Добрыня, тот самый брат Малки-Малуши, потом каким-то образом стал героем былинного эпоса - таким богатырем земли русской. Везде я натыкалась на мнение, что это не какой-то другой Добрыня, а именно тот самый - брат Малуши. Правда, то что приводят в этих "научных" статьях - такое фэнтези, абсолютно ничем не подкрепленное - никакими летописями, а всего лишь выстраиванием предположений, любыми путями выводящее на славянское происхождение Добрыни. Дескать, княги Ольга на самом деле взяла в плен древлянского князя Мала и его детей, а затем в своей мудрости придумала, как привлечь древлянский народ и сама вложила руку Малуши в руку сына Своего Святослава, а Добрыня десять лет служил с низших ступеней и дорос до "коня", а потом попался на глаза князя и... пошло-поехало...
Вот, ётм, откуда все это? Ну дайте источники, уажаемые историки? Ответ один: по всей видимости, ученым с именами фантазировать можно, а простым людям - не положено.
Окей. Понимаю. Не понимаю только одного - отчего бы тогда такому славному Добрынюшке не оставить его природное отчество - Малкович. Нет, его отчего-то меняют, причем не находят ничего лучше, чем заменить имя его природного отца Малка на имя Никита. Теперь мы имеем не Добрыню Малковича, а Добрыню Никитича. Малкович, видимо, было отчеством не совсем удобным для славянского богатыря, не прижился бы такой Добрыня в русском народе с таким вот отчеством. Ну и стеснялись наверное.
Но Никита, пардон - имя греческое, византийское, царственное - и по всей логике ну никак не могущее быть у древлянского персонажа, который еще и раза в два постарше князя Владимира будет. И означает это имя по гречески - "победитель". Добрыня сын победителя всяко лучше звучит, чем Добрыня Малкович.
Только вот незадача какая - какой такой Никита мог быть до крещения Руси у дикарей-древлян?
На мой взгляд, это совершенно очевидно поздний продукт, сконструированный теми же Киево-Печерскими политтехнологами гораздо позднее описываемых событий. Гораздо позднее! Может быть через несколько столетий после описываемых событий, когда имя Никита стало уже обычным в славянских землях.
Такой же конструкт, как и Илья Муромец - Илья Иванович из Мурома, прибывший на службу к князю Владимиру Красно Солнышку. Откуда Иванович-то? То бишь Иоаннович. Иоанн - вообще древнееврейское имя, вошедшее в обиход вместе с новой верой, вместе с Иоаннном Крестителем и Иоанном Богословом. И если некий богатырь еще мог взять себе новое ветхозаветное еврейское имя Илия в крещении, то отчество-то уж он никак не мог себе заменить. И тем не менее - нате вам - Илья Иванович Муромец на службе у Владимира Красно Солнышко.
Это все поздние конструкты, которые, скорее всего, заменяли каких-то героев древних былин, чью память трудно вырвать из устного знания народа (с книжным-то знанием гораздо проще - сжег книги, подделал, переписал - и нет знания) и заменили их на нужные и полезные им.
И происходило вся эта подмена осознанно и гораздо позже - когда имена Никита, Илья, Иоанн уже стали обиходными и не вызывали отторжения в народе и постепенно стали считаться своими, родными.
Добрыня, тот самый брат Малки-Малуши, потом каким-то образом стал героем былинного эпоса - таким богатырем земли русской. Везде я натыкалась на мнение, что это не какой-то другой Добрыня, а именно тот самый - брат Малуши. Правда, то что приводят в этих "научных" статьях - такое фэнтези, абсолютно ничем не подкрепленное - никакими летописями, а всего лишь выстраиванием предположений, любыми путями выводящее на славянское происхождение Добрыни. Дескать, княги Ольга на самом деле взяла в плен древлянского князя Мала и его детей, а затем в своей мудрости придумала, как привлечь древлянский народ и сама вложила руку Малуши в руку сына Своего Святослава, а Добрыня десять лет служил с низших ступеней и дорос до "коня", а потом попался на глаза князя и... пошло-поехало...
Вот, ётм, откуда все это? Ну дайте источники, уажаемые историки?
Ответ один: по всей видимости, ученым с именами фантазировать можно, а простым людям - не положено.
Окей. Понимаю. Не понимаю только одного - отчего бы тогда такому славному Добрынюшке не оставить его природное отчество - Малкович. Нет, его отчего-то меняют, причем не находят ничего лучше, чем заменить имя его природного отца Малка на имя Никита. Теперь мы имеем не Добрыню Малковича, а Добрыню Никитича. Малкович, видимо, было отчеством не совсем удобным для славянского богатыря, не прижился бы такой Добрыня в русском народе с таким вот отчеством. Ну и стеснялись наверное.
Но Никита, пардон - имя греческое, византийское, царственное - и по всей логике ну никак не могущее быть у древлянского персонажа, который еще и раза в два постарше князя Владимира будет. И означает это имя по гречески - "победитель". Добрыня сын победителя всяко лучше звучит, чем Добрыня Малкович.
Только вот незадача какая - какой такой Никита мог быть до крещения Руси у дикарей-древлян?
На мой взгляд, это совершенно очевидно поздний продукт, сконструированный теми же Киево-Печерскими политтехнологами гораздо позднее описываемых событий. Гораздо позднее! Может быть через несколько столетий после описываемых событий, когда имя Никита стало уже обычным в славянских землях.
Такой же конструкт, как и Илья Муромец - Илья Иванович из Мурома, прибывший на службу к князю Владимиру Красно Солнышку. Откуда Иванович-то? То бишь Иоаннович. Иоанн - вообще древнееврейское имя, вошедшее в обиход вместе с новой верой, вместе с Иоаннном Крестителем и Иоанном Богословом. И если некий богатырь еще мог взять себе новое ветхозаветное еврейское имя Илия в крещении, то отчество-то уж он никак не мог себе заменить. И тем не менее - нате вам - Илья Иванович Муромец на службе у Владимира Красно Солнышко.
Это все поздние конструкты, которые, скорее всего, заменяли каких-то героев древних былин, чью память трудно вырвать из устного знания народа (с книжным-то знанием гораздо проще - сжег книги, подделал, переписал - и нет знания) и заменили их на нужные и полезные им.
И происходило вся эта подмена осознанно и гораздо позже - когда имена Никита, Илья, Иоанн уже стали обиходными и не вызывали отторжения в народе и постепенно стали считаться своими, родными.
Reply
Reply
Leave a comment