Флотофилия

Jun 11, 2022 11:12

Вновь зарылся в старые темы библиотечного БТ форума.
Отрыл тему про варшипы и их классификацию 2018-2019-х годов и решил собрать в одну кучу собственно сабж темы ака посты vonstrang.
То есть общую историю флотостроения ТГ и ЗЛ.
Кстати, Баттлсвин, продолженине теоретически возможно или в общем то сабж исчерпан?
Приступим же к изучению вехЪ:

ВРЕМЯ ПЕРВЫХ

Первый военный звездолёт БТ - «Чарджер» - был запущен в 2122-м году, всего через шесть лет после первого колонизационного транспорта или через четырнадцать лет после первого пилотируемого межзвёздного корабля, вообще. Варшипом он, разумеется, не был - обычный примитивный джампшип, не тяжелее максимально доступных для своего времени ста тысяч тонн, без паруса, с примитивным двиглом, занимающим половину общей массы корабля и позволяющим сигануть на полтора десятка световых лет вместо привычных тридцати. Вооружение - наверняка, какое-то примитивное подобие капитальных ракет и модифицированные для пальбы в космосе райфлы; по меркам следующих эпох фигня, однако ж, среднюю космическую дальность (7 - 12 гексов, что соответствует 126 - 216 километрам… ну, 130 - 215 км, округлённо) все три подкласса райфлов покрывают. Достаточно, чтобы повоевать в космосе, если больше нечем.


Запущенная в серию в 2148-м «Аквилла» имеет уже какое-то подобие автокэннонов - АС/5, которые так-то должны появиться столетием позже; ну да хрен с ними. Возможно, у оригинального проекта были схожие по массо-габаритам хэви райфлы.
Появление капитальных автопушек Так-Опс датирует «примерно, 2200-ми» годами, без уточнения - начало это века, середина или вовсе конец. Лично я полагаю, что где-то к исходу первой трети, незадолго до грянувшего в 2236-м Восстания Внешних пространств. Так, что в серию разработанные прототипы не пошли, а там и Терранский Альянс сжался до горстки ближайших к Терре колоний, в радиусе тридцати светолет от неё. Тут уж стало не до доводки, хуле - кризис, инфляция, денег нет, но вы держитесь. Некапитальную автопушку довели до ума к 2250-му, уже хорошо. Капитальные же задержались с серийным производством до конца XXIII-го века, когда был заложен первый настоящий варшип - «Дредноут». Батареи NAC/20 и 10 стали его главным калибром, впервые в истории военно-космического кораблестроения. Ещё одной, возможно, более важной инновацией стал компактный КФ-двигатель «военного образца»: при массе 45,25% общей массы корабля, он обеспечивал прыжок на предельную технически возможную дистанцию в тридцать светолет. Для сравнения: КФ-двигло тогдашних джампшипов (половина массы корабля) позволяло сигать не дальше пятнадцати. Каждый следующий светогод дальности прыжка отъедал ещё 3% массы прыжкового судна, пока не поглощал её почти всю. И корабелы тех времён стояли перед выбором - дальность прыжка или полезная нагрузка. Прыжковый двигатель нового поколения эту проблему решал; ещё один важный по тем временам момент заключался в том, что те же тридцать светолет от Солнца составлял и радиус контролируемого Террой пространства. Базирующаяся в Солнечной системе эскадра дредноутов могла прыгнуть оттуда в любую систему Альянса.


Нормативный срок постройки «Дредноута» составляет меньше года, но строили их в темпе, вдвое большем, закончив седьмой - последний в серии - корабль в аккурат к перевороту Маккенны. Но ещё лет за десять до того, в 2305-м, у «Дредноута» появился младший братец - построенный на верфях «Ди-Трон Хэви Индастриз» крейсер «Дарт».


