Личная драма на фоне изменений в церкви.
"Конклав" - это не детектив и не конспирология в духе Дэна Брауна, а камерная картина о выборе, долге и ответственности.
Пожилой прогрессивный Папа умирает, что означает созыв конклава и ожесточенную борьбу за папский престол, сопровождаемую скрытыми интригами, обидами и даже скандалами. Декан Лоуренс (Рэйф Файнс) отвечает за организацию конклава, порядок и отчасти имеет возможность влиять на результат, так как все нити замыкаются на нем.
Сбор кардиналов напоминает съезд политической партии, выбирающий нового лидера. Делегаты ведут себя деловито, переговариваются в кулуарах, встречаются на деловых обедах, проживают не в кельях, а в уютных номерах пятизвездочного отеля. От политиков их отличает только роскошное облачение и и необходимость возносить молитвы Господу.
Операторская работа подчеркивает смысловые акценты. Величественный Рим, преобладание красно-белых-черных оттенков, гулкие коридоры и необъятные залы и тут же, на контрасте, фигуры простых людей, до которых никому нет дела, монахинь, обслуживающих конклав в качестве поварих, официанток и горничных, груды окурков на тротуаре, оставленных церковными иерархами.
Герои в речи используют разные языки: английский, латынь, итальянский, испанский.
Претенденты на престол делятся на два лагеря - консерваторов и либералов. Шумный Тедеско (Серджо Кастеллито) - лидер первых, громогласный итальянец, с душком ксенофобии в речах, ратующий за возврат к латыни и так называемым "традиционным ценностям". Трембли (Джон Литгоу) - небезупречный лидер вторых, как по бумажке выступающий за толерантность, права всех меньшинств и женщин. К консерваторам относится чернокожий кандидат Адейеми (Лусиан Мсамати), а к либералам - кардинал Беллини. В сценарии не показана четкая разница между лагерями, поэтому зрители не совсем улавливают причины стойкого нежелания Беллини и Лоуренса допустить победу Тедеско. Тем более, что Серджо Кастеллито обаятелен и эмоционален. Джон Литгоу, напротив, подчеркивает в своем персонаже лицемерие и двойное дно.
На протяжении двух часов мы наблюдаем за внутренним конфликтом декана Лоуренса, каждый шаг которого сопровождается сложным выбором - обнародовать или скрыть информацию, голосовать сердцем или за меньшее из зол, расследовать или замолчать грешки соратника. Каждое решение касается того, поддержать Церковь или христианские истины. Рэйф Фэйнс мастерски обыгрывает душевные метания кардинала, отражая в мимике, походке и жестах переживания и сомнения. По мере развития событий лицо становится серым и опухшим, руки дрожат, эмоции захлестывают. Лоуренсу придется побороть искушение самому стать папой.
Кандидаты забывают о бедных и немощных, о сути своего служения. Только один из них, тайно назначенный предыдущим Папой на свой пост кардинал Бенитес благодарит монахинь за гостеприимство, только он помнит, что Бог есть Любовь.
Развязка фильма кажется проявлением божественного чуда и в какой-то степени связана с представлением о божественной Софии. В реальности же прожженных карьеристов ничем не проймешь, даже вторым пришествием Христа.
Режиссер Эдвард Бергер поднимает тему морального выбора, кризиса веры и разочарования в Церкви, борьбы за власть. Достойная работа, держащая в напряжении от начала до конца. Удачное сочетание проблематики, визуального ряда, музыки, актерской игры.
После просмотра уже нашла книгу Р. Харриса, по которой снят фильм.