"Костыль" - не лёгкая добыча
Продолжая тему «специалистов» по уничтожению определённых типов самолётов противника, остановимся на пилотах, имевших на боевых счетах больше всех сбитых ближних разведчиков Henschel Hs 126, заслуживших у наших лётчиков за неказистость внешнего вида насмешливую кличку «Костыль», а в документах обозначавшийся как Хш-126, либо, в начальный период войны, как Хе-126.
Наблюдатель занимает место в кабине «Хеншеля». Обзор с его позиции был превосходным.
В люфтваффе к 22 июня 1941 года было 275 самолётов этой модели. Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны Hs 126 уже считался устаревшим и не обладал ни выдающимися лётными характеристиками, ни мощным оборонительным вооружением, он не был лёгкой добычей для наших истребителей. Опыт и высокая выучка немецких экипажей и хорошая манёвренность «Костыля» делали его довольно трудным противником.
Всего наши асы (лётчики, одержавшие в воздушных боях 5 и более личных подтверждённых побед) сбили, по данным советских документов, около 700 «Хеншелей» - в среднем, не очень много на 3000 пилотов, и тем не менее, свои «рекордсмены» имелись.
Турельный пулемёт винтовочного калибра у наблюдателя - не самый весомый аргумент при атаке истребителя. Энергичное маневрирование на малой высоте и правильный камуфляж были гораздо эффективнее.
Наибольших успехов в борьбе с ближними разведчиками противника добился знаменитый герой сталинградского неба Михаил Дмитриевич Баранов - на его боевой счёт занесено 4 лично сбитых Хш-126, причём все эти победы были одержаны Барановым в начале его боевой карьеры, в конце 1941 - начале 1942 гг., на истребителе МиГ-3. Позже Баранов со своим полком пересел на Як-1 и отправился под Сталинград, где довёл счёт личных побед до 23 и был удостоен высшей боевой награды страны - звания Героя Советского Союза. Капитан Михаил Баранов погиб в авиакатастрофе 15 января 1943 года.
М.Д. Баранов на фоне своего Як-1.
Вторым в списке «специалистов» по уничтожению «Костылей» стоит знаменитый североморский ас, самый результативный советский истребитель 1941 года, летчик 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота Борис Феоктистович Сафонов, на боевом счету которого значатся три Хш-126, сбитых лично, и ещё один в группе. Все свои победы Сафонов одержал на И-16 в 1941 году. Воюя затем на ленд-лизовских истребителях «Харрикейн» и «Киттихаук», североморец довёл свой счёт побед до 20 лично и 5 в группе, и первым в советской истребительной авиации стал Дважды Героем Советского Союза. Подполковник Борис Сафонов погиб 30 мая 1942 года в воздушном бою с бомбардировщиками противника над Баренцевым морем при прикрытии союзного конвоя PQ-16.
Б.Ф. Сафонов у истребителя И-16
Третью строчку условного рейтинга занимают сразу 7 летчиков, одержавших по три индивидуальные победы над «Хеншелями»:
- Герман Григорий Иванович (42-й ИАП, МиГ-3 и Як-7, всего побед 17+0);
- Луганский Сергей Данилович (270-й ИАП, Як-1, всего побед 34+1);
- Руденко Анатолий Владимирович (23-й ИАП, МиГ-3, всего побед 11+2);
- Сычёв Петр Семёнович (13-й ИАП ВВС КБФ, всего побед 7+1);
- Ткачёв Василий Иванович (21-й ИАП ВВС КБФ, Як-9, всего побед 18+2);
- Федоза Александр Порфирьевич (20-й ИАП, Як-1, всего побед 7+2);
- Фигичев Валентин Алексеевич (16-й Гв.ИАП, МиГ-3, всего побед 15+2).
В заключение необходимо отметить, что далеко не все «Костыли», записанные сбитыми и вошедшие в боевые счета наших лётчиков, на самом деле были уничтожены или хотя бы повреждены. Не имея возможности (ввиду низкой максимальной скорости) удрать от советских истребителей, опытные экипажи «Хеншелей» выработали эффективный приём, благодаря которому им часто удавалось уцелеть после подобных «рандеву».
Сбитый «Хеншель» из состава эскадрильи ближней разведки 2.(H)/14.
Пользуясь тем, что многие наши плохо обученные пилоты, атакуя противника, открывали огонь с дальних дистанций, пилоты разведчиков при первых выстрелах имитировали беспорядочное падение своих машин. У атакующих при этом создавалось впечатление, что немецкий самолёт сбит (в документах часто встречаются записи, что «в результате атаки самолёт противника беспорядочно падал до земли в районе N»), тогда как на самом деле на небольшой высоте лётчик выравнивал машину и уходил бреющим полётом, маскируясь ландшафтом и складками местности. У атаковавших пилотов далеко не всегда была возможность это заметить, особенно если они оказывались втянутыми в бой с истребителями прикрытия.
.