На четверть-треть легче; чуть лучше бронирован (101/88/88/79 лоб/борта/хвост против 85/85/80/80 у «Дредноута»); вдвое-втрое меньше огневой мощи, зато пара новых игрушек: пусковые аппараты капитальных ракет и батареи корабельных лазеров (приведённых в ридауте Light NPPC не могло быть у первоначального проекта - этот класс оружия разработают только в 2358-м; модернизации это не помеха, вопрос только во времени и средствах). Ещё один инновационный причиндал «Дарта» - полдюжины стыковочных узлов для больших межпланетных кораблей; согласно датировке Interstellar Operations (p.119), разрабатывать их начали в 2304-м, т.е. за год до запуска головного корабля серии. Поскольку до изобретения КФ-пояса осталось полтораста лет, таскать на них дропшипы через гиперпространство ещё нельзя; главная польза - проще стало перемещать грузы со звездолёта на межпланетные корабли и наоборот вне базы. Что тоже хорошо, особенно в плане так нужной крейсеру автономности.
Впрочем, есть у меня подозрение, что изначально «Дарт» разрабатывали как альтернативный «Дредноуту» проект большого варшипа. Но потеряли время на модификации по ходу постройки, да и ТТХ подкачали. Главный минус «Дарта» - хреновый маршевый двигатель, обеспечивающий ускорение не больше одного - полутора G (2/3 в игровых терминах), тогда как «Дредноут» без проблем выжимает полтора - два с полтиной (3/5). Соответственно, хромает и маневренность в бою; реализовать своё единственное преимущество над «Дредноутом» - бóльшую дальность стрельбы носовых лазерных и ракетных батарей, способных поражать цели на экстремальных дистанциях 740 - 900 км (41 - 50 гексов), куда пушки «Дредноута» уже не дотягиваются - ему очень сложно.
Что до задач автономного патрулирования отдалённых рубежей Альянса, то актуальными они стали лишь через тридцать лет после запуска первого «Дарта», когда у Терранской Гегемонии появились эти самые отдалённые рубежи. Впрочем, курировавший их постройку адмирал Маккенна - с 2995-го главком флота Альянса - мог уже тогда закладываться на будущее расширение границ. Как бы то ни было, верфи на орбитах самой Терры, Венеры и Марса успели за десять лет выпустить два десятка «Дартов», и на вооружении эти корабли оставались до начала XXV века.
Настоящим младшим братом «Дредноута», пожалуй, лучше будет назвать построенный уже после переворота Маккенны «Блэк Лайон I». На четверть легче; чуть хуже бронированы оконечности (72/84/84/72); тот же ход и очень похожее вооружение (трёхорудийные батареи NAC/20, счетверённые АС/5 для противосамолётной обороны - к слову, «Дарт» вооружения этого класса не имел вовсе); та же авиагруппа из двух дюжин шаттлов. Добавились полдюжины пусковых аппаратов ракет Killer While, вместо 4-орудийных батарей NAC/10 стали 2-орудийные NAC/20, почти вдвое меньше стал грузовой отсек (98 тысяч тонн против общей грузоподъёмности 172 тысячи тонн у «Дредноута»), но в целом хрен примерно один.
Что там выходит по цене, мне лень сейчас считать, но более лёгкий «Блэк Лайон» по флаффу заявлен и более дешёвым, чем «Дредноут»; по нормативному времени постройки, однако, у него выходит полный год - 12 месяцев, против 11 у «Дредноута».


