И пока он в уме и наперстках искал,
С неба плавно слетел Бандерхват
И Банкира схватил и Банкир закричал,
Ибо знал - нет дороги назад.
"Охота на Снарка"
Решил тряхнуть стариной и посмотреть, какую версию сделали сегодня. Как ни странно, но фильм неплохой. Это действительно хоррор, без скатывания в слэшер, которые лично у меня не вызывают ничего кроме желания блевануть. Хоррором можно назвать только такой фильм, где персонажи вызывают сочувствие.
Если хотите слэшера, то просто устройтесь работать на бойню и будет вам счастье.
Первые три части даже не породили ни одной пародии, только подражания - невозможно спародировать то, что содержит стеб с самого себя. Как по мне, так лучше всего баланс соблюден во второй части, где имеет место быть самая сильная концовка - Эш попадает в 13 век, к тамплиерам. Главная мысль "Зловещих Мервецов" ярче всего выражена опять-таки во второй части "кто угодно может стать таким, но я не хочу становиться таким".
Если первая часть - классический хоррор, вторая - хоррор с элементами черной комедии, а третья - целиком черная комедия, то четвертая - "возврат к истокам", но уже для поколения "snowflake", с милленианскими моралистическими розовыми соплями. Морализм соседствует в милленианском уме с потерей реальных понятий о хорошем и плохом и напоминает страуса, который прячет голову в песок, в свой "safe space", оставляя снаружи только задницу. Это портит фильм, но вовсе не так сильно, как можно было бы ожидать.
Тупость персонажей иногда просто шокирует - наркоманка, которая, собираясь слезть с иглы, высыпает свой порошок в знак того, что он ей большей не нужен. Но куда она его высыпает? В колодец! Япона мать, в колодец! Если не считать это своего рода аллегорией, то идиотизм просто невероятный. Однако, если не воспринимать это буквально, то тут прослеживается неглупая идея - плохое действие освобождает от плохой мысли. Как избавиться от плохой мысли без плохого действия и прелестей сублимации?
Несмотря на некоторые моменты, есть в четвертой части и то, за что можно простить многое. Например, числовые соответствия. В первой части у нас 5 персонажей - 2 парня с подружками и сестра главного героя. Если в первой части не выживает никто - ведь Нечто таки догоняет Эша в финале, то во второй части Эш выживает. Но погибают все равно пятеро - те же 2 парня и 3 девки. 3 парня и три девки заставляют вспомнить и о корнях религий, где имеется 3 бога и три богини.
Так или иначе, но в четвертой части персонажей опять пятеро, как и в первой, т.е., мы наблюдаем повторение цикла. И Черная Книга сообщает нам, что демону требуется пять душ, чтобы войти в силу. Вот это уже высокий класс; пятерка - это число лунных культов - Дионисов было пять, африканский календарь использует пятидневную неделю, к 360 дням после Потопа добавляется пять дней, которые индейцы Мезоамерики ставили в конце календаря и все такое.
Изгнать демона можно тремя способами и все они летальные - сожжение, расчленение и погребение заживо. Это уже похоже на отсыл к масонской легенде о трех убийцах Хирама Абифа, которых звали Джубела, Джубело и Джубелум, и каждый из который обозначает одну из трех стихий. "Джубел" по арабски значит "гора". Все они выбрали себе разную казнь. Собственно говоря, мы видим тут три способа избавления от тела, существующие с незапамятных времен. Закапывание в землю, кремация и отдача тела хищным птицам (воздушное погребение), которое, в общем, и является расчленением.
Финал представляет собой реверс первой части - психически неуравновешенная сестра главного героя, которая первая превращается в зомби в первой части, в четвертой оказывается единственной выжившей. Возможно, потому, что проходит через погребение, как посвящаемый в масонском ритуале.