Хазарка или славянка? Кем была мать Владимира Красно Солнышко?

Oct 24, 2021 20:33

Продолжаем цикл «Утраченная история»



Невозможно обойти вниманием фигуру князя Владимира Святославича, он же Владимир Красно Солнышко, он же Креститель Руси. Впервые в Повести временных лет Владимир, как активно действующее лицо, появляется в тот момент, когда в Киев пришли новгородцы и потребовали себе князя. «Не дадите - сами добудем» - со всей серьезностью заявили суровые новгородцы князю Святославу. Святославу же до смерти хотелось побыстрее уехать из опостылевшего Киева, что он решил до срока оставить свое государство своим юным сыновьям - Ярополку, Олегу и Владимиру. Предложил князь двум старшим сыновьям поехать в Новгород, но они почему-то отказались. И тогда некий Добрыня предложил новгородцам в князья меньшого сына - Владимира. Новгородцы согласились, Владимир - тоже, Святослав тем более.




В Новгород - город не менее древний и не менее важный, чем Киев - по определению должен был назначаться старший сын. Видимо, останься Святослав сам княжить в Киеве, так бы и было, но Святослав торопился окончательно уйти в Болгарию, и Ярополк исполнился решимости получить Киев. Чем руководствовался средний Олег, отказываясь от такого важного княжества, как Новгород - неизвестно, и в итоге его распределили в землю древлян. Надо сказать, что Ярополк и Олег были родными братьями, от одной матери, имя и происхождение которой неизвестно, но, судя по последующим событиям, она была знатного рода, возможно, тоже варяжка.

А вот с матерью Владимира все гораздо интереснее.



Киевский монах-летописец Нестор в своей Повести временных лет пишет, что матерью Владимира была некая ключница Малуша, брат которой Добрыня играл настолько важную роль при дворе, что давал князю Святославу советы, кого отправить в Новгород. «Отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру».

Вот вокруг этой троицы - Малуши, Добрыни и отца их Малка - уже давно ломаются копия и ведутся идейные зубодробильные баталии. При желании  вы можете найти массу статей в интернете. Все дело, оказывается,  в том, что это была за семья, каковы ее корни.

Гипотеза №1. Малуша - дочь какого-то безвестного Малко

То, что они не были варягами - это уже понятно. Первая и самая простая версия, что Малуша - дочь некоего Малка Любечанина, сестра Добрыни. И все. Точка. Некие люди неизвестно откуда, без рода, без племени. Но, согласитесь, это было бы слишком просто. Ведь были какие-то причины, по которым Нестор упомянул не только имя какой-то ключницы, но и имя ее брата, а главное - имя их отца, и даже место, откуда он родом. Не слишком ли много для какой-то ключницы?

Поэтому существуют и другие версии.

Гипотеза №2. Малуша - дочь древлянского князя Мала

Второе предположение уже поинтереснее. Некоторые исследователи иногда относят город Любеч к древлянским землям. И если вы помните, то некий князь древлян Мал приговорил неуёмного и корыстолюбивого князя Игоря, задумавшего содрать с древлян дань в тройном размере, к страшной смерти - привязать князя ногами к двум наклоненным березам так, что князя надвое разорвало. Потом этот же Мал опрометчиво приходил свататься к княгине Ольге, а потом были четыре жуткие мести княгини древлянам, в результате которых этот их вождь погиб вместе с основной массой своего народа, а их столица Изкоростень была предана огню. Так вот, говорят исследователи, а не детьми ли этого самого Мала - Малка являются Малуша и Добрыня?

Давайте рассуждать трезво. Во-первых, и это главное -  могла ли такая суровая и мстительная женщина как  княгиня Ольга приветить в своем доме дочь и сына человека, который  так страшно убил ее любимого мужа, лишил отца ее сына, а страну оставил без князя? Да еще позволить дочери убийцы не только сблизиться с ее собственным сыном, но  и родить наследника.