В 2316-м Маккенна начинает первую из своих «кампаний увещевания», за год с хвостом растягивая спинвардную границу Терранской Гегемонии до Тауни. К исходу этой кампании как раз должен поспеть корабль нового класса - корвет «Бонавентуре», при массе, чутка не дотягивающей до четверти миллиона тонн, развивающий ускорение полных 3 G на форсаже (4/6). Без малого, двадцать лет - до запуска первой «Лолы» в 2345-м - он и его систершипы будут самыми быстрыми варшипами Сферы. А превзойдёт заданный ими стандарт ходовых качеств малого варшипа только куритянский «Наруками» в 2380-м. Вооружения, правда, кот наплакал: всего два капитальных лазера-35; четыре обычных больших лазера, по автопушечной спарке на борт, правда, с дамагом 10, а не 5, да носовые и хвостовые батареи дальнобойных ракет. Даже для боя с «милитаризованными судами» - вооружёнными примитивными джампшипами - той поры это выглядит как-то слабовато, если прикинуть, что из оружия может такое судно нести. Даже при планируемой тактике применения корветов 4-корабельными эскадрами. Поэтому уже через три года - после первого пограничного конфликта с домом Курита за Диерон и к началу второй «кампании увещевания» - появляется новый проект корвета, «Виджилант». На сотню тысяч тонн легче предшественника; чуть хуже бронирован, правда, хотя казалось бы - куда хуже; зато вооружён: четыре NAC/10, три пусковых аппарата White Shark, противосамолётного вооружения по мелочи. Ускорение, правда, всего 3/5 - достаточно, чтобы идти в одном строю с линкорами. Не рекордсмен. Автономность тоже подкачала, грузовой отсек всего 13,5 тысяч тонн, и тысяча тонн топлива. Против 6,5 у «Бонавентуре», а груза тот может нести, без малого, 54 тысячи тонн. Поэтому и «Бонавентуре» остаётся в строю - на вооружении и в производстве. И эскадры корветов формируются из пары одного и пары второго типа.
Вот с этого места, похоже, у терранских военных теоретиков начался гон, породивший, в итоге, и пресловутую классификацию варшипов с малоосмысленными промежуточными классами. Подозреваю, что и корабелы тоже не отстали; однако же, Маккенна прищемил им хвосты, и остаток его правления терранская флотско-теоретическая мысль молчала в тряпочку.
Запущенный в 2325-м новый крейсер типа «Крейсер» (команда «лопата!» ...смеёмся) базировался на замшелом альянсовском проекте полуторасталетней давности, с поправкой на новые технологии: компактное КФ-двигло военного образца и 6-орудийные батареи NAC/10 в качестве главного калибра. Плюс много пусковых аппаратов капитальных ракет (White Shark и Barracuda) группами по три. 94,5 тысяч тонн груза, из общей массы в полмиллиона тонн. Ускорение 2/3, как у собрата по классу - «Дарта». Вместо внешних стыковочных узлов - полноценный ангар на пару больших дропшаттлов, общей вместимостью десять тысяч тонн. Бронирование подкачало (64/58/58/52), но для боёв с корветами и всякими эрзац-варшипами вероятных противников, наверное, прокатит.


Следующие двадцать лет новых проектов варшипов, по крайней мере, серийных в Гегемонии не создавалось. А соседи пока до варшипов не доросли.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БАНКЕТА

В 2335-м году Джеймс Маккенна начинает свою последнюю военную кампанию - против Федерации Скаи. Однако ж, проблемы со здоровьем (рак) вынуждают его вернуться на Терру для лечения, оставив на хозяйстве сына и наследника - Конрада. Как показала практика, зря: 23-го июля 2338-го тот лажанулся по-крупному при вторжении на Сирму, угробив три дюжины вверенных ему кораблей и судов (27 транспортных джампшипов из 29 и 7-9 варшипов) на минном поле по выходу из гиперпространства.Кроме халтурно и хреново проведённой разведки, общей недооценки сил противника и поспешности, которая завела его в ловушку, Конрад Маккенна совершил ещё одну фатальную для командира ошибку: остался жив. В конгрессе Гегемонии забурлили говны, Конрада сняли с должности, его отцу выкатили импичмент, и Джеймс Маккенна был вынужден оставить кресло (а в общем, вполне себе трон) директор-генерала и удалиться на горы и воды. Где и помре через десять дней. Новым государем стал его племянник Майкл Камерон, от которого и пошла династия.
Резонно предположить (хотя напрямую об этом и не говорится), что катастрофа у Сирмы стала одним из аргументов в пользу обновления корабельного парка флота. Что с того, что у других государств всё ещё нет варшипов? Скайцы, вон, и без них дали прикурить младшенькому Маккенне.
Первой ласточкой новой кораблестроительной программы стал быстроходный дестроер типа «Лола»: масса 680 тысяч тонн, как у крейсеров типа «Дарт», но ускорение 4/6, как у корветов «Бонавентуре». Отсюда здоровенное двигло, такое, что зону жизнеобеспечения пришлось ужимать, и даже гравдек втиснуть не получилось. Впрочем, на 115-тысячетонный грузовой отсек (автономность!) место нашлось. Бронирование вышло чуток похужей, чем у «Крейсера» (48 по всем локациям), или вдвое слабже, чем у «Дредноута», но по сравнению с корветами, так очень даже неплохо. Главный калибр - батареи NL55 и парочка 45 с их экстремальной дальнобойностью и старых добрых NAC/40; на всякий случай, ещё счетверённые установки больших лазеров - от шаттлов и самолётов отмахиваться.


