"Трагедия Макбета" (США, 2021)

Mar 07, 2023 18:06

Сольный фильм Джона Коэна.



Экранизация Макбета отличается выдержанностью стиля и визуальной частью, созданной оператором Брюно Дельбоннелем. Картинка серая или  черно-белая с преобладанием крупных планов, с усиленным вниманием к мелким деталям, создающими необходимый эффект. Мрачная гористая Шотландия, дорога, расходящаяся в две стороны, намекающие на возможный выбор героев (остаться верным королю или убить его; поймать мальчика или пощадить), призрак Банко в образе совы, зловещий птичий гвалт, ветви деревьев, прикрывающие наступающее войско и грозящие Макбету провалом.

Особенно удались сцены с ведьмой (Кэтрин Хантер), где зрителю предоставлена возможность самому догадаться, имеем ли мы дело с растроением личности, оптической иллюзией или галлюцинацией. Злой дух, вытащивший дурное из нутра тана, трансформируется в добродушного старичка в одной из следующих сцен. Ведьмы могут соблазнить, могут подтолкнуть  человека к решению, но ответственность - результат его свободной воли.

Макбет (Дензел Вашингтон) получился среднестатистическим, без внесения актером личных красок. Колебания героя, его нестойкость перед соблазном актер отработал прилично, но вот нарастающая зависимость от власти, страх ее потери не отработаны по нарастающей.  Шотландец ведь, однажды оступившись, не может остановиться и злодеяния нарастают как снежный ком. Вашингтон не смог передать одержимость властью. Для российского зрителя, пожалуй, на данный момент самая важная тема в пьесе Шекспира - власть как дурман. По большому счету королевский трон Макбету был не нужен. Два титула обеспечивали богатство и почет значительной части населения. Трон передавать все равно было некому. Какая разница, кто будет царствовать после него? Здесь Коэн упустил мотив зависти к отцам семейств. Новоиспеченный правитель стремится вырезать семьи недругов вместе с отпрысками как будто мстит за свое нежизнеспособное потомство.

Леди Макбет (Фрэнсис Макдорманд) показана честолюбивой женщиной, чуть ли не заставившей мужа совершить преступление. В сцене на пиру она ловко выкручивается, объясняя припадок мужа хронической болезнью. После этого мы видим ее нездоровой, пытающейся стереть кровь с рук. Почему хладнокровная безжалостная дама стала страдать угрызениями совести? Этот момент остался без объяснений.
Главные герои гораздо старше шекспировских. Макбету и его жене в районе 30-40 лет. Вашингтону и Макдорманд - 50-60. Именно в этой пьесе возраст влияет на мотивацию. В первоисточнике супруги еще не потеряли надежду на наследников.

Банко сыграл утонченный Берти Карвел, до неузнаваемости перевоплотившийся в грубоватого прямого воина, слишком поздно понявшего опасность своего положения.

Уютно показана семья Макдуфа. Его милая жена (Моусес Ингрэм) с детьми не успели вовремя скрыться. Эту ситуация режиссер дает под современным углом. Для нас поступок Макдуфа, бросившего без защиты близким, кажется предосудительным, на грани предательства.

Второстепенному персонажу Россу отведена особенная роль, расширенная по сравнению с пьесой. Росс - то ли священник, то ли слуга, то ли воин, то ли посланник Провидения, чьи замыслы зрителю неясны. Росс казнит предателя и сообщает Макбету о его новом титуле. Затем персонаж спасает от гибели юного сына Банко, при этом не пробует предотвратить убийство семьи Макдуфа. Росс символизирует, что борьба за корону не закончена. Впереди война между наследниками Дункана и Банко.
Опыт визуального осмысления шекспировского сюжета.

P.S. Почему возрастноe ограничение 18+?

кино, Шекспир

Previous post Next post
Up