Надо признать, с первым концертом третьего дня я ошибся. Повёлся, понимаешь, на имена Пярта, Шнитке, Стравинского. А это оказался концерт хоровой церковной музыки с XV века и почти до наших дней. Так что очень быстро я начал клевать носом в бесконечной череде Аве-Марий и Богородице-Дево, где Стравинский не особо отличается от какого-нибудь средневекового Якоба Аркадельта. Только Шнитке и Пярт привнесли чуть-чуть эмоций в это клерикальное болотце, да Бах умаслил душу чистой красотой. А так все сидели с постными лицами, а хористы строго смотрели в зал. Им бы в концовке спеть известный молебен Pussy Riot, ну который в ХХС был, уверен, это добавило бы оживленья.
Зато следующий концерт, тоже хоровой, был прекрасен (как и ожидалось). Это тот самый «Голос Корсики», ансамбль Tavagna, песни корсиканских, типа, пастухов.
Семь немолодых колоритных мужчин (вряд ли пастухи, скорее - персонажи корсиканской мафии из банды Цезаря Лучиани в фильме "Пророк") продемонстрировали свое незаурядное певческое искусство. Это было действительно круто - полифония там, все дела. Но при этом просто, без всяких понтов и передподвыподвертов. Жаль, сейчас им предстоит вернуться на остров к своим овцам. И баранам.
Жара все не спадала, выйдя на улицу я начал плавиться, но, подкрепившись кофе по-мавритански и салатом с овечьим сыром (музыкой, должно быть, навеяло), снова воспрянул духом. Следующим был Базельский концерт Стравинского (1946 г.) в исполнении Камерного оркестра (см первый день). Как профан в музыке признаюсь, что молодой Стравинский-модернист мне куда ближе маститого Стравинского-неоклассика. Конечно, отблеск гениальности есть и на поздних произведениях, но в них нет животной дикости «Жар-птицы» и яростной мощи «Весны священной». Ну а этот концерт - как раз из поздних. И все равно, Стравинский такой автор, что его надо слушать всегда, всё и при любой возможности. Так что спасибо милая филармония и оркестр Алексея Уткина, что устроили этот концерт.
Потом, правда, зачем-то был еще Глинка, но я замкнул уши и не слушал его. А на закуску сыграли сюиту из балета Жана-Батиста Люлли, сына мельника и придворного композитора Людовика XIV. К сожалению, это не тот сын мельника, который получил в наследство кота в сапогах, и не тот, кто унаследовал мельницу. А тот, кому достался осёл. Ладно, шучу. На самом деле, это было по-своему интересно. Нужен бы только еще видеоряд с изображением церемонных танцев парижского двора. А так дирижеру и гобоисту Уткину пришлось самому немного приплясывать, чтобы отразить аутентичность эпохи. Ну а концовка и вовсе была феерической. Музыканты постепенно затихали, один за другим, лишь наряженная в красное платье рыжая девушка за клавикордами все продолжала играть. Дирижер посмотрел на нее строгим взглядом. Потом демонстративно показал на часы (а она все играет). Тогда и музыканты стали размахивать нотами и смычками (а она не останавливается). И тут все вскочили, затопали и несколькими бурными аккордами завершили представление. Зрители валятся с кресел от хохота и восторга и кричат «бис».
Последний фестиваля концерт хорошо закольцевался с первым. Помните, я говорил о некоем несоответствии между залом, публикой, музыкой? Тут оно тоже проявилось. Но обо всем по порядку. Французский пианист немецкого происхождения Эммануэль Россфельдер (эльзасец, надо полагать) играл на испанской гитаре музыку бразильских, парагвайских и итальянских авторов. Куртуазно как француз и педантично как немец. Виртуозно, короче.
У Россфельдера суровое лицо офицера вермахта, повоевавшего на Восточном фронте и оказавшегося после Второй мировой в Южной Америке. И вот этот мрачный тип изгиб гитары желтой обнимает нежно и изливает на огорошенных слушателей романтические и страстные сочинения своих новых компатриотов. А также старых итальянских союзников. Это, конечно, всё мои нелепые фантазии, а так-то классно было. Всё!
3.1.Музыкальные отражения Европы
Исполнители
- Симфонический хор Свердловской филармонии
- Художественный руководитель и дирижер - Петренко Андрей
- Шайхиева Альбина (сопрано)
- Перевалова Светлана (сопрано)
В программе
Произведения Лотти, Палестрины, Моцарта, Мендельсона, Мессиана, Равеля, Рахманинова, Стравинского, Пярта
3.2.Голос Корсики
Исполнители
Ансамбль корсиканского пения Tavagna, Франция
3.3.Базельский концерт
Исполнители
- Государственный академический камерный оркестр России
- Дирижер и солист (гобой) - Алексей Уткин
- Андрей Ярошинский (фортепиано)
В программе
- Стравинский. Концерт in D «Базельский»
- Глинка. Блестящий дивертисмент на тему оперы Беллини «Сомнамбула»
- Люлли. Сюита из балета «Мещанин во дворянстве»
3.4.Сны о Бразилии
Исполнители
Эммануэль Россфельдер (гитара), Франция
В программе
- Вила-Лобос. Шоро № 1
- Вила-Лобос. Прелюдии №№ 1, 3
- Вила-Лобос. Этюды №№ 8, 11
- Барриос. «Сон в лесу»
- Аркас. Фантазия на темы из оперы «Травиата»
- Джулиани. Россиниана № 1