Я уже давно слышал от некоторых, что "каноны запрещают поститься в субботу", а тут на днях прочитал в интервью с одним московским протоиереем:
"- Все привыкли поститься в субботу перед Причастием.
- А зачем? Тем более, что решение Седьмого Вселенского Собора запрещает пост в субботу".
И решил разобраться, действительно ли запрещают, и что именно.
(
Read more... )
Вот ещё один пример, совсем другой. У о.Филиппа недавно была хорошая дискуссия: http://pretre-philippe.livejournal.com/183793.html . Но я даже не о ней самой. Там промелькнул вот такой комментарий:
"Св. Василий Великий считает, что после 40 даже мирянин должен уже достигать такой высоты духовной жизни, что выступает против второго брака, если вдовцу за 40. Мол, в 20-30 лет плоть берет свое, а в 40 и далее это уже сластолюбие, которое не имеет оправдания."
Вот это рассуждение - в высшей степени характерно для Православия! Смотри, какая тут схема:
1) провозглашается некий идеал, сам по себе разумный, но не универсальный: "достаточно духовный человек после 40 уже не должен стремиться к браку"
2) этот идеал провозглашается нормой: "любой православный человек не должен стремиться к браку после 40"
3) потом он становится дубиной: "ЗАПРЕЩАЕТСЯ жениться после 40".
Но ведь это ужасная, механическая логика, ничего общего не имеющая с христианством.
К счастью, к вопросу второго брака в современной практике такого отношения нет. Но он есть по отношению ко многому другому: к посту, к молитвенным правилам, к послушанию духовнику: есть правила, кто их нарушил - тот совершил грех, и должен в этом каяться. Тогда как, подумай! Ну с какой стати несоблюдение поста - это грех? Пост - достойная, важная духовная практика, которую стоит рекомендовать христианину, потому что христианство - оно по сути своей аскетично. Но требовать его соблюдения, а тем паче, называть грехом его несоблюдение - совершенно необоснованно. Но это, тем не менее, широко делается. Почему? Потому что так написано в Уставе и канонах, а против них не попрёшь, и если хочешь делать как-то иначе, то будь добр обосновать это из них же - из Устава, правил, но только не из Евангелия.
Потому и вынуждены хорошие опытные священники тихой сапой давать другие рекомендации прихожанам, либо "обосновывать" их так, как это сделал о.протоиерей из моего поста.
Reply
Reply
Leave a comment