Встреча 20 лет спустя или Мог бы Достоевский придумать такую историю

Jul 30, 2011 13:23


Достоевский говорил, что «нет ничего фантастичнее реальности». Очередной раз убедился в правоте нашего гения два дня назад.
В Музей Достоевского 21 июля приходила какая-то женщина, которая назвалась монахиней Зосимой и спрашивала, как меня найти? Она сообщила, что она потомок Зосимы Верховского, а также то, что она общалась со мной двадцать лет назад. Ее направили на Леушинское подворье.
Я был заинтригован этой информацией. Ведь преподобный Зосима Верховский считается одним из прототипов старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Однако вспомнить среди своих знакомых монахиню с таким именем я так и не смог.
Мы встретились в тот же день в храме. Монахиня Зосима была с дочкой и внучкой. Прежде всего она показала мне письмо. Каково же было мое удивление, когда я увидел в нем свой собственный почерк. Это было мое собственное письмо двадцатилетней давности, адресованное Людмиле Александровне Верховской. Я вспомнил, что в 1990 году в музей Достоевского после публикации в ЖМП моей статьи о духовной связи Достоевского и Игнатия Брянчанинова, в которой я упоминал, что один из прототипов старца Зосимы в романе был старец Зосима Верховский, - на мое имя пришло письмо с вопросом, что мне известно о связи писателя и старца Зосимы Верховского? В письме сообщалось, что его автор является родственницей Зосимы Верховского. Меня глубоко тронуло обращение родственницы подвижника благочестия. Я ответил ей письмом. Именно это самое письмо от 30 ноября 1991 года я и увидел перед собой. Его содержание мне самому было интересно вспомнить:
«Рад Вашему подвижническому собиранию материалов о старце. Хочу Вам помочь рекомендацией от музея в библиотеку Духовной академии. Думаю, что там будет литература о нем. Напишите о результатах Ваших трудов. М.б. Вы сделаете доклад в музее о старце. Или напишите статью с привлечением новых материалов».
Но после этого письма общение прервалось, и я, признаюсь, подзабыл об этой истории. С Людмилой Александровной я так и не встретился.
После прочтения письма моя гостья сообщила, что Людмила Александровна - это она и есть, но теперь она монахиня Зосима.
Пораженный такой неожиданной встречей «20 лет спустя», я пригласил матушку Зосиму в келью игумении Таисии, где у нас прошла беседа.
Первым делом я уточнил, в каком родстве состоит матушка Зосима со старцем Зосимой? «Мой прапрадедушка был двоюродным братом отца Зосимы. Семья происходит из польского рода, перешедшего на службу русскому царю еще в 17 веке. Я, как видите, сохранила нашу родовую фамилию».
Матушка Зосима рассказала, что она в миру была инженером. У нее одна дочь и внучка, которая в этом году закончила Свято-Тихоновский институт.
- А когда Вы узнали о Вашем предке старце Зосиме?
- Через Достоевского. Прочитала в статьях о писателе, в том числе и вашей, упоминание о Зосиме Верховском как прототипе героя «Братьев Карамазовых». Заинтересовалась, стала выяснять, однофамилица я или родственница? Оказалась праправнучатая племянница.
- Как на Вас повлияло это открытие? Что Вы почувствовали, когда узнали, что вы потомица старца?
- Вначале я даже как-то испугалась. Все-таки он монах, не от мира сего. Но мне стало интересно все, что связано с церковью. Я стала посещать храм, воцерковляться. Стала собирать материалы по старцу. Узнала, что под Москвой сохранилась Зосимова пустынь, основанная старцем. Я ездила туда. Она находится в Наро-Фоминском районе.
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь была основана в 1826 году, прибывшим в Москву из Сибири старцем Зосимой с сестрами монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. Обитель была устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) на пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой участке земли в Верейском уезде в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы).
Старец при основании сказал пророческие слова: «Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Своё на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, - то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».
Обитель стала Домом Пресвятой Богородицы на Московской земле.
