Церковное прославление и народное почитание образа Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" в наше время неожиданно встретило яростное сопротивление в лице нескольких мирян, которые проявляют завидную активность в критике каноничности иконы, ее истории, а также ставять под сомнение ее почитание. Это петербургский писатель В.П.Филимонов, преподаватель Минской семинарии А.В.Слесарев, выпускник Московской семинарии родом из Череповца А.Жамков. Против иконы выпускают брошюры, публикуют в интернете статьи, выступают с лекциями в разных городах. Почитателям иконы предъявляется тяжкое обвинение в сектанстве. Налицо очевидно спланированная акция, направленная против чтимой иконы Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Ее цель становится все более очевидной: под предлогом критики отдельных фактов и личностей не допустить прославления иконы в общецерковном масштабе.
В блоге «Расколоведение» и на сайте А.В.Слесарева «Анти-раскол» появилось очередное заявление, где автор вновь попытался очернить хранителя иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» схиархимандрита Херувима (Дегтяря) - "О.Херувим - источник сектантских настроений в Церкви».
С ответом Слесареву в своем блоге
выступил московский писатель-историй Юрий Рассулин, духовное чадо о.Херувима. Перепечатываю этот ответ, выражая согласие с Ю.Рассулиным в том, что Слесарев занимается изобретением новых сект внутри церкви, тем самым внося смуту в церковную ограду.
ОТВЕТ Юрия Рассулина Александру Слесареву.Великий эквилибрист от расколоучения
Термин «внутрицерковное сектантство» - еще одно новшество уважаемого А.В. Слесарева, плод его научных, так сказать, изысканий. В оригинальности Александру Валерьевичу не откажешь. Действительно, очень удобный термин. Действительно, это помогает преодолеть многие препятствия на тернистом научном пути. Наука, подразумевает некоторое изыскание, имеющее целью обрести или приблизиться к пониманию истины. При этом общепризнанным является тот факт, что научные истины относительны. А посему у каждой научной теории есть свои оппоненты и есть свои контр-теории, которые умаляют или даже полностью ниспровергают предыдущую. Поэтому в научной среде приняты обсуждения, рецензирование, наконец, критика, и даже отказ от каких-то научных положений, которые были пересмотрены, как несоответствующие действительности, данной нам, как известно, в ощущении. Эта ситуация нормальная. Люди в рамках научного диалога вполне терпимо относятся к инакомыслию, к противоположной точке зрения.
Но вот появилась некая новая научная дисциплина - расколоучение (или учение о расколах и сектах), которому было дано более благозвучное название - расколоведение. Видимо, в этой области научного знания отношение к инакомыслию совершено иное. Здесь никакой иной точки зрения быть не может. Те, кто занимает лидирующие положения в научной иерархии расколоучения (расколоведения), определяют направления взглядов, задают направления движения мысли, так сказать реперные точки траектории. И не моги, о ничтожный случайный изыскатель, пусть ты даже православный христианин правильной юрисдикции, не моги мыслить иначе.
Если вам противостоит откровенный сектант, все просто, с ним церемониться не стоит, сектант, он и есть сектант (если он, конечно, не католик, или не протестант, или не униат, с которыми мы теперь дружим, вернее наше священноначалие, ну и, конечно, представители расколоведения, я правильно понимаю, Александр Валерьевич?). Но как же быть, если на вашем научном пути к славе стоит не сектант и не раскольник, а ваш же брат, православный Русской Православной Церкви Московского Патриархата? И тут приходит оригинальное решение. Оказывается, и здесь все очень просто.
Под статью раскольник такого оппонента не подведешь - Патриарха поминает. Под статью сектант - тоже нет, в лоне Матери Церкви находится. Так что же делать? Выход придуман просто гениальный. Вводится новый научный термин - «внутрицерковное сектантство». Т. е. ты как бы внутри Церкви, но ты сектант. Что это значит? Это значит то, что ты получишь по полной программе, даже если ты добропорядочный сын Матери Церкви, и получишь только за то, что не согласен с точкой зрения высокопоставленных законодателей мод в области исторической и духовной мысли.
