Лето - пора для очередного "Щелкунчика".
На этот раз классика Большого театра, ставшая многолетней новогодней традицией. Партии Мари и Принца традиционно отдаются звездам. Запись 1977 года запечатлевает премьерный, "золотой" состав - Максимова, Васильев, Левашов (Дроссельмейер).
Мариинский театр предпочитает детскую версию Василия Вайнонена. Григорович сконцентрировался вокруг сна юной барышни в препубертантном состоянии, на грани взросления, на пороге юности и предвкушения первой любви. После пробуждения героиня оказывается обновленной, ощущая себя уже не шаловливым ребенком (какой-нибудь прогрессивный немец впихнул бы первую менструацию).
Партию Мари балерина исполняет в зрелом возрасте, в районе 38 лет, что восприятию не вредит. Режиссер, правда, взяла неудачный крупный план в последней сцене, с которого Мари не выглядит девочкой. Владимир Васильев строен и мужественен. В обновленной версии Принц переодевается в светлое трико. Выбор красного цвета для костюма Принца-Щелкунчика остается загадкой, такой покрой и цвет не подойдут даже обладателю идеальной фигуры.
Декорации скромные, выцветшая пленка не передает яркость и качество костюмов. Изюминкой являются народные танцы. Испанский танец в трансляции показан урывками и бегло. Восточный танец вдохновлен индуистскими божествами и практикой медитации. Китайский танец трюковой, требующий от артистов выносливости. За ними следуют Русский танец и Танец пастушков с овечкой на привязи.
В 1970-е техника съемки балетных спектаклей оставляла желать лучшего. С кордебалетом режиссер не справилась, не сумев подобрать нужный ракурс. Ну и склейки сильно заметны. Оркестр отработал на высоте. Плохо, что после второго акта не представили исполнителей танцев.
Максимова и Васильев находятся на пике популярности и восторженно принимаются публикой, забрасывающей их букетами.
P.S. Ни один спектакль не дает возможности забыть о "текущем моменте". Так и ждешь требования какого--нибудь малоумного депутатишки убрать из репертуара Петра Ильича по понятной причине.