НАД ГЛАВОЙ КОРРУПЦИИ ПЫЛАЕТ ФАКЕЛ

Feb 21, 2018 12:42

По мотивам статьи НИЦАНА КЕЙДАРА, «Бе-ШЕВА» №782, 15.02.2018.

В рекомендациях полиции против Нетаниягу самой большой неожиданностью явился главный свидетель, который по непонятной причине сообщил о коррупции только после того, как стал главой оппозиции. Это можно расценить так, что полиция намеренно подала свои острые рекомендации, чтобы не оставить Мандельблиту никакого выхода, чтобы он никак бы не смог предотвратить придания Нетаниягу суду.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛИЦИИ ПРОТИВ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ни для кого не оказались сюрпризом. Я не верю, что кто-то в политической системе думал, что это будут какие-то простенькие, малозначащие рекомендации. Но настоящим сюрпризом оказалось вмешательство в это дело Яира Лапида, который разъяснил, что его свидетельство касательно связей между Нетаниягу и бизнесменом Арноном Мильченом оказалось самым значимым при формировании рекомендаций.
Может быть, лидер партии «ЕШ АТИД» - рыцарь справедливости и борец против коррупции во власти. В таком случае он заслуживает нашей похвалы! Но точно так же стоит задаться таким вопросом насчёт этой борьбы за справедливость - почему, коль скоро всё это действительно происходило, несколько лет назад, это раскрылось только сейчас, перед самым окончанием расследования «дела о подарках», когда Лапид был вызван в полицию для дачи показаний?
Лапид этого и не отрицает: «По ходу расследования «дела 1000» ко мне обратилась полиция, попросив меня дать показания о том периоде, когда я возглавлял министерство финансов. Как и всякий законопослушный гражданин Израиля, я дал им показания, которые касались попыток расширить действие «Закона Мильчена» до 20 лет. Несмотря на всё оказываемое на меня давление, я отказался нарушить закон», - сказал Лапид, давая свою реакцию на рекомендации. При этом он снова подчеркнул, что, как рыцарь справедливости, он мог бы, в бытность действующим министром, в момент истины размахивать властной коррупцией, если таковая действительно имела место. Но этого не было.
Можно счесть, что это попросту не было верно с политической очки зрения, но это только хорошая оценка, как любая другая. Реакция Лапида на рекомендации - это уже вопрос несколько более политический. «Даже если закон, как таковой, не обязывает главу правительства уйти в отставку, в правовом государстве человек, которому предъявляются столь тяжкие обвинения, часть из которых неопровержима, не может продолжать оставаться главой правительства».
Всего считанные недели назад Лапид дал интервью газете «Бе-ШЕВА». Его спросили о его отношении к расследованию, связанному с именем главы правительства. Уже тогда он намекнул на некий сюрприз, но можно было предположить, что Лапид не знает больше, чем любой другой человек, не связанный с расследованием полиции.
«Каждый имеет право на презумпцию невиновности, - сказал тогда Лапид: - но задайте мне снова тот же вопрос, который опубликован в рекомендация, и давайте посмотрим, что там сказано об этом, - ведь, похоже, собираются опубликовать очень много такого, о чём мы даже не знаем, - и посмотрим, как порядочные люди реагируют на это». Это он сказал, уже знная в точности, о чём давал показания, и о высокой вероятности, что данные им полиции показания явятся центральной и существенной частью рекомендаций полиции против Нетаниягу.
В беседе с нами Лапид также высказал мнение, что Нетаниягу также подвергнется допросам и по «делу о подлодках», при том, что этот вопрос вообще не ставился на повестку дня, в то время, как юридический советник правительства вот-вот объявит, что Нетаниягу не подозревается по этому делу. Может, он знал что-нибудь? Разгадка у Лапида...
