Автомобильная прогулка по Таганке

Jul 06, 2021 22:44


 В начале было фото. Я просто катался по удивительно тихому и пустому городу. Медленно, даже без музыки. И как прекрасен город пусть жарким, но уже повернувшим к прохладе вечером. Я приглашаю Вас потрогать старую штукатурку, удивится висящим над тротуарам фонарям, смотреть не только на фасады, и обнаружить древности.
 Первая остановка - Яузский бульвар. Примыкающее к Яузе звено бульварного кольца, длинной всего четыреста метров, пожалуй, самый тихий и камерный. Здесь даже осталась часть исторического маршрута А (Аннушки), в то время, как со всех остальных бульваров трамвай ушёл. Эти места облюбовала знать, здесь находились имения Юсуповых, Еропкиных, Головиных. Богатые дворы постепенно стали вытеснять бедных слободских обитателей.. Но во время Отечественной войны, Яузская дорога, по которой отступала русская армия, стала эпицентром пожара 1812 года, и весь район буквально выгорел дотла. После этого участки стали переходить в купеческие руки, и вместо городских усадеб на них появились доходные дома. Перед высоткой как раз и можно заметить образец купеческой застройки бульвара - доходный дом Болдаревых, образец раннего московского Модерна.



Поистине московская постройка стоящая на поистине московской улице Хохловке: вьётся, изгибается, идёт вверх, ныряет вниз: и вот перед нами церковь "Высокого Стиля", или узорчья. Храм Троицы Живоначальной в Хохлах древняя, по нашим меркам постройка 1696 год, а стоящая на её месте деревянная, упоминается ещё на Сигизмундовом Плане, датированным 1610 годом. Даром, что после пожара 1737 церковь года стояла более полвека заброшенной и после реставрации получила ампирные черты. И да, название Хохловка связанно с тем, что здесь селились Украинцы, вы угадали;)


Посмотрите направо! Это жилой дом военно-инженерной академии им. Куйбышева. Дом трёх эпох: он строился на излёте конструктивизма и хранит строгие формы 20х, но линия партии уже намечала свой поворот, и перед самой войной, дом начал обретать чуть более парадный вид, тяготея к Арт Деко. А южное крыло(на фото) нашего героя было вообще достроено только во время войны, и до 60х годов оставалось неоштукатуренным. Примечателен этот, кстати говоря, каркасный дом(привет высоткам!) выразительной аркой обрамлённой фигурами- аллегориями. Одна из них на фото - Мужчина с отбойным молотком и книгой. Ну странно, правда..?


"-- А теперь, Глеб Иванович, зайдем в "Каторгу", потом в "Пересыльный",
в "Сибирь", а затем пройдем по ночлежкам.
-- В какую "Каторгу"?
-- Так на хитровском жаргоне называется трактир , вот этот самый!
Пройдя мимо торговок, мы очутились перед низкой дверью трактира-низка в
доме Ярошенко.
-- Заходить ли?--спросил Глеб Иванович, держа меня под руку.
-- Конечно!
Я отворил дверь, откуда тотчас же хлынул зловонный пар и гомон. Шум,
ругань, драка, звон посуды... Мы двинулись к столику...»
Это легендарный трактир «Каторга». Гиляровский приводил сюда Станиславского, Немировича-Данченко, Художника-постановщика Симова, ставившего «На Дне». Сюда же приходили актёры, чтобы перенять типажи и сыграть обитателей ночлежки со всею достоверностью. А в основе дома лежат палаты 17 века, уникальные наличники с изразцами тех времён раскрыты на стене со стороны двора.



А это флигель, то есть служебная постройка Усадьбы Клаповской. Отличный образец Ампира -парадного победного стиля. Догадаетесь, когда построена? Конечно, после войны с Наполеоном, в 1816-23 годах! Усадьба пережила удивительный исторический каламбур: в советское время здесь располагался «Дом научного атеизма», в наше время его сменил «Центр Духовного Наследия»..


Фабрика Алексеева(Станиславского) это примечательный образец промышленной архитектуры начала ХХ века. Главный фасад повторяет изгиб улицы, минимальное количество декора компенсируется чередованием больших окон и лопаток, что придаёт зданию монументальный, лёгкий и функциональный вид, актуальный по сей день. Да, директором распорядителем был тот самый Константин Станиславский, театральный режиссёр. Интересно, что при фабрике был театр, под который было выстроено отдельное крыло. Особенно отрадно, что действует театр до сих пор, и в том же здании!




Нотопечатня Югендсона. Наслоение судеб, строений и эпох. Здесь пластами открывается древняя кладка вместе с историей места. Краснокирпичная часть - палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, 1665 года постройки. Позднее перешла к фельдмаршалу князю М. М. Голицину, а в 1770 году была передана под Московский архив. И уже благодаря следующему владельцу земельного участка - Петру Югендсону, владельцу крупнейшей в России нотной печатни. Пётр дружил с другим известным Петром - Чайковским, и так сложилось, что почти все произведения его печатались у Югендсона. В левой части снимка светло-голубая часть промышленной архитектуры была построена в 1895 для нужд типографии. Примечательно, что Пётр Иванович увлёкся историей места, изучал архивы касаемо старых палат. Даже определил места, где спала барыня Голицына, и очень хотел восстановить красное крыльцо старого князя, но средств недоставало.


Высотная доминанта района, встречайте - высотка на Котельнической. Слева и справа вы видите остатки исторической застройки обрывающегося переулка. Но почему со двора и почему смотрим не на открыточный вид? Дело в том, что для её строительства были буквально стёрты с лица земли несколько старомосковских переулков - Большой и Малый Подгорные, Курносов и Свешников. Таким образом, давно витавшая в воздухе идея социально-бытовых комплексов, жителям которых не нужно идти километр до ближайшей булочной, где всё своё и детский сад, и прачечная, и булошная (устар. от булочная) здесь приняла метафизический характер: так, квартал со своей старой купеческой жизнью перевоплотился в один дом-город. Впрочем, лиц и устоев не сохраняя.


Институт философии или банк? Древние палаты или доходный дом? Купеческая усадьба или графская? Три, четыре, все пять этажей! И всё это один дом, встречающийся на гравюрах аж с 1707 года. В какой-то момент зафиксировано авторство Казакова и авторство Баженова. Говорят, что владение послужило прототипом усадьбы Безухова в романе Льва Толстого.


Наконец, подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Расположено точно за высоткой. Исторически это место называлось Швивой горкой. Монастырь не случайно был заложен на горе, он являлся доминантой места, просматривался из кремля, и за много вёрст вокруг. Удивительно, как уцелел этот монастырь, допустить такое, видимо, помогло строительство высотки в низине, которая заслонила комплекс от лишних глаз советских чиновников. Сейчас Швивая горка полностью выключена из московских панорам.


Москва, Усадьба, Архитектура

Previous post Next post
Up