"30 лет с начала чеченской войны - слишком значительный срок"

Dec 13, 2024 06:18

В группе "Братишка" опубликовали мое интервью, предваряющее выход книги https://vk.com/wall-567684_252446

Вчера, 11 декабря, состоялась годовщина одного из самых кровавых событий в истории современной России. 11 декабря 1994 года началась Первая Чеченская. Ровно 30 лет назад.
К сожалению, сейчас эти события отходят на второй план по восприятию и воспоминаниям у обычного обывателя. У нас нынче на "повесточке" СВО, где также гибнут наши парни, воюя за Правое дело. Но хотелось бы напомнить откуда растут "уши" всех этих конфликтов и вернутся к истории, которой свойственно повторяться, если мы с вами, современники, не делаем выводы и пытаемся забыть то, чего забывать совершенно нельзя!
Это касается не только развала СССР и его последствий, но и определенных действий и принимаемых решений в армии, правительстве и т.п.
Сегодня мы публикуем интервью с одним из наших Авторов, с кем работаем уже много лет. Олег Коршунов Автор не просто книги, а титанической исследовательской работы на тему Первой Чечни.
Книга на данный момент находится в стадии завершения редактуры и готовится к отправке в типографию. Но это все технические моменты. Скоро книга увидит Свет в новом формате, полностью переработанном и дополненном. А пока публикуем интервью с Автором.

Интервью с Автором книги Черный Снег Грозного Олегом Коршуновым.
Беседовал Руководитель интернет-журнала "Братишка" Ушаков Алексей:

"30 лет с начала чеченской войны - слишком значительный срок"

Зная много лет исследователя чеченской войны, специального корреспондента газеты "Ветеранские вести", издаваемой Комитетом по делам ветеранов, Олега Коршунова, а также плотно сотрудничая с ним в издании текстов, не мог не задать несколько вопросов в связи с наступившей годовщиной начала Первой чеченской войны. Несмотря на плотный график, Олег смог уделить мне время. Мы встретились, и результатом встречи стало предлагаемое интервью.
- Олег, сейчас готовится к изданию переработанная версия твоей книги "Черный снег Грозного". Что ты можешь рассказать о работе над книгой читателям?
- Работа шла с большими сложностями. Поиск материалов, их обработка, сопоставление зачастую весьма противоречивых данных является для меня делом обыкновенным, но в этот раз работа с воспоминаниями ветеранов, с полученными от них документами являло собой работу более сложную, чем обычно. Но это и понятно: возникают новые вопросы, на которые необходимо найти ответы.
- Охотно ли ветераны Чечни идут на контакт?
- По большей части люди хотят рассказать о том, что происходило с ними, с их товарищами. Они довольно откровенны. Баек о личном героизме в стиле незабвенного Фальстафа мне слышать не доводилось, и это хотелось бы подчеркнуть. Да, ветеран может плохо помнить то или иное событие в силу возраста, или перенесенных хворей, или же не хочет вспоминать (а такое бывает!) по причине особенностей характера. А ведь чеченскую войну вспоминать подчас очень и очень непросто. Человек хочет выговориться, он стремиться к этому, но воспоминания начинают приносить боль, и иногда контакт обрывается. Но и опасений возможных последствий своей откровенности также у ветеранов не меньше.
- Имеешь в виду...
- Имею в виду слухи о поиске прокуратурой Чечни, как сейчас говорят - "силовыми структурами" Чеченской республики ветеранов войны для последующих репрессий. Но это, будем откровенны, по большей части байки в стиле россказней времен войны о массовой продаже чеченским боевикам данных военнослужащих вышестоящими штабами, вездесущности чеченской разведки и прочее.
- Однако нельзя отрицать полностью обратное!
- Нет, не отрицаю, но в тоже время хочу заявить, что это явление чрезмерно преувеличено, влоть до гротескности изображения данного факта. Ветераны Первой чеченской войны, тем более какие-нибудь бойцы-мотострелки уж точны не нужны чеченцам. Резонансное дело здесь не откроешь!
- Но давай приведем пример: боях за Грозный на командира разведроты 879 гв.одшб Балтийского флота Е.Колесникова выходили боевики, называя его по старому позывному, использовавшемуся им в Афганистане. Возможно, это были его бывшие сослуживцы, не обязательно чеченцы.