Тут стоит оглянуться назад и прикинуть, как могла выглядеть флотская доктрина Маккенны. Основная боевая сила флота - линкоры («Дредноут») и меньшие по массе, но почти такие же по ТТХ линейные крейсера («Блэк Лайон»). При этом ЛКР не столько самостоятельный класс боевого корабля, поддерживающий линкоры в бою, сколько «бюджетный линкор»: труба пониже, дым пожиже, но может делать всё то же самое с той же, примерно, эффективностью.
Вероятный противник - формирующиеся государства Внутренней Сферы - к этому времени может строить примитивные джампшипы массой до 600 тысяч тонн, с аналогичной варшипам ходовой частью; ускорения 3/5 - 4/6 им вполне доступны. Капитальные ракеты доступны с прошлого века; годам, ближе, к двадцатым-тридцатым должны стать доступны капитальные лазеры и автопушки. Правда, когда от половины массы уходит на КФ-двигло и ещё 108 - 144 тысячи тонн на маршевый двигатель (для ускорений 3/5 - 4/6, соответственно), и 600-тысячетонный джампшип образца 2300-х годов много оружия не потянет. Так что, и мизерного по меркам следующих веков бронирования «Дредноутов» и первой серии «Блэк Лайонов» должно хватить для нормального боя.
Крейсера («Дарт» и «Крейсер») должны рассматриваться как первая линия обороны Альянса/Гегемонии. Их задачи в мирное время - патрулирование пограничных систем и демонстрация флага; в военное они принимают на себя первый удар неприятеля. Отсюда хорошее бронирование «Дарта»: он рассчитан на бой с превосходящими силами и должен хорошо держаться под их огнём. Отсюда же большие грузовые отсеки и стыковочные узлы/ангары дропшаттлов: крейсер не просто должен быть способен месяцами и годами болтаться в космосе в отрыве от базы - он сам может стать базой отряда патрульных кораблей внутрисистемного класса. Мощная ходовая часть ему при этом вроде как и не нужна, ускорения 2/3 должно хватить за глаза и уши.
Иное дело - корветы, малые варшипы с массой в полтораста тысяч - четверть миллиона тонн. Основные задачи у них те же, патрулирование рубежей и демонстрация флага; эскадра из четырёх корветов считается в этом плане равноценной крейсеру. А кроме того, корветы могут ходить на разведку и в рейды, что крейсеру с его слаборазвитой ходовой выходит уже не по силам.
Зато ему есть место в наступлении, и первые же «кампании увещевания» это показали: там крейсера шли в авангарде флота, занимая обе стандартные прыжковые точки системы. Против слабого, не имеющего серьёзных военно-космических сил противника хватало и одного корабля на точку. Разумеется, с поддержкой транспортных судов, патролшипов и прочей мелочи.
Построенная в 2345-м «Лола» сочетала в себе боевую мощь крейсера и ходовые качества корвета - достаточно, чтобы вынести её в отдельный класс дестроеров и развивать эту концепцию дальше. Через шесть лет после неё с верфей «Дели Варшипс» над Карвером V стартует первый «Эссекс». Бронирование вдвое слабже лолиного - как у корветов; огневая мощь тоже послабей; ускорение 3/5. Зато есть 60-метровый гравдек, и общая масса кораблика всего 560 тысяч тонн - на 120 тысяч меньше. И с постройкой можно уложиться в четыре месяца, вместо шести.
Возможно, поэтому «Эссекс», а не «Лола» стал основным типом дестроера космического флота Гегемонии. Даже при наличии единственной производственной зоны, за тридцать лет их можно было наклепать под сотню штук; по флаффу же и вовсе «these ships formed the bulk of the Hegemony’s first generation of WarShips» (FR 2765: Periphery, p.30).


Третий новый корабль этого периода - «Кихот» - тоже стал родоначальником нового класса варшипов, но вышло это некоторым образом через жопу. Начался он с проекта нового линейного крейсера, на смену морально устаревающему «Блэк Лайону». В сороковые годы или ещё тридцатые - хрен поймёшь; но даже если тридцатые - за 30+ лет, прошедших с постройки «Дредноута» (и полтора десятка - с постройки «Блэк Лайона») окружающие Гегемонию новые государства Сферы, по-любому, успели спроектировать и начать строить что-то в ответ. Даже на уровне примитивных джампшипов с пушками.

