Долгое время позиция митрополита Сергия (я познакомился с критикой этой позиции в свои студенческие годы со стороны именно карловчан) казалась мне как историку неуязвимой. Потому что действительно на многие их обличения можно было возражать одним и тем же словом, одной и той же фразой: «Приезжайте и живите здесь. То, что вы там, лишает вас права выносить столь категорические суждения»... Но, когда я, опять-таки как историк, с конца 80-х годов стал погружаться в мир церкви непоминающих (до этого была только книга Льва Регельсона «Трагедия Русской церкви», которая говорила о позиции непоминающих), когда открылось их видение церковной жизни в нашей стране - видение людей, которые пребывали здесь, погибали и всю свою критику митрополита Сергия подкрепляли мученической кровью, я во многом должен был переосмыслить свое отношение к политике митрополита Сергия. Ощущение безальтернативности его политики прошло. Как часто размышляли мы? Да, плохая была политика, и карловчане в чем-то правы в своей критике, но другой политики проводить было невозможно. А на самом деле возможно. Это стало понятно, в том числе в нашей церкви, когда с канонизацией новомучеников стала обнаруживаться альтернатива церковной жизни в нашей стране в условиях гонений. Альтернатива, для многих чреватая гибелью.
прот. Георгий Митрофанов из
интервью газете "Кифа" Подобные голоса становятся все более заметными. И все это, несомненно, дает надежду