- И эту байку сочинил другой офицер батальона, оставивший позиции, чудом сумевший выйти из-под плотного обстрела и вместо наказания получивший высокое звание! Видимо, для оправдания своего бегства он нафантизовал массу героических деяний, но его сочинительство очень хорошо легло в общую канву создания героического ореола вокруг батальона. Теперь же эти байки плотно вошли в историографию.
- Но нужно ли бороться с мифами, с легендами, если они настолько тесно срослись с действительностью? Не проще ли оставить так, как есть?
- В этом и заключается моя работа. Необходимо отделить зерна от плевел, факт подлинный от наносного сочинительства. За тридцать лет историография чеченской войны не сложилась. Историографии нет! Есть лишь отдельные работы, из которых не сложишь общую картину войны. А ведь какой эпизод не возьми, необходимо поднимать пласт воспоминаний, документов. Впрочем, вряд ли архивы откроют для исследователей, а если и откроют, вряд ли мы найдем там россыпь документов.
- Считаешь, что архивы пусты? То есть какие-то документы по боевым действиям могут быть уничтожены?
- Нет-нет, это слишком! Вряд ли в архивах вообще что-то есть из ряда вон выходящее. А вот на руках у ветеранов масса документов, которым как раз и место в архивах - выписки из Журналов боевых действий, а то и сами журналы, карты с нанесенной оперативной обстановкой. И разумеется, фото и видеоматериалы. Для последних всегда необходимо комментирование и атрибуция, иначе они немы для исследователя и, соответственно, совершенно бесполезны. Впрочем, зачастую и я могу ошеломить находками ветеранов. Герой России Сергей Сергеевич Шейко был весьма удивлен, когда я показал ему карту расположения частей и подразделений ОГВ (с), в том числе и рот его 879-го десантно-штурмового батальона морской пехоты КБФ, датированную 14 января 1995 года с пометками штаба батальона. Но тем не менее такой документ есть у меня в архиве.
Прошло слишком много времени. Многое потеряно безвозвратно, многие ветераны уже ушли. А ведь тем, кому в 95-м было двадцать сейчас уже "полтинник", а тем кому 40-45 ныне уже весьма преклонного возраста. Необходимо спешить! Новый век открыл новые проблемы, и чеченской войне явно уготована судьба забытой войны финской, оставшейся в тени грозных событий Великой Отечественной.
- Как понял, на многих известных лиц времен чеченской войны необходим новый взгляд?
- Новый взгляд необходим, но я имею в виду не сенсационное разоблачительство, не попытки принизить образ, но иное, более здравое. Ведь как происходит: появляется некий военнослужащий перед объективом видеокамеры, складно, с жаром что-то рассказывает, и вот началось - все прославляют нового героя! Но с чего вы взяли, что продемонстрирован именно герой, именно рыцарь без страха и упрека? Вот так же невзначай вывел в герои А.Невзоров подполковника Н.Баталова, врио командира 74 гв.омсбр Сибирского военного округа, показав его в документальном фильме "Ад", снятом 7-8 января 95-го.
- Это тот, что сказал: "То, что их, гадов, надо давить, так это правильно. Но давить обученным войском!"
- Да, подполковник Николай Баталов, человек, который полностью вычеркнут из истории соединения, и о котором никто из офицеров бригады не отзывался положительно! Никто! Более-менее попытался дать объективную оценку ему лишь бывший начальник особого отдела бригады, но и ему в качестве положительной черты врио комбрига пришлось отметить лишь личную храбрость. А воспоминания Н.Баталова грешат недомолвками, прямыми искажениями, и использовать их в исследовательской работе, как источник, практически невозможно.
- 74-я бригада придавалась корпусу генерала Л.Рохлина, а Баталова и поставил на должность именно Рохлин.
