советской истребительной авиации в этот день над территорией Латвии в районе Риги и южнее латвийской столицы (Бауска, Биржай), как сказано в немецких документах. В этих районах в этот день шли интенсивные боевые действия на земле (26 июня германские войска заняли восточную Латвию и захватили Даугавпилс, 29 июня после ожесточенных боев гитлеровцы взяли Лиепаю, а уже 1 июля 1941 года советские войска оставили Ригу). Остается предположить, что либо все перечисленные выше самолеты KG 1 стали жертвами советской зенитной артиллерии и ружейно-пулеметного огня наземных войск, либо район действия бомбардировщиков эскадры в немецких документах обозначен не совсем верно и события разворачивались приблизительно на 200 км западнее.
В этом случае “юнкерсы” могли частично стать жертвами летчиков-истребителей из состава 158-го истребительного авиаполка, трое из которых - младший лейтенант П.Т. Харитонов, лейтенант А.В. Чирков и младший лейтенант С.И. Здоровцев - в этот день получили на свои боевые счета каждый по одному бомбардировщику Ю-88, сбитому в воздушных боях западнее города Остров Псковской области. При этом Харитонов и Здоровцев, летавшие на И-16 (Чирков пилотировал Як-1), уничтожили свои жертвы таранными ударами. Как явствует из советских архивных документов, в первом случае один член экипажа немецкой машины выпрыгнул с парашютом и попал в плен, трое погибли, а во втором - спастись сумели двое и попали в плен, а двое погибли.
Реконструкция внешнего вида Ju 88A-5 W.Nr. 882187 из 9./KG 1, потерянного 28.06.1941.
В любом случае, кто бы ни уничтожил и повредил злополучные «Юнкерсы», день 28 июня 1941 года сложился для 1-й бомбардировочной эскадры крайне неудачно, став поистине чёрным в истории этого авиационного соединения.
.