О творчестве

Mar 04, 2020 14:33

  Цель творчества - самоотдача. А не шумиха, как вы, может быть, подумали. И уж тем более - не успех. Поэтому балерина, делающая тридцать два фуэте однозначно занимается творчеством. Отдает пространству свою мышечную энергию, понемножку разогревая окружающий воздух. А успех тут побочное явление, вызванное тем, что балетоман сладострастно отсчитывающий мановением пальца количество этих самых фуэте, приходит в восторг, когда дебет сходится с кредитом. И начинает бешено аплодировать. Чем вызывает нездоровую шумиху, которая, как было сказано, целью творчества изначально не являлась. Но тут уже ничего не поделаешь - переход количества в качество никто не отменял.
         Разумеется, с этой точки зрения, мои действия творческими никак не назовешь. Потому что никакой самоотдачи. Скорее наоборот, написав что-нибудь стоящее, я чувствую душевный и физический подъем. Хотя, с другой стороны, поскольку шумихи как раз нет, возможно какой-нибудь творческий элемент в этом и присутствует.
     Если отвлечься от парадигмы, декларированной в первой строчке, я бы подумала, что цель творчества это создание чего-то, прежде не бывшего, для собственного удовольствия. Так Творец создал мироздание. Была ли целью сотворения мира шумиха?
Сомневаюсь. Но на определенный успех Он, безусловно, рассчитывал и именно для этого создал человека. Причем кроме функции восторга наделил его и функцией творчества. Не каждого, но некоторых...
На протяжении тысяч лет из глины лепили посуду и непременно украшали ее узором. Одним и тем же в меру личной способности мастера к воспроизведению образца. Гончар, украсивший свой горшок новым орнаментом был творческим человеком масштаба Гомера или Эйнштейна. Возможно этот горшок у него поначалу не купили и даже надавали по шее. Творчество - вещь небезопасная.
Отчего и исполнение чужой музыки является творчеством - совершенно очевидно. Нотная запись со всеми ее пометками, указаниями на громкость и темп, силу звука и его интонацию - не детерминирует исполнителя. Если Мидори Гото будет исполнять четвертый каприс Паганини сегодня точно так же, как она играла его на прошлой неделе, это будет примером уникального мастерства, но не творчества. К счастью, такого не бывает. Люди Большого искусства плохо справляются с унылым подражанием.


                                                                                 

Классический пример: Моне и Ренуар одновременно написали один и тот же пейзаж

Главным вопросом, конечно, является изумление перед тем, откуда все это берется. Слетаются ли к поэту музы, овевая пылающий лоб пернатыми крыльями и нашептывая строчку за строчкой гениальные строфы? "Муза в ней открыла пир младых затей, воспела детские веселья и славу нашей старины, и сердца трепетные сны"
      Или автора томит желание творить: он плохо спит, чувствует себя лентяем, не выполняющим долг, нехотя садится к столу и мучительно извлекает из своей фантазии сопротивляющиеся образы и события, "Труд упорный ему был тошен - ничего не вышло из пера его"

У себя я больше ценю то, что написано с усилием. Что вытащено на поверхность, как выкорчевывется пень с длинными кривыми корнями, хотя и корней этих не было, пока мне не вздумалось их извлекать. Правда, редкое теперь состояние, когда музы, как птички, начирикивают текст, можно приравнять к чистому концентрату счастья. Результат получается не лучше, но процесс... пожалуй, я воздержусь от соблазнительных сравнений.
Огромное удовольствие сделать что-нибудь из неизвестных тебе самому ингредиентов. Иногда это происходит во сне. Кажется, сны очень близки к сочинительству: их сюжеты так же является ниоткуда и так же переплетены с моим "я". Они только не подлежат отделке, без которой искусство неполноценно. А в остальном - как сказал классик "И видеть творческие сны..."

Эссе

Previous post Next post
Up