Генеалогия даёт эффект "тёплого тулупа"- человек начинает собирать сведения, своего рода, исправляя несправедливости судьбы, несправедливости забвения, которой преданы его родственники. Это похоже на молитву, которая делается действием, в данном случае, молитва-память, воспоминание. Само собой, человек делая так, подсознательно рассчитывает, что также поступят и с ним, а значит, "связующая нить" не прервётся.
Не стоит, впрочем, забывать, что это может оказаться ещё одной формой самообмана.
* * *
История России не оставляла человеку прожить 20-век спокойно. Даже если человек уходил в тайгу, власть и время доставали его и там, как достали, в конце концов, семью старообрядцев Лыковых, стоит интересоваться историей семьи сюжетно, где в основе сюжета вопрос - как семья, род, пережили 20-й век? Как они уклонились от его ударов? А, может быть, они наоборот использовали его треволнения в своих интересах?
Не исследуйте историю своей семьи просто так, задавайте ей, истории, вопросы - как будто вы разговариваете с многолосым собеседником, который отвечает вам из под земли.
* * *
Мы считаем, что мёртвые, массово погибшие на войне, представляли свою смерть как жест. На самом деле, мало кто хотел умирать.
Причина того, что в СССР было так много пропавших без вести в том же, почему в СССР с 1930 по 1953 год в репрессиях погибло несколько миллионов человек. Меня всегда поражало, что в основе поискового движения стояли не ветераны, которые видели, как погибали их сослуживцы, а молодое "непоротое" поколение. Причина этому проста - советские народ победил немцев, однако пуще немцев боялся он собственной власти. Немцы морили голодом, своя власть превращала в лагерную пыль.
В войне проиграли те, кто погиб. Уже их победа была использована много раз теми, кто остался жив, также, как их тела долго оставались без погребения десятки лет, перепахивались тракторами. Почему СССР, который умел стирать память о живых, должен был помнить мёртвых?
Это чувствуется в подлинно военных песнях " и будет карточка пылится на полке нераскрытых книг".
"Свет лампы воспаленной. Пылает над Москвой". - бравурный куплет про "помнит мир спасённый" был добавлен уже позже, в изначальном тексте его не было.
Про это писал даже Симонов, насквозь советский писатель в "Живых и мёртвых", пытаясь осознать то, что осознать нельзя - то, что мёртвые уходят из этого мира навсегда, и никакая "светлая память" им не поможет, да и будет ли она?
В общем, это было достаточно новое явление, так, в гораздо более голодные годы после Гражданской войны, государство смогло выпустить список погибших во время гражданской войны. На Финской и Великой Отечественной таких сантиментов уже не было. Происходила массовая переделка человеческой породы в "человека беспамятного" и "человека, который может оправдать всё".