- А о Рохлине офицеры 74-й бригады отзываются куда как хуже, чем о Баталове! Конечно, в первые же дни января 8-й корпус, по численности едва ли превышавший полк, попросту закончился, практически полностью прекратив свое существование как соединение. Рохлин начал воевать приданными частями. "Бойтесь быть приданными!" - такова старая военная поговорка, еще времен Афгана. Приведу пример: с сибирской бригадой поехал в Чечню генерал-майор Н.Егоров, комкор 28 АК, в состав которого и входила бригада. В штабе группировки "Север" произошла потасовка, когда Егоров бросился на Рохлина: "Ты куда дел мою бригаду?!" Их разняли. Но это слишком характерный факт тех дней, отражающий весь накал обстановки. Потери в бригаде были значительными. Точнее, санитарные потери превысили норму, безвозвратные были не так велики. И это по всей группировке войск.
- А точнее? Хотелось бы увидеть более развернутые примеры.
- Что ж, вот развернутый пример. 8-я мотострелковая рота 693-го гвардейского полка под командованием гвардии капитана Олега Колосова вышла 11 декабря 1994 г. из Владикавказа имея штатную численность, полностью укомплектованная личным составом и техникой. На 14 января 95-го рота в составе 8 человек вместе с командиром занимала позиции в двух домах в квартале, премыкающем к дворцу Дудаева - бывшему Республиканскому комитету ЧИАССР. Я опрашивал О.Колосова. Весьма сложный человек с непростым характером. Впрочем, это не удивительно. На данный момент он выполняет боевые хадачи на СВО.
- И вот мы упомянули в беседе Л.Рохлина!
- Я не могу и не советую другим давать оценку его действиям как генерала и командующего. В конце концов, я в 95-м был пятнадцатилетний пацан, а сейчас, пост фактум или даже пост мортем, зная все, что прозошло далее, высказывать оценочные суждения дело зряшное и откровенно нелепое! Он исходил из складывающейся обстановки и наличествующих сил. Довольно и того, что было. А явно ненужные попытки высказать точку зрения тем или иным публицистом лишь вредят сбору материалов.
- Но что ты можешь сказать о Льве Яковлевиче Рохлине? Каково твое мнение?
- Я до конца так и не разобрался в этом человеке, и мне сложно судить о нем объективно и непредвзято. Впрочем, книга А.Антипова "Лев Рохлин. Жизнь и смерть генерала", вышедшая в 1998 году, одна из первых серьезных работ по грозненским боям и по сей день представляет историографическую ценность и рекомендуется к обязательному прочтению. Книга содержит в некоторых местах беглый характер, но ничего лучшего на данный момент нет и не предвидится. Появившиеся документальные фильмы о Рохлине весьма субъективны, неглубоки и носят апологетический характер. Панегирик сложно счесть за объективное исследование. Я имею ввиду фильмы С.Роженцева.
- Кстати! Первым о Рохлине поведал А.Невзоров в репортаже "Ад". На днях прошло сообщение, что у иноагента А.Незорова отняли принадлежащую ему на территории РФ собственность в пользу государства.
- Давно пора! Но как же Глебыча носило из стороны в сторону! От сторонника "краснокоричневых", как в начале девяностых именовали конгломенат лево-патриотческих сил, до подпевалы олигарха Березовского, носило от созданного им же движения "Наши" до лекций о человеческой анатомии, с попутным забегом в лошадиный манеж. В общем доносился, как биллиардный шар от борта к борту. Впрочем, возвращаясь к теме беседы, давно не покидает мысль, что в Грозном в начале январе 95-го он оказался не случайно.
- Ну он же журналист, и в девяностые лез в любую "горячую точку" за свежим материалом, желательно "жгучим".
- И все же не так проста ситуация, как представляется. И панегирик танкисту Григоращенко он пропел не просто.
- Что имеешь в виду?
- Он вполне мог знать И.Григоращенко по карабахской войне. В конце концов, они оба были на одной стороне - азербайджанской. И репортер Невзоров, и курсант бакинского танкового училища И.Григоращенко по прозвищу "Туркменский пионер", прозванный так за безбашенность и тягу к крайне опасным военным приключениям. Воевал Григоращенко в отряде атамана Владимира Колонтаева, пропавшего без вести в мае 2014-го под Славянском. А во второй половине января в Грозный прибыл и сам В. Колонтаев, привезший огромное количество гуманитарной помощи и действоваший из расположения 74-й бригады как с базы.
Не много ли людей, так или иначе связанных между собой, вдруг оказались в одном месте и в одно время?! Но впрочем, это лишь предположения, рабочая версия.
