Использование Крещенской воды

Oct 05, 2022 19:54

Из модернизма. Имею "счастье" общаться с клириком, который выдает сверхновейшие откровения о вере, ни или попросту модернизм.

По его мнению крещенской водой нельзя кропить. Только один день в году можно, остальной год Крещенскую воду только пьют натощак. А если Великая Агиасма капнет на пол, кусок пола вырубают.

Читаем, что написано о Крещенской воде.
1.В Типиконе (Типикон, гл. 48 - месяцеслов, 6 января, 1‑е «зри») сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
Центральный текст чина богоявленского водоосвящения - молитва Велий еси, Господи. Она целенаправленно написана так, чтобы отражать структуру анафоры, то есть центральной молитвы главного христианского богослужения - евхаристической Литургии.
Связь этой молитвы с чином Евхаристии очевидна - недаром в древнем Константинополе Патриарх возносил ее к Богу прямо у святого престола, куда ставились и сосуды с водой (см. выше), а тот же Иаков Эдесский запрещал прибавлять к этой молитве вступительный диалог, как на Литургии (т. е. Горе́ имеим сердца и т. д.), и включать в нее пение Свят, свят, свят… и диаконский диптих27. Поэтому не случайно, что великая агиасма, освященная со словами этой молитвы, традиционно считалась святыней, приближающейся по значению к Святым Дарам. Так, в древнерусской практике к приобщению великой агиасме в дни помимо Богоявления молитвенно готовились, само приобщение могло предваряться исповедью и происходило по специальному чину. Отсюда же и старинный обычай употреблять великую агиасму строго натощак.

2.В дониконовских изданиях церковного устава говорилось даже, что богоявленскую воду можно использовать для окропления не более трех часов после ее освящения, а дальше следует относиться к ней как к Святым Таинам, а именно: если куда-либо капнет даже одна капля великой агиасмы, «место то углем горящим да изжжется или да истешется, и в воду вмещется», а если упадет на одежду («на ризу уканет») - «да изрежется и в непроходимая места полагается». В ходе богослужебной реформы второй половины XVII века эту чрезмерно ригористическую практику было решено смягчить, результатом чего стало исключение процитированного фрагмента из русского издания Типикона 1682 года. Чтобы придать дополнительный вес этому изменению - а речь шла все-таки о прочно укоренившемся к тому времени обычае, - справщики не просто исключили данный фрагмент, но и поместили в Типикон на его место слова святителя Иоанна Златоуста о возможности просто набрать святой воды в полночь на Богоявление (см. выше). Эти слова в данном контексте, однако, уже несколько затрудняли восприятие самого чина богоявленского водоосвящения, ведь читатель - а особенно тот, кто уже не знал о предыстории этого места по дониконовским изданиям устава, - мог задаться вопросом: зачем совершать этот чин, если можно просто набрать воду? Впрочем, события русской истории показали, что древнейшая практика, описанная Златоустом, при определенных условиях может снова оказаться востребованной: о словах святителя Иоанна вспомнили и беспоповцы (хотя в их среде предпочтительным считается не просто набрать воду на Богоявление, но долить в нее немного святой воды, оставшейся с прошлых лет28), и чада Русской Православной Церкви в годы особенно тяжелых гонений советского периода.
https://azbyka.ru/velij-esi-gospodi

3. Из текста молитвы на освящение. Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.
(И подай всем, кто будет прикасаться к ней и вкушать [ее] и помазываться ею, освящение, здоровье, очищение и благословение).

ереси

Previous post Next post
Up