Между тем, Нетаниягу будет утверждать, что у Лапида имеется политический интерес, а Лапид скажет, что ничего подобного, а сделана попытка выйти за рамки закона. Тут уж не позавидуешь юридическому советнику правительства. Это произойдёт спустя многие месяцы, но Мандельблиту придётся поломать голову до самого последнего момента, потому что обстоятельства далеки от обычных. Когда один из глав оппозиции является ключевым свидетелем против главы правительства, есть предостаточно интересов, которые необходимо исследовать и проверить. Так, например, на неделе были те, кто утверждал, что острые рекомендации полиции направлены на то, чтобы не оставить Мандельблиту никакого выхода, чтобы он не смог предотвратить придания Нетаниягу суду, хотя бы по одному из дел - и в случае наиболее лёгких правонарушений, вроде обмана и нарушения доверия.
МЕЖДУ ЛАПИДОМ И БЕННЕТОМ
Нетаниягу справляется с кризисом в очень характерной для него манере. Спустя считанные минуты после опубликования рекомендаций он уже обратился к народу Израиля. Произнесённая им речь, как было похоже, была заготовлена заранее и всегда была при нём. Он ответил на все, одну за другой, рекомендации, направленные против него, признав, что был к ним готов.
Он чётко и конкретно заявил, что «будет бороться за свою невиновность и постарается сохранить фасон». Но в двух случаях, на которые он прореагировал публично, он выглядел озабоченным. Может, он надеялся, что рекомендации не будут настолько серьёзны. Это было обращение к гражданам государства или к главам учреждений. Но намёки касательно его дел были обращены к юридическому советнику правительства. В каждом своём заявлении он старался говорить о своём политическом будущем, обещая, что дни его правительства не сочтены.
Интересны реакции министров в этой связи. Министр Либерман, обычно уже не настолько близкий к Нетаниягу, но и не считается большим сторонником полиции, даровал ему свою широкую поддержку. Также и министр Кахлон очень по-своему выдал реакцию, которая может считаться поддержкой. Харедимные партии воспользовались возможностью поддержать Нетаниягу, а заодно и лягнуть Лапида. Но самая интересная реакция пришла от лидера партии Байт Йеуди, министра Нафтали Беннета.
Он выступил в защиту Нетаниягу, но и обрушился на него с острой критикой. С одной стороны, он похвалил способности Нетаниягу управлять государством, а с другой стороны, он в ясной форме высказал, что глава правительства потерпел неудачу в том, что не смог быть примером для общественности. «Получение подарков в таком объёме столь длительный период не может служить примером для граждан Израиля. Глава еврейского государства попросту не должен принимать таких подарков от миллиардеров. На таких ценностях не воспитывают юное поколение, так нас не воспитывали».
Беннет не удовольствовался критикой, добавив к этому намёк, что подождёт окончательного решения Мандельблита: «Я полагаюсь на честность и на позицию юридического советника и его подразделения. В соответствии с ценностным аспектом, общественность решит в избранный день». Если некто думает, что только Лапид совершит тут политический разворот, но также и Беннет тут как тут и воспользовался возможностью. Непонятно, чего ожидал Нетаниягу от Беннета, но в конечном итоге он был единственным министром, который выступил с критикой, и очень непростой критикой. Правильно ли он действовал? В окружении министра говорят, что такая его реакция напрашивалась, что невозможно игнорировать серьёзность такого документа, как рекомендации. В окружении Нетаниягу знают, что есть некто, фиксирующий все эти реакции и строя на этом свои политические расчёты. Это не то, что может сказаться на корректности личных отношений между сторонами на ближайший период, но если Биньямин Нетаниягу таки будет формировать будущее правительство, перед ним встанет очень тяжёлая дилемма: один бывший министр, который может быть лидером одной из важнейших партий в Кнесете следующего созыва, свидетельствовал против него, нынешний министр, лидер ещё одной важнейшей партии на политической карте критиковал в острой и недвусмысленной форме его поведение...
Previous post Next post
Up