О том, что такой концерт планируется, я узнал чуть ли не год назад. И с тех пор думал о нём, вожделел его. Он был мне желанен. Как ни странно, хотя этой музыке сто лет и больше, она по-прежнему остаётся новой, и звучит куда радикальней, чем многие произведения, написанные позже. Да играют её редко, у нас - почти никогда (все четыре прозвучавших в этот вечер нововенских опуса - премьеры для Екатеринбурга).
Шёнберг, Берг, фон Веберн
И давать такой концерт - необычно и смело для нашей филармонии. Но сначала прозвучали предтечи и прародители: Вагнер, Малер, популярное юношеское произведение самого Арнольда Шёнберга, отца новой венской школы. Ну а потом всё началось в полный рост. Вот это необычное время - первая четверть XX века, когда во всех областях науки, искусства и других сферах деятельности человечества произошли революции и войны. Яростный Альбан Берг, мистический Шёнберг, и самый волшебный, самый чудесный композитор за всю историю музыки, возможно: Антон фон Веберн. Артём Варгафтик рассказывал додекафоническую историю интересно, подробно, но аккуратно, чтобы не распугать публику. Поднимает ли эта музыка с колен? Определённо, да!
Программа концерта
К 150-летию со дня рождения Арнольда Шёнберга
Шёнберг. Секстет «Просветленная ночь» (фрагмент)
Вагнер. Вступление к опере «Тристан и Изольда»
Малер. Симфония № 9 (III часть, фрагмент)
Шёнберг. «Предчувствие» из цикла «Пять пьес», op. 16
Берг. Марш из цикла «Три пьесы», op. 6
Веберн. Симфония, op. 21
Шёнберг. Вариации, op. 31
Исполнители
Уральский академический филармонический оркестр
Дирижёр - Доркин Алексей
Автор абонемента и ведущий - Артём Варгафтик