Frigates have served both Terran Hegemony and Star League navies as heavily armed surveillance ships, rather than in a more traditional escort and interdiction role. The Quixote-class Frigate, on the other hand, was in a class of its own. Originally designated as a battlecruiser, the SLDF reclassified the ship as a frigate midway through the design process. Engineers endeavored to reduce costs by reusing existing components, such as the drives found in the Lola-class Destroyers. This miscalculation by the engineers, however, allowed the use of drives too small to give the acceleration normally found in a frigate-class WarShip. To make matters worse, a bureaucrat from the Procurement Department authorized 250 Quixotes for production. Later evidence suggests this is an error purposefully made in order to circumvent the objections of the Admiralty and curb their spending at a time when resources were slim

TRO 3057 (Revised), p.220


Сдаётся мне, версия «у флотских теоретиков и инженеров начался гон» только что получила подтверждение. Корабль, задуманный и заложенный как линейный крейсер, перепроектировался по ходу постройки, как водится - с кучей просчётов, устранение которых лишь ухудшило дело; в результате вышло ни рыба, ни мясо: масса линейного крейсера, ход обычного, вооружение не то дестроера, не то корвета-переростка, не то ракетной шаланды прошлого века, на платформе примитивного джампшипа. Как это обозвать без флотских выражений, чтоб можно было потом напечатать? во, ёба - фрегат. Что такое фрегат? хрен его знает. Это что-то поменьше крейсера, но побольше дестроера... хотя нет - военно-морская энциклопедия допотопного века подсказывает, что фрегат, всё-таки, меньше дестроера! ...а мы уже написали. Ладно, кто там будет с этими замшелыми энциклопедиями сверяться? меньше крейсера, но точно больше корвета - фрегат. Уточняем: меньше линейного крейсера. На 60 тысяч тонн. Больше? бля, хорош путаницу разводить, сказано фрегат, значит, фрегат, пиши госзаказ на 25 бортов... долбоёб, ты лишний ноль вбил! что? уже отправил по аутлуку? Ладно, у меня есть кореш в Департаменте - ща позвоню ему, всё решим.
...решили. В конце концов, русский язык обогатил английский не только словом «maskirovka». Слово «otkat» в словаре терранского английского по-любому есть.

продолжение следует

В порядке бонуса: хронология появления варшипов, первая половина XXIV века

• 2300 Dreadnought (Battleship)
• 2305 Dart (Light Cruiser)
• 2315 Black Lion I (Battlecruiser)
• 2317 Bonaventure (Corvette)
• 2320 Vigilant (Corvette)
• 2325 Cruiser (Cruiser)
• 2345 Lola I (Destroyer)
• 2350 Quixote (Frigate)
• 2351 Essex I (Destroyer)

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК

Конец XXIV и весь XXV век в плане кораблестроения освещены слабо; есть мнение, что новые хистори-буки об Эпохе войн (когда и если они выйдут) ещё порадуют нас новыми варшипами.
При Маргарет Камерон, правившей с 2367-го по 2382-й год, терранский флот пополнился линкорами типа «Муссон» и тяжёлыми крейсерами типа «Иджис»; тот и другой, по всей видимости, её детища и отражение её взгляда на новое поколение линейных кораблей ТГ. Отслужившая в своё время десять лет на флоте Маргарет знала, что хочет от корабелов, и не распылялась на сомнительные проекты вроде «Кихота». Поэтому терранские верфи клепали, в основном, «Иджисы», и наклепали их на восемьсот лет вперёд - более сотни бортов, последние из которых и в середине XXXII века ещё ходят под флагами разных кланов. Наследовавший Маргарет старший сын Раймонд был слишком болен и слаб, и все невеликие свои силы тратил на грызню с младшим братом Брайеном, который, нагло пользуясь молодостью и здоровьем, наставлял ему рога. Это при том, что самому Раймонду жена была нужна в целях чисто политических, потому как яйца он отшиб в авиакатастрофе, которая, собственно, и сделала его калекой.
Пересказывать дальнейшую историю, столь же интересную, сколь и забавную, в этой теме было бы оффтопом, так что как-нибудь в другой раз. Достаточно сказать, что сменивший брата на престоле Брайен Камерон сомнительными кораблестроительными экспериментами тоже не увлекался, и перенацелил потоки бабла из военного бюджета Гегемонии с зажравшегося флота на сидящую на голодном пайке армию; среди прочего, вложился в фортификации, и Брайеновские зáмки - это как раз в его честь. И только в начале нового века, когда престол заняла Джудит Камерон - младшая сестра Раймонда и Брайена - после 35-летнего перерыва, инженеры осчастливили флот Гегемонии новым типом и, одновременно, классом военного корабля.
С полной массой 100 тысяч тонн, разведчик (surveillance) типа «Трекер» стал одним из самых маленьких варшипов в истории. Ход 4/6, броня даже чуть послабже, чем у картонного «Виджиланта», вооружение - единственный капитальный лазер на носу, хотя и дальнобойный; ещё парочка некапитальных (обычных) РРС по бортам и два пусковых аппарата Barracuda в жопе на хвосте. В грузовой отсек вместимостью чуть меньше 24 тысяч тонн (считай, четверть от полной массы корабля) предполагалось впихнуть некое продвинутое электронно-шпионское оборудование, описания которого ридауты не сохранили.