Малуша и Добрыня. Иллюстрация к "Русские былинные богатыри"

Во-вторых, кто такая ключница? Ключница - это практически управляющий двором, завхоз, ответственный за всё - за все склады, за все припасы, за все хозяйство, а главное - за стол княжеской семьи. Это настолько ответственная должность, что
а) это должен был быть очень толковый и грамотный человек, что для древлян удивительно, ибо Нестор описывает их настоящими дикарями - « древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц».
б)  это должен был быть очень верный человек, пользующийся полным доверием княгини Ольги, ибо написано, что Малуша была «ключницей Ольгиной». Могла ли Ольга доверять дочери убиенного ею древлянского князя Мала настолько, чтоб отдавать в ее распоряжение пищу и питье своей семьи? С чего бы так рисковать? Убив её отца, семью и истребив добрую  половину их народа,  как могла Ольга  быть уверена, что в дуще этой Малуши не тлеет ненависть и не вынашиваются планы мести за своего отца и свой народ, что однажды ей не вонзят нож в спину, не сожгут или не поднесут кубок с ядом? Ольга производит впечатление умной и предусмотрительной женщины, а отнюдь не наивной дурочки.



Ну,  и в-третьих, тот погибший от рук Ольги князь древлян был все-таки Мал, а не Малко, и из Изкоростеня, а не из Любеча. Да и Любеч не входил в земли древлян, ибо земли древлян простирались к западу от Днепра, а Любеч находится к востоку от Днепра, причем довольно далеко, зато  всего лишь в 50 км от Чернигова, который принадлежал  Хазарскому каганату.



Карта Хазарского каганата в 650 -969 гг.

И наконец, существует третья гипотеза.

Гипотеза №3. Малуша - дочь хазарского князя или жреца

И тут в бой вступает тяжелая артиллерия - лингвисты. Все дело, оказывается, в написании имен. Буквально. Имя Малуша - это всего лишь русифицированный вариант имени Малка, тем более в Радзивилловской летописи - сами взгляните - над именем окончание «ша» явно вписано позже.



Радзивилловская летопись

В Устюжском летописном своде сохранилось аутентичное написание имени матери Владимира - Малка.



Полное собрание русских летописей. Устюжские и вологодские летописи Том 37. АН СССР. Ленинград.1982г.

Так вот, оказывается имя Малка - это распространенное имя у хазар. И в особенности его мужской вариант - Малк. И тут начинается главный бой и воинственные пляски вокруг - вы не поверите - есть ли в мужском имени Малк твердый знак Ъ (ер). Как оно пишется? Малък или Малко. Твердо и резко по-семитски оно звучит Малък или протяжно и нежно по славянски: М-а-л-л-л-к-о-о-о… Здесь я не буду приводить тонкости профессиональных лингвистических споров - при желании вы легко найдете и оцените их сами.



Лаврентьевский список Повести временных лет

Но если мы посмотрим своими собственными глазами на Лавреньтьевскую и Радзивилловскую летопись, то увидим, что написано-то в них написано  по-разному.  А ведь есть  еще и другие летописи - более поздние, из удаленных монастырей - там тоже будет разноречивая картина. Сам этот факт уже говорит о том, что вопрос этот был важен и оооочень кого-то волновал.

Кто, когда, а  главное, в чьих интересах, вносил эти правки - и какие именно правки (приписывался ли этот Ъ или наоборот стирался) -  уже не восстановить.  Почитать одних лингвистов - они указывают на арамейско-ивритскую природу имени Малк,  что означает «царь» и производят от него минимум двух ветхозаветных персонажей -  Малкирам («великий царь») и Малкиэль («царь мой - Бог»).  Почитать других - яростно обрушивающихся на «семитскую» версию - Малуша была однозначно, славянка, и любое другое толковании имени - ересь и  происки  вездесущих семитов по определению.



Откуда же в летописях  Малко Любечанин? А вы взгляните на карту Хазарского каганта  времен расцвета и  увидите, что даже  и Киев и Чернигов, а не то что какой-то Любеч, входил в зону Хазарского каганта. Так уж было, и вряд ли хазары куда-то испарились. Иначе, какие-такие  хазары потом пришли к Владимиру с предложением своей иудейской веры? Да просто жили они там повсюду.

