В недрах высшей властной тусовки вызревает
новая система государственной аккредитации ВУЗов. Делящей российские ВУЗы на касты - базовую, продвинутую и ведущую. Формальные признаки такого деления довольно просты. Но последствия подобной реформы описывающие их журналисты оценить не в состоянии. А интервьюируемые ими ректоры не претендующих на ведущий статус ВУЗов слишком осторожны с тем, чтобы не спровоцировать скатывание своих детищ из продвинутой касты в базовую.
Каковы же признаки новой кастовой системы российских ВУЗов и возможные последствия планируемой реформы?
1. В ВУЗе, аккредитованном на статус базового, нужно будет преподавать большинство предметов в онлайн-режиме на базе соответствующих курсов, разработанных аккредитованными на статус ведущих ВУЗами.
2. Продвинутым ВУЗам будет позволено работать в нынешнем режиме, не отягощая себя обязанностью учить своих студентов по онлайн-курсам и не имея право продвигать в другие ВУЗы свои онлайн-курсы.
3. Ведущие же ВУЗы будут обязаны все свои курсы и спецкурсы реализовать и сделать общедоступными в онлайн-форме.
Концепция такой реформы на первый взгляд кажется весьма привлекательной. Но к ней возникают, как минимум, четыре вопроса, правдивые ответы на которые показывают ее громадную разрушительную силу.
Первый из этих вопросов - кто будет принимать зачеты и экзамены у студентов, прослушавших онлайн-курсы? Очевидно, что авторы этих курсов из ведущих ВУЗов не поедут в базовые для такой работы. А местные преподаватели, лишенные нагрузки в течение семестров, не смогут выдержать суперперегрузку в течение гораздо более коротких сессий (стандартная годовая аудиторная нагрузка в ВУЗе - 800-900 часов).
Второй вопрос - каким будет массовое сокращение штатов преподавателей в базовых ВУЗах? Ибо сейчас в большинстве ВУЗов норма - один преподаватель на 9-11 студентов. Что коррелирует с упомянутой выше стандартной годовой аудиторной нагрузкой в 800-900 часов. При резком сокращении аудиторной нагрузки произойдет не менее резкое сокращение штатов ВУЗовских преподавателей.
Третий вопрос - что случится с научными школами ВУЗов, которые будут сведены до уровня базового? Они, очевидно, пойдут под нож сокращения штатов.
И, наконец, четвертый вопрос - а чем принципиально будут отличаться онлайн-курсы от аналогичных курсов, изложенных в обычных учебниках в книжной форме? Тем паче, что многообразие учебников по одному и тому же предмету ныне гораздо больше, чем возможное многообразие онлайн-курсов по тому же предмету даже лет через десять.
Попытка ответить только на эти вопросы вынуждает меня однозначно заявить, что планируемая реформа аккредитации российских ВУЗов может привести только к дальнейшей деградации российского высшего образования.
Я не только не против активного внедрения онлайн-образования в ВУЗах России, но и всецело ЗА. Но категорически против использования цифровых технологий для уничтожения образования. Которое всегда строилось и будет строиться на личных контактах ученика и Учителя.