На этом месте логически мыслящий читатель может спросить: а чо бы тупо не поставить новую электронику на старые корветы, которых за сто лет наклепали как грязи и сто лет же гоняют в разведку. На что я могу с присущей мне интеллигентностью культурно возразить, что тупо - твоя залупа, а научно-технический прогресс, он в известном отношении схож с сим органом, потому как стоять вечно не может. Хотя и не скачет галопом, как это было в эпоху НТР. Поэтому спроектировать и построить новый корабль может оказаться проще, чем переоснащать 80-летней давности проект современной электроникой-хренотроникой, типа того как бы вот. Хотя я не исключаю и варианта, что кто-то умный в департаменте снабжения флота решил, что откаты пилить лучше на постройке маленьких и хлипких разведывательных корабликов, которые, столкнувшись с противником, долго не живут, а значит, требуют скорейшей замены - чем на постройке тяжёлых крейсеров, кишащих степенно и пугающих неприятеля одном видом своих ощетинившихся стволами тричетвертимиллионотонных туш. Эти-то махины уничтожить непросто, они не то, что нас - внуков-правнуков переживут.
Разродившись этим проектом, конструкторская мысль Гегемонии опять впала в спячку, и лишь через четверть века осчастливила флот корветами типа «Винсент», типа как на замену окончательно устаревшим «Бонавентуре» и «Вижилантам». От первого из названных он получил ход 4/6, от второго картонное бронирование и скромное вооружение из четырёх NAC/10 (по штуке на передне-бортовые и бортовые арки стрельбы) и двухтрубного пускового аппарата Barracuda в носу. При этом весил он 420 тысяч тонн, ближе к дестроерам и крейсерам, чем строившимся раньше корветам. Надо добавить, конечно, ещё за модульную конструкцию, типа позволяющую легко модернизировать и модифицировать корвет; правда, на практике хрен, кто этим занимался. Но на бумаге-то - да, на бумаге это была такая инновационная инновация, какой ни у кого больше нет, и потому «Винсентов» наклепали аж полтысячи штук за триста лет производства.


Тут надо бы снова оглянуться назад: в 2419-м году директор-генералом ТГ стал Ричард Камерон (первый этого имени на престоле); при нём-то конструкторская мысль и зашевелилась. Сначала на кульманах с ватманами, сочиняя всё новые инновационные инновации, потом запустила пробный шар - собственно, это был «Винсент» - ну, а потом уже разошлась. Еще в 2426-м кто-то из умников Центра стратегических исследований высказал идею, что флоту Гегемонии не помешал бы новый фрегат. Десятилетием позже, когда новые корветы уже строились вовсю, под государевы аплодисменты и визг бензопилы, вопрос о фрегате был поднят вновь, и новый государь (Якоб Камерон - сын Ричарда, успевший покомандовать одним из «Винсентов» прежде, чем скоропостижная смерть отца вознесла его на директорский престол) дал на это высочайший одобрямс. Ёбтвоюмать, подумали адмиралы, вспомнив историю «Кихота», но вслух говорить ничего не стали, потому как государь всё равно бы их не услышал.
Первый фрегат типа «Рига» был заложен в 2438-м и запущен в 2440-м, и оказался на удивление приличной машиной, тем более, на фоне «Кихота». Впрочем, он и устаревшим крейсерам постройки начала прошлого века давал сто очков вперёд, своим сочетанием бронирования (70/65/65/67), ускорения (3/5) и дальнобойного энергетического оружия во всех арках стрельбы. Так что пришлось адмиралам признать, что на сей раз конструкторская мысль не облажалась, а государь, как ему и положено, прав.


