Мне попалась замечательная книжка «Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции».
Вообще-то это часть академического проекта издательства «Сэфер», выходившего почти всё минувшее десятилетия и посвященного различным аспектам еврейского и славянского фольклора. Проект я рассматривала на предмет изучения еврейской народной медицины, узнать, чем наши предки насморк лечили и какие травки заваривали. Но хотя про медицину там очень много, всё это - чисто теоретические вещи и связанные в основном со средневековьем. А про современные практические сопли и кашель там ничего нет. Зато есть другая очень важная для нашей сегодняшней жизни информация - про отношения евреев с домовыми, водяными и прочими лешими. Особенно подробно об этом рассказывает исследование Варвары Добровольской «Демонологические персонажи в московском городском фольклоре (русская и еврейская традиции)».
Поживают эти персонажи в нашем родном фольклоре, как оказалось, плохо. Вообще жизни беднягам никакой. Сказок об Асмодее никто не рассказывает, у немногих оставшихся чертей - шедим - даже имён собственных нет, а только одно общее множественное число. Только Лилит неплохо устроилась - раньше против неё заклинания писали, чтобы молодых мужей после свадьбы не притесняла, а теперь на иврите их писать некому, а по-русски она читать не умеет, так что и препятствий ей никаких. Оттого, видать, и мужик мелкий пошёл.
Вообще почти все респонденты - а они, надо сказать, вполне себе отото - нерелигиозные городские евреи преимущественно с высшим техническим образованием - говорят, что нечистой силы у евреев нет, потому что мы не язычники какие. И вот именно потому, что домовых у нас, а нас, соответственно, нет у них, отношения между ними и нами при встрече создаются весьма своеобразные. Встречи эти происходят в основном при вступлении в смешанные браки. И либо домовой проникается к чужаку неземною страстью и остальных домашних по струнке строит, чтоб Абрашу забижать не смели, либо начинает учить его уму-разуму и призывает к порядку. Причём с неевреем у домового толку бы не вышло: «он его матюгом и на другой бок перевернётся». А вот разность культур определённо способствует диалогу. Учёный-еврей в силу природной любознательности вступил с «хозяином» в беседу, в результате которой таки понял, что разбрасывать бумажки, не мыть за собой посуду и излишне утруждать таким образом свою нееврейку-жену - нехорошо.
Однажды домовой - поборник справедливости - проявил себя во вполне несмешанной семье, воззвав к совести сварливой Розы, чтобы та прекратила допекать кроткого Семёна Израилевича. «При этом …как бы совершенно очевидно, что домового у евреев нет».
Полагаю, что и мне c товарищем домовым - которого у нас как у евреев, разумеется, не было и быть не могло - пришлось столкнуться задолго до моего смешанного брака. С малолетства помню - то у нас нож на пол упадёт и как сквозь землю провалится, то ключ исчезнет, то хлеб в холодильнике окажется. И книги, книги - что уж в наши завалы попало, то и пропало. Особенно интересно, когда обыщешься какого-нибудь шеститомника, всего сразу. Видать, грамотный «дедушко» попался.
Отдельная статья - водяной. Его у евреев тоже нет. Поэтому он как увидит еврея - и ну его тащить. И от того, как утверждает один из опрашиваемых, в Израиле спасателями на пляже работают исключительно арабы.
Меня в Израиле водяной никуда не тащил, а вот очки, да, утопил аж два раза. Первый - в первый же день в Ашкелоне, а второй - через неделю, в Тель-Авиве. Он у меня и в Турции, надо сказать, очки топил. А вот у Димы везде очки целы остаются. Это потому, что у Димы-то водяной есть. А то, что он и плавать умеет, и без очков купается, тут вовсе не при чём.
А у вас были встречи с водяными и домовыми?