Впрочем, есть и более серьезные темы.
- Это очень интересно. Что за более серьезные темы?
- Вывоз оружия за пределы Чечни. Многие командиры ОГВ (с), в составе частей которых воевали, назовем их так, добровольческие казачьи отряды, например в 74-й и 205-й мотострелковых бригадах, закрывали на это глаза. Каждый боец был на счету, и потому приходилось взамен на дополнительные единицы личного состава, на лишние "штыки" не обращать внимания на вывозимое оружие. Вот страницы документов: "13 февраля текущего года (1995.-автор) на КПП с.Русского в 15 часов 30 минут была задержана автомашина МАЗ, в которой ехали казаки Железноводского казачьего округа, Пятигорского округа. При досмотре автомашины было обнаружено и изъято 11 огнеметов, 19 гранат РПГ-26, гранат ВОГ-17м - 120 штук, а также патроны различного калибра в общей сложности - 20386, в том числе пулеметных - 483 штуки".
"23 февраля 1995 года на КПП ст. Галюгаевской у пассажира а/м ГАЗ-53 казака М.,сначала было изъято 4 гранаты и 4 запала, а позже, в домовладении М., еще целый арсенал вооружений. Вместе с ним - дешифратор, клише, чистые бланки различных документов, а также топографические карты Генштаба г.Грозного, с грифом "Секретно".
Прибывший в Грозный в конце января 1995 года отряд казаков одиозного атамана из Терского казачьего войска Ю.Чурекова целенаправленно занимался сбором и вывозом оружия и боеприпасов из Грозного (полагаю, заодним и материальных ценностей, добытых мародерством).
Насколько известно, схроны с оружие расположены на Ставропольщине и Краснодарском крае. Конечно, вполне может быть, что за тридцать лет оружие распродано и тайники пусты. Впрочем, этот факт относится к, скажем, оперативной информации и может быть неточен.
- После "Черного снега Грозного" над чем будешь работать далее? Этот вопрос, думаю, интересен всем твои читателям.
- Тема Чечни не будет мною оставлена. В конце концов, если не мы, то кто? Фраза довольно истрепанная частым употреблением, но эта фраза верна. В данный момент работаю над материалами о "второй Чечне". Это вновь полки 19-й мотострелковой дивизии - 503-й и 693-й, а также 160-й танковый полк.
- Которым командовал Ю.Буданов? Что ты думаешь об этом человеке?
- Здесь вновь сработало то, о чем говорил выше. Общественное мнение наслушалось сверх меры историй о бое за Дуба-Юрт в конце декабря 1999 года, что никак не может представить себе Ю.Буданова в ином облике, куда как менее героическом! По большей части командовали комбаты, поскольку таких офицеров, как Арзуманян и Фролочкин, комбат-1 и комбат-2 - еще поискать. Ну и начштаба И.И.Федоров - офицер с академическим образованием, которому, в отличие от многих, Академия пошла впрок. Я интервьюировал Ивана Ивановича, он очень подробно поведал о боевом пути полка.
Вторая чеченская война далась не меньшей кровью, чем первая, но по большей части общественность слышала лишь о героических деяниях, бывших в действительности, или искаженных прогпагандой, или не бывших в действительности, а сочиненных на пустом месте. Это и бой под Улус-Кертом, и высота 1406, и операция "Охота на волков" - выход боевиков из Грозного в последних днях января 2000.
И здесь я не могу не упомянуть тех, кто оказывал и оказывает мне помощь в поиске материалов. Таких людей много, но я бы хотел выделить основные фамилии. Это ныне скончавшийся подполковник Георгий Владимирович Домысловский, помощь которого в начальном этапе поиска материалов о 19 мсд была поистине бесценной. Это В.Филь, В.Брагин, В.Дмитриенко(503 гв.мсп), А.Терлеев, С.Тараканов, К.Занин (74 гв.омсбр), Л.Назаров и А.Разумов (21 овдбр), А.Конторин (76 гв.вдд), А.Аулов и И.Крещенок (336 гв.обрмп)
- Ну а мы со своей стороны обещаем познакомить читателей с новыми изданными книгами Олега Коршунова!
Previous post
Up