Разберем на конкретных примерах. Отношение к Григорию Распутину. Кому то он не нравится, как и раньше не нравился, за что и был убит. Но эти ощущения во многом следствие некоей сентенции, абстракции, еще точнее домыслов, умствований интеллектуалов, а иногда и откровенных недоумков. За что нелюбовь? За то, что он сектант? Но так доказано еще в 1912 году комиссией Тобольской Духовной консистории, что это ложь. Что далее, развратник? Много свидетельств в этом отношении? Да есть много. Но есть и противоположные свидетельства, которые перечеркивают первую группу свидетельств. И кто их оставил? Например, Святые Царственные мученики, которые прославлены Церковью, и кого мы почитаем, и любим, и со вниманием и уважением прислушиваемся к их Царскому мнению.
Так что вопрос о Григории Распутине спорный. Его следует не умалчивать, а соборно, спокойно, в духе научного диалога, терпимости и уважения друг ко другу, обсуждать. В пользу Григория Распутина написано так много, что не замечать этих трудов может только недобросовестный человек или откровенный пройдоха в исторической науке. Положительно отозвались о Григории Распутине: известный историк Боханов, историк Платонов, историк Цветков, краеведы и земляки Григория Распутина супруги Смирновы. Историк Фомин написал аж пять толстенных книг в оправдание Григория Распутина - целое монографическое исследование, вернее расследование с опровержением воздвигнутой на Распутина клеветы.
Наконец аз, грешный, сподобился написать труд, целью которого явилось тщательный аналитический обзор имеющихся свидетельств, чтобы показать всю абсурдность формулировок, данных личности Григория Распутина в том числе комиссией по канонизации святых РПЦ МП во главе с митрополитом Ювеналием. Мои выводы не голословны, они опираются на исторические факты, свидетельства, документы. Почему это надо отвергать? Почему Слесарев, даже не прочитав моих трудов (ведь так Александр Валерьевич?), увидев только обложку книги и ознакомившись с вводным материалом, касающимся роли старца Херувима Дегтяря, делает такие страшные обвинения, как отнесение меня к раскольникам, а моей деятельности к сектантской?
Ответ прост. Мои труды - кость поперек горла уважаемого расколоведа Слесарева, который ошибочно отнес к раскольникам и сектантам старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря). Доказать свои научные постулаты он не в состоянии, т. к. свидетельств и документов у него нет и не было, кроме подзаборных сплетен, анонимных выпадов, набивших оскомину обвинительных выражений в интернете, все притянуто за уши. Согласиться с тем, что он ошибся в своем научном теоретизировании, А.В.Слесарев тоже не в состоянии, духа и мужества не хватает. Остается одно - ввести термин «внутрицерковное сектантство», чтобы дискредитировать своих оппонентов, действуя вполне по принципу: главное бросить обвинение, неважно в чем, а там пускай оправдываются, отмываются, отплевываются.
А как же, уважаемый Александр Валерьевич, непреходящие истины Евангелия, как же наставления первых учителей Церкви? Как же слова апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). Вы забыли о них, Александр Валерьевич? Или наши споры носят догматический характер? Но я вроде бы публично исповедал свою веру, подписавшись под Никео-Цареградским символом веры, который поют верные чада Православной Матери-Церкви на литургии. Свою принадлежность Матери Церкви и почтение к Православному Патриарху я также выразил, поместив в своей книге в качестве вводного текста часть проповеди Святейшего Патриарха Кирилла на Рождество Христово 2010 года. Тем самым я хотел подчеркнуть, что мой труд ни в коем мере не направлен на хоть какое-то возбуждение раскольнических настроений, но призван только лишь способствовать раскрытию Истины в нашей истории.
Проигнорировав все это, Вы, Александр Валерьевич, расписываетесь в своем полном неискусии (неискусности, безыскусности).
Юрий Рассулин