Но в советское время обитель закрыли. В 1933 год Троицкий храм переоборудовали под клуб. Окна заложили кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Во время Великой Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. После войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевский храм. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено перед монастырем - в Наро-Фоминске шли настояшие бои, а к святым местам враг не подошёл.
В 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь Московского метрополитена. Был сооружён спортивный комплекс, бассейн, пионерская линейка, качели, карусели. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. К 1990-м гг были разрушены башни, от монастырской стены остался лишь небольшой участок.
Такую грустную картину увидела матушка Зосима на этом святом месте.
Но у нее не опустились руки. И она сразу же написала обращение в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы о возвращении сохранившихся зданий монастыря. Она стала собирать подписи в поддержку. Параллельно она обратилась в Московскую епархию с просьбой об открытии обители. И там, и там были удивлены, что одна пожилая женщина выступает за возрождение монастыря. Ее спрашивали, а есть ли у нее необходимые миллионы для восстановления обители, где она возьмет насельниц и т.д.
Матушка Зосима познакомилась с митрополитом Ювеналием, который в 1996 году благословил изучить вопрос организации общины и возможностей возвращения зданий Церкви. И в том же году был отслужен первый молебен ан территории обители.
20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь и нашел передачу зданий обители вполне возможной. Владыка благословил настоятельницу Московского Новодевичьевго монастыря игумению Серафиму (внучку митрополита Серафима Чичагова) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы во главе с монахиней Еленой (Коньковой) приехали в пустынь в конце октября 1999 года. Первая служба была в день памяти старца Зосимы - 6 ноября.
Весь этот рассказ я слушал с глубочайшим интересом и восхищением, видя перед собой не только рассказчицу, но и главную героиню.
Ко времени открытия обители матушка Зосима собрала материалы к жизнеописанию старца Зосимы и представила их в комиссию по канонизации. Митрополит Ювеналий предложил матушке принять постриг и стать насельницей возобновленной Зосимовой пустыни, но она сказала, что примет постриг только после канонизации своего предка. 11 октября 1999 года было принято решение о причислении преп.Зосимы к лику местночтимых святых Московской епархии. Торжества по прославлению преподобного Зосимы состоялись 23 июля 2000 года. После этого матушка приняла постриг с именем Зосимы и стала первой постриженицей в честь Зосимы Верховского. Так, будучи родственницей святого по плоти, она сроднилась с ним по духу.
Я, удивленный этой историей, сказал матушке Зосиме: «Преподобный Зосима не забывает своих потомков на земле. В христианстве кровная связь одухотворяется и наполняется небесным содержанием. Знаете, матушка Зосима, Ваш пример очень показателен. Вы вспомнили, что являетесь родственницей подвижника и пришли к вере, в церковь. Он основал обитель, а Вы послужили ее возрождению, приняли на себя его имя. Какой яркий символ связи поколений в буквальном смысле этого слова. Я подумал: если бы весь народ наш вспомнил, что он - наследник Святой Руси, что все мы, может в более дальней степени, так же являемся родственниками наших русских святых. Как эта мысль могла бы благотворно подействовать на сознание нашего народа.
Нас 20 лет назад соединило имя Зосимы Верховского. Вы тогда были мирянкой Людмилой Александровной, я тогда был научным сотрудником музея Достоевского Геннадием Владимировичем. А старец Зосима был тогда известен лишь немногим. Прошло 20 лет. Вы - монахиня, я - священник, а старец Зосима прославлен как русский святой. Как ни удивиться благому и премудрому Промыслу Божиему!
Она подарила мне две книги - Жизнеописание Зосимы Верховского и Историю Зосимовой пустыни, которую сама составила. Напоследок она пригласила меня обязательно посетить Зосимову пустынь. Я попросил ее помолиться, чтобы это осуществилось. Назавтра она уезжала, чтобы успеть на праздник прославления преп. Зосимы 23 июля.
Уже расставшись с матушкой Зосимой, еще раз вспомнил Ф.М.Достоевского. Наверное, писатель был бы сильно удивлен этой историей, тем, что прототип его любимого героя прославлен как святой а его потомица стала продолжательницей его дела.








Достоевский

Previous post Next post
Up