Какая-то высокотехнологичная фирма из Европы вынуждена поддерживать тесные отношения с несколькими израильскими СТАРТ-АПами. Ничего не поделаешь - интересы бизнеса. С психологической точки зрения это оказалось для ее сотрудников довольно мучительно. Фирма - не будь дура - наняла квалифицированного психолога, который составил для северных европейцев, участвующих в переговорах с израильтянами, внятную инструкцию, как им следует себя вести, чтобы лучше понимать партнера и, соответственно, добиться лучших результатов. Я нашла в этом документе захватывающие куски. Не могу не поделиться. Израильтяне меня поймут абсолютно.
Первое, что поражает иностранца - непосредственность. Например, беременную израильтянку можно погладить по животу и лукаво спросить, кто там сидит и как его назовут. В ответ она не залепит пощечину и не обвинит в сексуальных домогательствах, а подробно расскажет о поле и возрасте ребенка, а может и посоветуется насчет имени. Иностранец в полуобмороке.
Это же случается на производственных совещаниях. В разных вариациях. Кому-нибудь из участников может позвонить мама, и он обсудит с ней ее анализы и даст рекомендации по борьбе с запором. Или участник совещания сам может, извинившись, позвонить домой и расспросить, не стало ли хуже кошке. И тут же поделиться с товарищами признаками улучшения ее состояния. Дело терпит. Могут рассказать (и обязательно расскажут) о проказах детей. Допустимо поинтересоваться у собеседника, еврей ли он, соблюдает ли шабат и какого рода кашрут считает для себя необходимым. А также ест ли свинину.
Единственное, о чем не принято говорить, это о политике. Правые и левые не начнут скандалить на планерке. Вероятно потому, что такому спору не бывает конца, и производственные задачи не будут выполнены.
Приезжий должен быть готов к тому, что его могут и не представить присутствующим. Такое шокирующее поведение коренится в детстве хозяина фирмы или ответственного за контакты с партнерами. В израильской школе новичка не представляют классу, чтобы не смущать, а просто сажают на свободное место. Там он знакомится с ближайшими соседями и постепенно вливается в коллектив. То же может произойти с человеком, первый раз посетившим незнакомую фирму. Ему предоставят самому сориентироваться и дать понять аборигенам, кто он такой и с какой целью их посетил.
Следующее, о чем предупреждают пришельца - это отсутствие видимой субординации. Если за столом сидят десять человек, посторонний никогда не определит, кто из них босс. Начальник не сидит во главе стола. Не одет в костюм с галстуком. Не говорит весомее других. Остальные называют его по имени и на "ты" - что поделаешь - другого местоимения для этих целей нет. Если кто-нибудь заговорит по телефону, начнет отправлять СМС или хихикать над фотографией из фейсбука, начальник, скорее всего, не сделает ему замечания и не обнаружит себя даже таким хитроумным способом. Особо отмечено, что женщины-начальницы одеваются более, чем неформально. Шведов просят соблюдать спокойствие.
Иностранцу следует иметь в виду, что если его перебили во время ключевой фразы о целях и задачах проекта, то не следует оскорбляться, вызывать такси и ехать в аэропорт. Напротив, он должен договорить все, что сумеет, до конца и, в свою очередь, может перебить собеседника во время его ответа. Израильтянин нисколько не обидится. Даже наоборот, проникнется чувством, что его слова очень интересны и важны для собеседника, так что он не может отложить свою
реакцию даже на несколько секунд. Все в порядке. Это не базарная склока, где никто никого не слушает, а продуктивное вежливое обсуждение в израильском вкусе. В ходе которого собеседник может проявить исключительно пылкие эмоции: расстроиться чуть ли не до слез; развеселиться до громкого смеха или пересечь физическую границу личной неприкосновенности собеседника, хлопнув его по плечу.
На переговорах важно помнить, что если израильтянин сказал: "Нет" - это не означает отказа. Он ждет дополнительных доводов и продолжения уговоров. Возможно, следующая его реплика будет: "Ну, посмотрим..." Не надо видеть отказа от переговоров и в том, что хозяева вообще не пришли. Следует терпеливо ждать - вероятно, они опоздают. Ничего особенного. Ну, допустим, договорились на десять... А что, пол-одиннадцатого будет уже поздно? Не делайте из мухи слона...
Теперь несколько слов уже не из инструкции, а от меня лично. Обратите внимание: несмотря на ужасную психологическую перегрузку, ощущение полного хаоса и видимое отсутствие у нас самых базовых элементов цивилизованного поведения, они к нам едут и покупают наши идеи на миллиарды долларов.
Dixi.
Йялла, бай!