Дело неупокоенных. Окончание

Nov 06, 2021 20:01




Ну и рвануло же в европейской прессе после публикации этих отчетов! Перепечатываясь из издания в издание, они не хуже упырей заражали своих читателей самыми различными интерпретациями происходящего. Наконец, около 1742 года всесторонне эрудированный бенедиктинец Огюстен Кальме, автор одного из наиболее крупных комментариев Библии, опубликовал свой «Трактат о вампирах», где крайне осторожно обобщил сведения о известных к тому времени случаях:
«Поистине, французами овладела какая-то новая страсть. В этом веке нашим глазам открылось новое явление, которое вот уже шестьдесят лет мы наблюдаем в Венгрии, Моравии, Силезии, Польше; говорят, что там встречают людей, умерших многие годы назад или только несколько месяцев до этого, они появляются, говорят, ходят, совершают нашествия на деревни, истязают людей и Животных, пьют кровь своих близких, делают их больными и в конце концов причиняют им смерть. И нет другого пути избавиться от их опасных визитов и нашествий, кроме эксгумации, протыкания колом, отделения головы, вынимания сердца или сожжения.
Я уже высказал возражения, основанные на невозможности того, что эти вампиры выходят из своих могил и возвращаются туда без видимого повреждения земли на могиле; никогда не удастся ответить на вопрос, каким образом это происходит. Говорить, что сатана крадет и одухотворяет тела вампиров - вещь бездоказательная и неправдоподобная.
Жидкая кровь, розовый цвет кожи, гибкость членов вампира не должны удивлять так же, как не удивляет рост его ногтей и волос и отсутствие следов разложения на его теле. Чрезвычайно часто встречаются тела, не подверженные разложению и сохраняющие после смерти розовый цвет. Это не должно казаться странным у тех, кто умирает без болезни и от внезапной смерти или от некоторых известных врачам болезней, не позволяющих крови свертываться и оставляющих члены тела гибкими.
Что касается роста волос и ногтей на теле, лишенном всяких следов разложения, то это вполне естественная вещь. В этих телах продолжается медленная и незаметная циркуляция соков, которые вызывают рост ногтей и волос - так же, как мы ежедневно видим растущий и пускающий ростки лук, хотя он вынут из земли и лишен пищи и влаги.
Вера в существование «бруколяков», распространенная у греческих народов, не более обоснована, чем вера в привидения. И лишь невежество, предрассудки, страхи греков порождают эту пустую и глупую веру, которая продержалась вплоть до сегодняшнего дня.»



Но даже этих осторожных слов было достаточно, что бы Кальме стал излюбленной мишенью всех французских просветителей. Сам Вольтер исходил желчью в «Философском словаре»: «Как! В нашем восемнадцатом столетии существуют вампиры? <...> В царствование д’Аламбера, Дидро, Сен-Ламбера и Дюкло мы верим в вампиров, и почтенный отец Дом Кальме, бенедиктинский священник конгрегации Сен-Ван и Сен-Хидульф, настоятель Сеньона - аббатства с сотней тысяч ливров годового дохода, печатает и перепечатывает историю вампиров с одобрения Сорбонны?
<...> Так вкусно питаются мертвецы в Польше, Венгрии, Силезии Моравии, Австрии, Лотарингии. И совершенно ничего не слышно о вампирах в Лондоне, и даже в Париже. Я признаю, что в этих двух городах достаточно биржевых игроков, трактирщиков, дельцов, которые пьют кровь у народа среди белого дня; но они совсем не мертвы, без всяких следов разложения. И эти истинные кровопийцы обитают не на кладбищах, а в чрезвычайно приятных дворцах»
Лейб-медик венского императорского двора, голландец Герард ван Свитен, презиравший всякие суеверия, устроил в печати строгий разнос военным врачам, освидетельствавшим трупы подозреваемых в вампиризме и персонально доктору Иоганну Флюкенгеру.
«Всем известно, что страх может являться причиной тяжелой одышки. Кое-кому мерещатся порой собаки, кошки, коровы, свиньи, телячьи головы и проч. Нуждается ли дьявол в человеческом трупе, чтобы представлять его затем в виде свиньи? Нет никакой связи между причиной и этими якобы следующими из нее результатами.
Если собака - и, тем более, кошка - черная и наблюдается ночью возле или на самом кладбище - ее всегда принимают за дьявола. Так же и свинью (тому есть примеры), хрюкающую у дома, принимают часто за ожившего вампира»
Если коротко: вы там, герр доктор, небось, сидите - горелку трескаете с этими дикими славянами! Без закуски. Вот вам и мерещится всякое. А то, что тела не разлагаются и обрастают бородой, да такое сплошь и рядом встречается, спросите кого хотите, меня, к примеру! А не свернувшаяся «живая» кровь, это всё от свойств почвы. И вообще, нечего сеять панику в Европе, над нами уже французы потешаются!
В 1755 году императрица Мария Тересия именным указом запретила покойникам вставать из могил. Точнее, повелела пресекать панические слухи и строго наказывать осквернителей могил. После чего, по официальной версии, эпидемия вампиризма на Балканах сошла на нет.
На самом деле, вероятней всего, такие случаи перестали предавать огласке, потому что изредка сообщения о «вопиющих рецидивах средневекового варварства» попадали в прессу уже 19 веке.  А в Сербии случаи стихийной расправы с вупирами отмечаются и в наше время.
В чём же была причина мистических происшествий в славянских землях? Кто теперь ответит достоверно, что происходило почти триста лет тому назад!
Строго говоря, ведь имперские следственные комиссии нигде не установили случаев физического подъема мёртвых тел. Напротив, всюду отмечено, что почва захоронений не повреждена, кроме единственного случая, в котором неглубоко похороненный труп ребенка стал добычей собак или волков. Все истории  о посещениях умершими своей перепуганной родни записаны с чужих слов.
Могла иметь место и массовая истерия (очень удобное объяснение, которое можно подтянуть к чему угодно), и присущая подобным силам способность насылать морок - неотличимые от реальности видения, характерная особенность многих  литературных вампиров, кстати. А вот наличие на кладбищах аномально нетленных тел, как раз было зафиксировано официально. Ладно бы только нетленность. Зима, холода, одинокие дома… Можно подтянуть какое-никаое естественное объяснение. Но вот как быть с наличием в трупах жидкой не свернувшейся и не ушедшей в характерные трупные пятна свежей крови?  Исследователи этой темы часто высказывают предположение, что в католической стране, где нетленность покойника почти автоматически означала его святость, такую скользкую тему предпочли просто игнорировать. Нетленные упыри - ну что это за гадость такая, в самом деле. У этих диких славян всё не по-людски. Схизматики, одно слово.



Упырей официально запретили, но отголосками прошедшей в прессе компании ещё долго питались литераторы.

«Но перед этим из могилы
Ты снова должен выйти в мир
И, как чудовищный вампир,
Под кровлю приходить родную -
И будешь пить ты кровь живую
Своих же собственных детей.»

Дж. Байрон «Гяур»

О мертвецах, жаждущих человечьей крови, писал не только Байрон, коснулись темы и Гёте, и Проспер Мериме, и Адам Мицкевич, и Александр Сергеевич Пушкин, кроме общеизвестного шуточного «Вурдалака» написавший ещё мрачную новеллу «Марко Якубович», вошедшую в цикл «Песни западных славян». Ну, а потом, как водится, пришёл Брем Стокер и всё опошлил, а там и до «Сумерек» уже было недалече…

Магический реализм, По следам событий, teplenkij, Ужасы нашего городка, Загадки истории

Previous post Next post
Up