Если хоть на минутку допустить эту версию происхождения Малки-Малуши, как дочери покоренного хазарского князя или жреца, то вполне в духе того времени и ее роль наложницы у князя-победителя. Привез же Святослав своему сыну Ярополку из похода красивую гречанку-монахиню в жены. Почему же  не мог привезти себе красивую  хазарку и отдать ее  в услужение матери? Брат Добрыня  Малкович мог также присягнуть князю-победителю. Хазары пять веков пребывали на этих территориях, задолго до Киевской Руси и никуда не исчезли с разгромом Хазарского Каганта Святославом, а лишь потеряли государство и рассеялись.  Поэтому все может быть.



Почему Малка-Малуша сподобилась милости у княгини Ольги тоже можно объяснить. Как ни крути, а корень христианства глубоко уходит в Ветхий Завет, а это всё сплошь история еврейского народа и его веры. В общем, было о чем дамам поговорить долгими зимними вечерами у печки. Не этим ли объясняется еще одно предназначение Малуши - милостница (Ипатьевская летопись), что, скорее всего, значит не раздающая милостыню (какая-то странная, надуманная должность), а элементарно  любимица, фаворитка, снискавшая милость княгини.  Представляете, как это было  интересно княгине - слушать древние  религиозные сказки и узнавать в них то, что успела услышать от проповедников в Царь-граде.
Знатная и образованная, Малка-Малуша  вполне могла снискать доверие от княгини Ольги и получить ключи от всех хранилищ. Однако, одно дело хазарке быть ключницей или милостницей (или и то и другое), а другое - матерью наследника. Не понравилось это властной княгине Ольге, а потому отправила она Малку-Малушу рожать в далекое село Будетино - наверняка, пока Святослав был в очередном походе.  Дальнейшая  судьба Малки-Малуши неизвестна, но в некоторых западных документах сохранилось упоминание о том, что в Новгороде с Владимиром была и его мать, которая обладала даром вещуньи-прорицательницы.  Думаю, сын от простой дворни вряд получил бы  княжеский престол в Новгороде.

Воспитанием Владимира в отсутствие вечно воюющего отца Святослава, естественно, занимались женщины -  сначала мать Малка-Малуша, а потом православная  княгиня Ольга. А еще воспитанием Владимира занимался его дядя Добрыня Малкович, брат Малки-Малуши. Возможно, благодаря именно этим обстоятельствам  у Владимира и появилась  склонность к авраамическим религиям, недаром он устроил потом  выбор веры - «Рад послушать» -  ему это все было очень интересно, ибо уже с колыбели все это было записано на подкорку, чего в помине не было ни у Ярослава, ни у Олега - старших сыновей Святослава.

image Click to view



Еще один яркий эпизод из биографии Владимира - знаменитый отказ Рогнеды пойти за сына рабыни Владимир звучит так:  Онъ же рече тъчери своей: «Хочеши ли за Володимера?» Оно же рече: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю» -  «Не хочу разуть сына рабыни, но Ярополка хочу».  Речь идет о свадебном обряде разувания  мужа в знак подчинения ему. Высокомерная и родовитая  княжна явно считала Ярополка более достойной парой себе, чем Владимир, называя его сыном рабыни.  Но кто и где сказал, что Малуша-Малка была рабыней, кроме  самой Рогнеды? Ни по первой (дочь древлянского князя Мала), ни по второй версии (дочь хазарского князя или жреца) Малка-Малуша никакой рабыней не была. Мало того, что работорговли на Руси не было, но даже если злая судьба закинула знатного человека в плен, то знатность его от этого не пропадает. В конце концов, сама Рогнеда была захвачена в плен Владимиром и силой взята в жены - она же не перестала от этого быть дочерью полоцкого князя. А Малка-Малуша, по любой гипотезе, была дочерью человека, сподобившегося попасть  в летописные хроники - значит, это, как минимум, был известный человек. Да и сама Малуша  осталась в хрониках, в отличие от той же матери Ярополка и Олега.