Окрылённый этим успехом, государь взялся за дальнейшее совершенствование корабельного парка флота. Во второй половине 40-х на вооружение поставили новый разведкорабль - «Найтвинд», с ещё более продвинутой (по сравнению с «Трекером») шпионской электроникой, бронированием лучше, чем у всех выпущенных до этого корветов и на удивление приличным вооружением из NAC/20, NL45 и средних N-PPC. Ускорение 3/5 на этом фоне простительный недостаток, да и если подумать, то вовсе не недостаток, и с ним «Найтвинд» всё равно круче любого корвета, а в драку с более серьёзным противником ему так и так лучше не соваться.


Ещё через год - в 2448-м - флот Гегемонии пополнился новым линкором, тип «Фаррагут». Работы над этим проектом начались ещё в 30-е, при Ричарде Камероне; теперь Якоб получил в свои руки варшип, который кроет все прочие варшипы как бык овцу. Масса один миллион шестьсот восемьдесят тысяч тонн - такие числа надо писать прописью, чтобы проникнуться. Ускорение 3/5 - возврат к стандарту линкоров первого поколения. Броня 200/250/250/143, толще, чем у кого бы то ни было до сих пор. Батареи тяжёлых N-Gauss и N-PPC дают на экстремальных дистанциях огневую мощь, которую старые линкоры имели только на дальних. А на коротких и средних к ним присоединяются ещё здоровенные NAC/40. Плюс капитальные ракеты - Killer Whale в двух- и трёхтрубных аппаратах. Плюс авиакрыло из трёх дюжин истребителей и десятка шаттлов в придачу. Плюс... можно перечислять долго. Не корабль, а влажная мечта истинного милитариста, прям, хоть сейчас бери и иди на любого врага во главе армии и флота.


Вообще говоря, об этом-то Якоб Камерон и мечтал всю дорогу, и ещё с середины 30-х пытался от мечтаний перейти к делу. Чем вызвал резонное недовольство придворных, военных и купцов с промышленниками: все они привыкли к сытой мирной жизни, которую даже редкие пограничные конфликты не нарушали, а только добавляли приятной остроты и разнообразия. Затевать же большую войну... а оно нам надо?
Поскольку урезонить государя по-хорошему не получалось, лорды с пэрами тоже перешли от слов к делу. В феврале 48-го, когда первый «Фаррагут» только готовился стартовать с верфей в свой первый полёт, Якоб Камерон прикидывал, чем будет обмывать новый варшип, перебирая напитки, пока не добрался до шампанского с сюрпризом, то бишь - с ядом. К счастью, государя удалось откачать (этого гацкого змея хрен отравишь, подумали придворные лорды с ледями), но экзистенциальный опыт, с полётом по тёмному туннелю к свету и обратно, пошёл ему впрок. И резко повзрослевший Якоб отложил в сторону военные игрушки, сжёг планы завоевательных походов, пожертвовал много бабла на здравоохранение и прочую благотворительность и потом правил ещё тринадцать лет, пока не помре.
Ему наследовал сын - Теодор, в первое десятилетие своего правления прославившийся строительством дворцов и памятников себе любимому, а также многодневными пьянками и амурными похождениями. Однако же, когда Карлос Марик собрался пойти войной на Гегемонию, Теодор Камерон не зассал лично возглавить упреждающий удар по флоту Лиги у Ориенте, подняв свой флаг на линейном крейсере «Киев». В этом сражении - крупнейшем за всю предшествующую историю - терране уничтожили два десятка мариковских варшипов ценой потери всего двух собственных. В Свободных мирах разразился политический кризис, вынудивший Карлоса Марика свалить из Лиги куда-то в окрестности Канопуса, где след его затерялся. Теодор же Камерон правил до 2479-го года, когда скоропостижно помре после очередной трёхдневной пьянки, не то с блондинкой на конце, не то с бутылкой в жопе. В некрологе написали - умер от пневмонии.
Наследовавшая ему доченька - Элизабет - унаследовала и папину страсть к пьянкам-гулянкам. Что, однако, не помешало ей царствовать двадцать два года, до 2501-го, когда и она, наконец, помре. Теперь написали - от нью-эрсийской оспы; ну, пневмония уже была, чего повторяться?
Впрочем, для Гегемонии её царствование было не худшей эпохой: шальная императрица не лезла в политику, то бишь, не мешала министрам работать; соседи по большей части заняты были разборками между собой или внутренними, так что на границах было почти спокойно. Да и в военном искусстве к этому времени акценты сместились с флота на армию: главное - на земле, и для этого главного ещё в первой половине столетия был изобретён бэттлмех, главная фишка нашего любимого БТ, а варшипы... ну, к ним мы ещё вернёмся.

