Айвазовский и его внуки.
У великого мариниста Ивана Айвазовского было четыре дочери, которые осчастливили его десятью внуками. Дети с раннего детства, посещая дом Ивана Константиновича, видели как в своей огромной мастерской «дед-чародей с густыми бакенами писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной». Уникальный дар гениальный мастер передал четверым своим внукам, которые стали профессиональными художниками.
Айвазовский с женой Юлией Гревс и дочерьми.
Как Иван Айвазовский сам стал художником.
Сам же именитый мастер, при рождении получивший имя Ованнес, появился на свет в средине лета 1817 года в Феодосии, в семье старосты городского рынка Геворка Айвазяна и его жены Рипсиме. Предки будущего художника были из галицийских армян. Поселившись в Крыму, его отец начал писать свою фамилию на польский лад - «Гайвазовский», которая позже трансформировалась в «Айвазовский». У мальчика с детских лет проявился художественный талант. И кто знает как бы сложилась судьба гения, если бы не один случай, полностью повлиявший на жизнь подростка из небогатой армянской семьи.
Как-то ранним утром начальник города Феодосии Александр Иванович Казначеев, объезжая город, заметил, что ограждение одного учреждения было разрисовано углем. На рисунке был изображен рыбак, лодка и сеть. Казначеев приказал закрасить забор, но на следующее утро снова увидел на ограждении рисунок, но уже изображающий корзину с рыбой. Градоначальник разозлился не на шутку и распорядился приставить к "месту преступления" городового.
Портрет Айвазовского.
В ту же ночь хулиган был пойман: им оказался черноволосый армянский подросток 12-ти лет - Ованнес. Заметив в парнишке незаурядный талант, Казначеев взял его жить к себе и определил в гимназию. Помимо художественных способностей у подростка обнаружились и музыкальные данные. Ваня отлично владел скрипкой, при том все пытался поставить ее на колено, как это делали музыканты на феодосийском рынке.
Попечитель, решив устроить судьбу Ивана после окончания гимназии, отправляет его рисунки в Петербург своему приятелю. И довольно скоро от него пришел ответ: "работы рассмотрены приемной комиссией Академии художеств и Гайвазовский зачислен на казенный счет". Город на Неве встретил талантливого юношу радушно.
Молва об удивительном таланте крымского самородка дошла даже до императора Николая I, который лично порекомендовал его в ученики французскому живописцу-маринисту Филиппу Таннеру. При том Иван, мечтавший о карьере портретиста, даже не попытался возразить государю.
Автор: И. Айвазовский.
Впоследствии Иван станет знаменитым художником-маринистом и напишет за всю свою творческую жизнь более 6000 картин.
Иван Айвазовский с внуками и зятьями.
Из десяти внуков Айвазовского четверо пошло по его стопам и стали профессиональными художниками - это Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов, Николай Арцеулов.
Михаил Пелопидович Латри
Михаил Пелопидович Латри.
Михаил Латри был рожден в 1875 году в Одессе в семье старшей дочери Елены Ивановны. Детские годы Михаил провел в Феодосии, в имении деда, где воспитывался в творческой атмосфере. Первым наставником и учителем маленького Миши был именитый дедушка, от которого талантливый внук и перенял страсть к морским пейзажам и утонченный художественный вкус.
По содействию деда Михаил поступает в Академию художеств, в класс к Архипу Куинджи. В 1897 году Михаил бросил учебу и уехал в турне по городам Греции, Италии, Турции, Франции. Некоторое время ему пришлось учиться в Мюнхене.
Михаил Латри за рулем.
А через два года, вернувшись в Россию, восстановился в Академии на правах "вольнослушателя". Увлекся импрессионизмом и писал чудесные пейзажи в различных живописных техниках. Латри в своих работах придерживался мюнхенской школы живописи. Многие картины того периода были посвящены Крыму и Греции.
Храм над морем. Автор: Михаил Латри.
Михаил Латри, как когда-то и его знаменитый дед, проводил зимы в Петербурге, а с наступлением весны - уезжал в Крым. В начале 1900-х мать презентовала сыну земельный участок под Феодосией. В те годы Михаил Латри был общественным директором Феодосийской картинной галереи.
Восход луны. Автор: Михаил Латри.
После революции 17-го года Латри по собственным соображением отдал свое имение крестьянам. Переехав в город, он полностью посвятил себя любимому делу - живописи. А в 1920 году с первой волной русской эмиграции Михаил Латри покинул Крым и обосновался в Греции. А позже переехал в Париж и организовал свою мастерскую.
Кипарисы. Автор: Михаил Латри.
В Европе неоднократно выставлял свои работы во многих известных галереях. Умер в 1942 году в Париже.
Алексей Васильевич Ганзен
Алексей Васильевич Ганзен.
Сын второй дочери Марии - Алексей был художником-маринистом, профессором, коллекционером. В 1920 году эмигрировал из Одессы в Югославию. Являлся постоянным участником всевозможных вставок в Италии, Чехии, Румынии.
Морской пейзаж. Бухта. Автор: Алексей Ганзен.
В 1922 году он поселяется с женой в Дубровнике на берегу Адриатического моря (ныне Хорватия). Там художник обзавелся виллой, которую назвал в честь супруги - "Олимпия". И на протяжении семнадцати лет Ганзен на своих полотнах воспевал красоты Адриатики. Дубровник стал ему второй родиной, где художник и умер в 1937 году.