Было ли это указанием на статус наложницы (не жены) матери Владимира? Возможно, но тогда отчего так вскипел ее брат Добрыня, присутствующий при сватовстве Игоря? Думаю, что историю еврейского народа в те времена правители знали хорошо, в том числе и то, что множество раз этот народ в полном составе и надолго  попадал  в рабство, оттого и считался народом рабов. У славян же, как такового, рабства не было,  и сами они не бывали ни у кого в рабстве, отсюда и высокомерный ответ знатной Рогнеды.



Рогнеда

Вероятно, этим же обстоятельством объясняется и тот гнев княгини Ольги против Малки-Малуши -  у князя будет ребенок от иудейки! Но если Малуша еще легко отделалась, то Рогнеде, напротив,  пришлось испить горькую чашу гнева Владимира, которому вскипевший гневом родной дядя Добрыня присоветовал надругаться над спесивой  Рогнедой на глазах у ее родителей, а после убив всю ее родню, силой взять в жены. Если судить по такой жестокой реакции сватов, здесь были затронуты поистине глубокие струны и уязвлена природная  гордость не только Владимира, но и Добрыни - последнего даже, пожалуй, в большей степени.  Статус наложницы у сестры, тем более, если это соответствовало действительности, так оскорбить его явно не мог.

Ну и наконец, еще один аргумент, прекрасно известный историкам, но не афишируемый ими - это неоднократное именование в исторических документах князя Владимира ... каганом. Ну вот, к примеру, цитата их древнейшего памятника русской истории "СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛЛАРИОНА":
«О ЗАКОНѢ, МОИСѢОМЪ ДАНѢѢМЪ, И О БЛАГОДѢТИ И ИСТИНѢ, ИСУСОМЪ ХРИСТОМЪ БЫВШИИ И КАКО ЗАКОНЪ ОТИДЕ, БЛАГОДѢТЬ ЖЕ И ИСТИНА ВСЮ ЗЕМЛЮ ИСПОЛНИ, И ВѢРА ВЪ ВСЯ ЯЗЫКЫ ПРОСТРЕСЯ И ДО НАШЕГО ЯЗЫКА РУСКАГО, И ПОХВАЛА КАГАНУ НАШЕМУ ВЛОДИМЕРУ, ОТ НЕГОЖЕ КРЕЩЕНИ БЫХОМЪ, И МОЛИТВА КЪ БОГУ ОТ ВСЕА ЗЕМЛЯ НАШЕА».

Каганами стали именовать русских князей, начиная с Владимира. На стене Софийского собора в Киеве  даже есть выбитое в камне графити с надписью «Спаси боже кагана нашего Святослава» (речь Святославе Ярославиче, внуке Владимира). Думаю, вряд ли кто будет оспаривать, что титул «каган» имеет иудейское происхождение - и в применении к русским князьям, принявшим христианство, скорее всего говорит о родстве религий в части Ветхого завета.


А еще, как ни крути, а Малуша и ее брат Добрыня по родителю Малковичи. Малкович - это ведь сын Малко (или Малка). И это по сию пору одна из распространенных еврейских фамилий в Восточной Европе.

Почему же тогда, спросите вы, Владимир не выбрал иудаизм, а выбрал христианство? А вот об этом мы поговорим в следующий раз. Но выбор в пользу христианства, тем более византийского обряда, был очевиден, и никак не противоречил тому, кем была матушка Владимира нашего Красного Солнышка.

Ну и в конце, стоит вспомнить с чего начинается летопись   киевского монаха Нестора, который в своей Повести временных лет возвел славян потомками  к  Иафету, сыну того самого Ноя - единственного, кто со своей семьей выжил после Всемирного Потопа, человека, мягко говоря, не славянского и даже не варяжского.

«По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт. И достался восток Симу. Хаму же достался юг. Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы.»



Как бы то ни было, кем бы ни была матушка Владимира, судить человека следует не по его крови, а по его делам. А государственного деятеля, великого князя, государя  единственно лишь  по одному критерию - счастье и пользу он принес своими деяниями вверенному ему богом народу и отечеству или горе и страдания.

А вы как считаете?

______________________

Со всеми статьями цикла «Утраченная история» вы можете ознакомиться, нажав на кнопку
Утраченная история

!История, Утраченная история, cherry, Загадки истории

Previous post Next post
Up