• 2407 Tracker (Surveillance) TH
• 2432 Vincent (Corvette) TH
• 2440 Riga (Frigate) TH
• 2447 Nightwing (Surveillance) TH
• 2448 Farragut (Battleship) TH

з.ы. Будет и продолжение ))

НЕБЕСНЫЕ ИЗВОЗЧИКИ

Вторая половина XXV века была скудна на новые проекты варшипов, по имеющимся на сегодня сведениям, во всяком случае, зато породила настоящий прорыв в гражданском кораблестроении: K-F boom, т.е. КФ-пояс, устройство, позволяющее расширять поле гиперперехода, захватывая им пристыкованные к звездолёту межпланетные корабли. То бишь, перевозить их на внешнем подвесе. При этом, оборудованный КФ-поясом стыковочный узел удержался в прежнем весе одна тысяча тонн - против одиннадцати тысяч у старых отсеков для перевозки дропшаттлов; на эти внешние узлы можно стало цеплять суда весом до пятидесяти тысяч тонн, тогда как в корабельный отсек не влазили суда тяжелее пяти тысяч. Это значило, что вместимость межзвёздного транспорта вырастает в разы, если не на порядок - за счёт возможности пристыковывать огромные, по прежним меркам, транспортные суда. Что отпадает необходимость балансировать максимальную дальность гиперпрыжка с вместимостью корабля, увеличивая последнюю за счёт первой - и наоборот. Самые «дальнобойные» гипердвижки, занимающие 90+ процентов массы звездолёта, оставляли на борту достаточное место для установки нескольких стыковочных узлов с поясами. Окончательно отпала необходимость гонять звездолёты в глубину гравитационного колодца системы, чтоб разгружаться с орбиты, да и вообще, загружать межзвёздный корабль посторонним грузом: весь груз перекочевал на дропшипы. Заодно, упростилась и процедура стыковки-расстыковки. Что упростило-ускорило и передачу дропшипов по эстафете от звездолёта к звездолёту.
Первый свой джампшип с КФ-поясом «Блю Нос Интерстеллар Текнолоджис» запустила в 2458-м; тремя годами позднее с её марсианских верфей начали стартовать 203-тысячетонные «Либерти», первые серийные джампшипы нового образца, оборудованные четырьмя стыковочными узлами для перевозки джампшипов. В 2468-м «Локхид Галактик» начала в системе Торина постройку 410-тысячетонных «Левиафанов» вдвое большей вместимости: восемь стыковочных узлов на корабль.


Больше не надо перетаскиват грузы с дропшаттла на звездолёт и со звездолёта на шаттл; не надо гонять звездолёт от прыжковой точки к планете и обратно. Межзвёздная логистика упрощается и ускоряется, играя на руку, прежде всего, армии: не так уж и сложно погрузить войско со всей его техникой, припасами и частями обеспечения на большегрузные дропшипы, а потом перегнать их по эстафете-хайвэю хоть на другой конец Гегемонии, хоть ещё дальше - хватило бы звездолётов в промежуточных точках. Но эту проблему терранская кораблестроительная промышленность успешно решала, клепая серийные «Либерти» и «Левиафаны» на своих верфях. Пионеры нового кораблестроения - терране - получили новые возможности быстрой переброски войск, сосредоточения их на угрожаемом участке, благо, и объём пространства Гегемонии, и протяжённость её границ были поменьше, чем у пяти остальных держав. Генералы, терранские и вражеские, должны были быстро просечь эту фишку. Не позднее годов 2480-х, когда уже должен накопиться приличный парк кораблей новых классов, для практической реализации этой идеи. Немудрено после этого, что в правление бухой Лизки Элизабет Камерон никто лишний раз Гегемонию не задирал: себе дороже могло выйти.

продолжение следует

рисунки, разное, иные миры

Previous post Next post
Up