Из ФБ

Oct 21, 2021 09:17



Антон Долин

7Octobf8er 1oht9a fatc 12:aao4m2 AMt8 ·

КАК ЗДОРОВО ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ

Еще одной больной темы хочу коснуться (ну как, больная она для сравнительно немногих).

Отправной точкой послужил шуточный пост Володи Гуриева на некую другую тему, а потом добавила статья Алены Карась про новый спектакль моего однокурсника Кости Богомолова по ( Read more... )

как молоды мы были, культур-мультур

Leave a comment

Comments 38

mih_s_m October 21 2021, 16:54:14 UTC
Могу отозваться: и Галич, и Окуджава, и не очень любимый мною Высоцкий - никакие не барды, а прежде всего Поэты.

А всякое там "солнышко лесное" действительно является для меня символом пошлости и сопряжено со всякими другими неприятными вещами: свитерами в катышках, нечесанными бородами и хроническим алкоголизмом.

Не могу заставить себя полюбить эти вещи.

Reply

vsopvs October 21 2021, 18:11:19 UTC
у Антона Долина не блестяще обстоит дело с рефлексией

Reply

mih_s_m October 21 2021, 18:43:44 UTC
Я и Долину-то почти не знаю ("А ей остались сыновья с его чертами" - это её?), а уж про сына мне и вовсе сказать нечего.

Reply

vsopvs October 21 2021, 18:50:19 UTC
я Долину тоже толком не слушал никогда

о сыне сужу по приведенному тут тексту

Reply


digibi October 21 2021, 19:01:20 UTC
Долин не из того поколения. А я из того. В СССР по радио, по "трансляции", чего больше нигде в мире не было, звучала тошнотворная официальная музыка: хор Пятницкого, тяжелые симфонические оркестры, мерзкая советская эстрада с Хилем и Кобзоном. Отдушиной была вся неофициальная - полулегальная и нелегальная - музыка. Она составляла как бы единый поток, и в каком-то смысле и Окуджава, и Битлз, и эмигрантщина, и цыганщина, и блатные песни были вещами одного порядка, а именно просто свободными, неподцензурными произведениями. Я учился классе в пятом-шестом, когда все это почти одновременно появилось, нами слушалось и пелось - и самые первые пластинки Битлз, и сестры Бери, и "Из окон корочкой несет поджаристой", и Бикель, и "А на нейтральной полосе цветы цветут", и "Лыжи у печки стоят", и романсы, и Новелла Матвеева, и "Как на Дерибасовской угол Ришельевской" и проч. Пели эти песни и дома, и в школьном лагере, и в беседке во дворе. Ходили друг к другу в гости послушать или переписать на свой магнитофон. И в мои студенческие времена все эти ( ... )

Reply


digibi October 21 2021, 19:23:34 UTC
Кстати, песни самой Долиной мне очень нравились в первой половине восьмидесятых годов - нежные, безззащитные, бесхитростные, исполненные тоски, сочиненные молодой поэтессой в эпоху глухого безвременья. "Я серая шейка, и мне перебили крыло". Но сегодня они безнадежно устарели. Трогательная молодая поэтесса с ранимой душой превратилась в толстую старую еврейку, вполне неплохо устроившуюся в новой России. Был пару лет назад на ее концерте - выдержал максимум 15 минут ее завывания.

Reply


amigofriend October 21 2021, 19:33:35 UTC
Я не думаю что много у кого были претензии к авторской песне как виду искусства, особенно к лучшим её образцам. А вот к КСП я вполне могу представить претензии потому что это был уже не вид исусства, а форма общественной деятельности. Тот же Окуджава очень хорошо обозначил два полюса этого всего - "возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" и "дураки обожают собираться в стаи". К какому полюсы человек ближе, так он и относится, имхо.

Reply

otkaznik October 21 2021, 20:04:09 UTC
Повторюсь, для осознания культурного феномена, а именно попытку такого осознания и предпринимает Долин, необходим контекст. КСП в числе прочего такой контекст создает.

Reply

amigofriend October 21 2021, 20:12:07 UTC
Не очень понял как это противоречит тому что я сказал...

Reply

otkaznik October 21 2021, 20:16:42 UTC
Никак. Я не разделяю убеждения в том, что комментарий должен обязательно противоречить чему-то.

Reply


affidavid October 21 2021, 19:50:59 UTC
Да почему-то авторская песня часто описывается что-то уникальное для СССР. На деле более ранний американский фолк 50х-60х был таким же движением, только с гораздо более качественной музыкой и исполнителями, ну а про французов все знают.
Для русскоязычной эмигрантской тусовки это все здорово и превратилось то что-то типа дня святого Патрика, когда семейства едут на шашлыки у костра потусоваться и побренчать. Но почему это живо в России для меня большая загадка, и я понимаю раздражение людей, когда это продолжается десятилетиеми, только с ухудшением качества.
А песню в заголовке изумительно обыграл Шаов https://www.youtube.com/watch?v=53mEehygiL4

Reply

otkaznik October 21 2021, 19:55:57 UTC
Параллели понятны и многажды обсуждены. Текст Долина мне интересен и потому, что сюжет соприкасается с воспоминаниями молодости, и потому что это попытка осознать сам культурный феномен бардовской песни, который нельзя правильно понять вне социо-исторического контекста.

Reply

affidavid October 21 2021, 20:00:07 UTC
Есть довольно старая книжка Гениса (Вавилонская Башня), где он утверждает, что в противовес романтической теории о художнике-одиночке современная культура превращается с массовые ритуалы. Я не слишком согласен, но движение бардов для этого очень подходящий пример.

Reply

egovoru October 21 2021, 20:22:41 UTC
"это попытка осознать сам культурный феномен бардовской песни"

Мне показалось, это попытка осознать совсем другой феномен - а именно, лютую ненависть значительной части нынешней молодежи к авторской песне (я не люблю слова "бардовская" и не знаю, кто его придумал - уж точно не Окуджава и не Визбор :)

Самой мне эта ненависть тоже непонятна, но мне показалось, что Долин плоховато знает матчасть: в конце 50-х Окуджава, Визбор и иже с ними начинали как вполне официальные авторы, творчество которых мало чем отличалось от творчества, например, Станислава Пожлакова - да даже и Яна Френкеля. Это только потом, когда Оттепель закончилась, некоторым авторам оказалось не по пути с тем, куда свернула официальная эстрада, и они ушли в "подполье". Вот как ситуация представляется мне самойНеосведомленность Долина в теме очевидна также из его странного утверждения "неоднозначность этой практики напрямую отрефлексирована уже в «Июльском дожде», с участием знаково НЕ поющего персонажа Юрия Визбора". Как это "не поющего", да еще большими буквами ( ... )

Reply


Leave a comment

Up