Морской бой. Автор: Алексей Ганзен.
Вид со скалы. Автор: Алексей Ганзен.
В сумерках. Алексей Васильевич Ганзен. Автор: Алексей Ганзен.
Корабль в сумерках. Автор: Алексей Ганзен.
Константин Константинович Арцеулов
Еще один внук Айвазовского, пошедший по стопам своего деда - Константин Константинович Арцеулов был рожден в Ялте в 1891 году в семье потомственного моряка. Его детство прошло под опекой деда и уже в десятилетнем возрасте Костя писал морские пейзажи маслом.
Константин Константинович Арцеулов.
Его мать, Жанна Ивановна, четвертая дочь великого мариниста, видела в мальчике художника, а отец пророчил сыну карьеру морского офицера. Константину, выполняя волю отца, пришлось окончить реальное училище в Севастополе и стать курсантом морского корпуса. А некоторое время спустя Константин Арцеулов оканчивает Академию художеств в Петербурге.
Константин Константинович Арцеулов.
Но о каком бы будущем своего сына не мечтали родители в итоге он стал высококлассным авиатором. В 1916 году, будучи прапорщиком, Константин Арцеулов на самолете "Ньюпор - 21" поднялся на высоту полторы тысячи метров над землей и выключил двигатель. Авиалайнер, быстро начала терять скорость и попал в штопор. Совершив три витка, пилот вывел самолет в пике, завел двигатель и набрав высоту до двух тысяч метров снова повторил умопомрачительный трюк. Только в этот раз в состоянии штопора ему удалось совершить уже пять витков. Те, кто наблюдал за этим - ахнули и затаили дыхание.
Летчик-испытатель Константин Арцеулов в госпитале после аварии на опытном истребителе ИЛ-400.
Когда самолет приземлился пилоту Арцеулову, присутствующие устроили бурную овацию. А учебный комитет Севастопольской школы единогласно решил включить этот маневр по выведению лайнера из штопора в учебную программу.
Обложка журнала «Техника - молодежи», №8. (1951). К.К. Арцеулов .
Окончив карьеру авиатора, Константин Константинович жил в Москве и работал художником-оформителем. Сотрудничал с издательствами " Детская литература", "Молодая гвардия", где проиллюстрировал около пятидесяти книг. Еще он создал 240 обложек номеров журнала "Техника-молодежи", рисовал иллюстрации для журналов "За оборону", "Крылья Родины", "Юный техник", "Моделист-конструктор".
Обложка журнала «Техника - молодежи» №4.(1954). К.К. Арцеулов.
Умер Константин Константинович Арцеулов 1980 году, всего лишь два месяца не дожив до своего 90-летия.
Николай Константинович Арцеулов
Родился в 1889 году родился в Одессе. Был кораблестроителем, как дед по отцовой линии, а под влиянием деда по материнской линии стал известным маринистом. Большинство его работ связано с морским военным флотом.
Броненосец «Севастополь». Автор: Николай Арцеулов.
В 1921 году эмигрировал в США и умер в Нью-Йорке в 1956 году.
Айвазовский Александр Пеллопидович, внук усыновленный дедом
Стоит вспомнить об еще одном внуке гениального художника - Александре Латри, которого усыновил Иван Константинович.
Айвазовский Александр Пеллопидович.
Мысль о том, что у художника нет прямого наследника, долгие годы не давала ему покоя. И в конце жизни Айвазовский
обратился с прошением к государю Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери - Александра Латри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Император удовлетворил просьбу художника, хотя сам Айвазовский этого не дожил. Александр Айвазовский (Латри) - один из всех внуков был удостоен чести носить фамилию знаменитого деда. О нем до наших дней сохранилось не так много сведений: он не имел никакого отношения к искусству, а его имя было упомянуто в 1908 году в списках 17-го Нижегородского драгунского полка 2-го Кавказского армейского корпуса в звании корнета, а в 1908 - в чине поручика того же полка.
Первый почетный гражданин Феодосии
Иван Айвазовский . Автопортрет.
И напоследок хотелось бы заметить, что жители Феодосии боготворили Ивана Айвазовского. Ведь он не только прославил их город на всю Россию. Художнику часто приходилось крестить детей сограждан, выдавать замуж их бесприданниц-дочерей, хоронить их родственников. К тому же Айвазовский за свои средства проложил в город железную дорогу и водопровод. С давних времен в Феодосии было намного легче раздобыть вино, нежели воду. И ежедневно из источника его имения в пользование горожан поступало 50 тысяч ведер воды.
Дом Ивана Айвазовского в Феодосии
Художник также подарил городу чудесный фонтан, построил галерею для свободного посещения. Поэтому неудивительно, что жители города к каждому празднику буквально засыпали своего благодетеля цветами, которые свозились к его усадьбе целыми арбами. И когда в мае 1900 года в возрасте 82 лет художник умер, вся Феодосия оделась в траур, школы прекратили занятия, закрылись многие учреждения. Тысячи людей плакали навзрыд, провожая в последний путь своего благодетеля.
Могила художника Ивана Айвазовского.
источникВнуки мастера конечно талантливы, но превзойти деда в мастерстве им не удалось, на мой взгляд.