Mar 08, 2020 10:52
Верите ли вы тому, что прочли в учебнике истории? А тому, что услышали по телевизору? Соловьев, там, или даже Равив Друкер... Может быть вы верите тому, что рассказал ваш парикмахер? Мой очень убедительно доказывал, что амулеты Баба Сали помогают от рака лучше, чем химиотерапия. Ну, если не парикмахер - тогда соседи? Может быть и вправду какашка на коврике перед вашей дверью оставлена не его собачкой? Не будет же он вам врать?!
Ну, хорошо, зайдем с другого конца. Вы поверили, что если чаще мыть руки, то риск заразиться коронавирусом понижается? А в то, что бесплодным помогает молитва на могиле праведника? Заметьте, я не говорю о чувствах - это было бы даже смешно: "Вы знаете, как я уважаю Бендера, но он жалкая, ничтожная личность..." Нет, выражение чувств это специальная площадка, приспособленная для того, чтобы говорить неправду. Об этом и думать не желаю. Только факты.
Итак! Был ли Христос распят и воскрес ли на седьмой день? Ладно! Вопрос снимается. Лучше другой: Благодатный огонь в Храме Гроба Господня - он точно божественного происхождения? Нет ли каких человеческих ухищрений?
Нет, так мы ни к чему не придем. Давайте поговорим о надежных фактах. О том, что видели мы сами. Не полагаясь на других - может быть другие лгут. Но мы-то сами себе - с какой же стати?
Я сидела дома одна. Держала в руках пару бриллиантовых сережек. Положила их на подлокотник кресла, и они исчезли. Кроме меня украсть было некому. Я - честное слово - не брала.
Чтобы оказать уважение эпистемологии скажем, что это было сорок лет назад. Допустим, я забыла детали. Память ослабевает с годами, это научный факт (если кто-нибудь еще доверяет фактам). А вот история, которая случилась на этой неделе. Имею пять человек свидетелей.
Я была на лекции о раннем северном возрождении. Слушала убедительные рассуждения о том, что придворные художники, получавшие зарплату помесячно, работали куда лучше, чем те, кто перебивались от заказа к заказу. А также подробное описание того, что все сами видели на картинах: "В нише под левой аркой меж двух свечей видна..." Так себе лекция. Я ожидала большего. В маленькой комнате сидело человек тридцать слушателей, и каждый из них, кажется, мог бы сказать об этом предмете больше, чем сказал лектор.
И я, разумеется, о своем разочаровании рассказала приятелю, компетентному в живописи. Он коротко ответил: "Знаю. Я там был!"
- Этого не может быть,- сказала я! - Там невозможно разминуться. Мы бы увидели друг друга!
И тем не менее доскональные проверки подтвердили, что он был именно там, в тот же час, на той же лекции, и не видел меня. Если бы меня допрашивали, как свидетеля, я бы под самой твердой присягой показала, что мой товарищ на той лекции не присутствовал. Отвергла бы все попытки адвоката усомниться и предположить, что я его не заметила, и стояла бы на своем насмерть.
Эта история окончательно размыла мои представления о том, "что было на самом деле". Что можем мы знать о роли Бургундского герцога в гибели Жанны д'Арк, если мой собственный чувственный опыт бессовестно врет? Чего стоят свидетельства других, если и мое собственное не заслуживает доверия?
Вселенная теряет свою материальность, на глазах становится полупрозрачной. Принцип неопределенности из микромира нагло вторгается в нашу жизнь.
В иврите есть прелестные выражения: "вернуться к ответу"- значит поверить в Бога. А "вернуться к вопросу" - стать материалистом. И вопрос этот задавал еще Понтий Пилат*
* См. заглавие
Разочарования,
Эссе