Мог ли прп.Серафим Вырицкий молиться перед иконой Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы"?

Apr 14, 2011 09:11

Диалог писателя-историка Юрия Рассулина и правнука преп.Серафима Вырицкого Геннадия Муравьева

13 апреля - день рождения преп.Серафима Вырицкого.
На форуме сайта Минской Духовной семинарии развернулась дискуссия, посвященная схиархимандриту Херувиму. В ней были затронуты и некоторые вопросы, связанные с историей чтимой иконой Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», в частности вопрос о том, мог ли Серафим Вырицкий молиться перед этой иконой? Как известно, предание о молитве перед этим образом было отражено в документах по прославлению иконы Синода УПЦ МП. Однако часть родственников преп.Серафима Вырицкого высказала сомнения в возможности такой молитвы. Именно этой теме был посвящен интернет-диалог между московским писателем-историком Ю.Рассулиным и правнуком Серафима Вырицкого Геннадием Александровичем Муравьевым, проживающем в Таллине. К сожалению, по непонятным причинам 1 апреля с.г. вся тема на форуме админами была удалена. Считаю этот диалог важным примером спокойного и заинтересованного обсуждения этой темы. В нем собеседник ставят много проблем и предлагают конструктивные пути их решений.
Решил в день рождения прп.Серафима Вырицкого (вчера) разместить у себя в блоге этот интересный интернет-диалог (с небольшими сокращениями) в связи с его удалением на форуме МИНДС. Юрий Рассулин на форуме подписывался ником «Fedor», а Геннадий Муравьев - «Геннадий А.». Для удобства я в каждом случае ник дополняю реальной фамилией автора. В конце привожу реплики других форумчан, которые завершили диалог.

Геннадий А. (Муравьев) Jan 18 2011, 09:48 PM
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ВАС С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОГО БОГОЯВЛЕНИЯ, КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА! БУДЕМ ЖЕ, ПО СОВЕТУ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО, ЛИКОВАТЬ С АНГЕЛАМИ И ВОЗНОСИТЬ С НИМИ ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ БОГУ !
ДА ХРАНИТ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ !
Геннадий Муравьев

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 18 2011, 11:22 PM
О.Херувима тоже?

Геннадий А. Муравьев) Jan 19 2011, 03:01 AM
Всех, это означает всех.

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 19 2011, 01:23 PM
Искренне рад! Присоединяюсь к Вашему поздравлению!
«Приимем вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа».

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 20 2011, 10:32 PM
Уважаемый Геннадий Александрович!
Со своей стороны, я попрошу Вас ответить на один вопрос, если Вам не трудно, конечно. Ваша подпись стоит под обращением родственников преп. Серафима Вырицкого, где утверждается, что иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» никогда не было у Вашего прадедушки. Далее сделан вывод, что история, рассказанная о. Херувимом - выдумка, ну и т. д.
Так вот вопрос следующий. От кого лично Вы, Геннадий Александрович, узнали о том, что названной иконы никогда не было у преп. Серафима? Может быть, он сам Вам об этом рассказал?
Заранее благодарен, Юрий Рассулин.

Геннадий А.(Муравьев)Jan 21 2011, 03:36 AM
Уважаемый Юрий Юрьевич !
Спасибо за прямой ответ на прямой вопрос.
Относительно отсутствия в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в Вырице у преподобного Серафима Вырицкого иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» однозначно говорилось мне моей тетушкой и внучкой преподобного Маргаритой Николаевной Набоко и подтверждено внуком преподобного и моим отцом Муравьевым Александром Николаевичем.
Одновременно с этим хочу заметить, что в нашей семье не сохранилось информации о личном знакомстве и встречах Муравьева Василия Николаевича и отца Иоанна Сергиева. Согласитесь, что столь значимые события не могут не оставить о себе память.
Память о встрече моего второго прадедушки, Фоки Андреевича Сапожникова и моей бабушки Антонины Фокичны Телятниковой с отцом Иоанном Сергеевым сохранилась в семье во всех подробностях.
С уважением, Геннадий Муравьев

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 21 2011, 10:29 AM
Спасибо, Геннадий Александрович.
Если позволите, еще один вопрос. Простите за бестактность, Вы не могли бы назвать дату преставления Маргариты Николаевны?
Юрий Рассулин

Геннадий А.(Муравьев) Jan 21 2011, 11:43 AM
Да, пожалуйста - 03.11.2004.
Со своей стороны прошу Вас, по возможности, сообщите мне дату рождения о.Херувима Дегтяря.
С уважением, Геннадий Муравьев

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 21 2011, 09:13 PM
День и год рождения о. Херувима - 2 февраля 1926 года (н. ст.), на преп. Евфимия Великого; преп. Евфимия схимника и преп. Лаврентия затворника Печерских, в Дальних пещерах; преп Евфимия Сянжемского, Вологодского.
С уважением, Юрий.

Геннадий А.(Муравьев) Jan 21 2011, 09:54 PM
Спаси Господи! Почтенный возраст.
С уважением, Геннадий Муравьев

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 26 2011, 11:18 PM
Здравствуйте, уважаемый Геннадий Александрович!
Благодарю Вас за понимание и теплые слова.
Геннадий Александрович, я хочу высказать Вам свои соображения по поводу иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Эти мысли появились как результат Вашего вступления в разговор на этом форуме. Хотел бы снять вопросы и недоразумения, которых скопилось немало.
Уверяю Вас, что я настолько же далек от мысли заподозрить родственников преп. Серафима Вырицкого в каких-то недобрых качествах, в каких-то злонамеренных мотивах, насколько далек и от какого бы то ни было даже предположения, что о. Херувим мог сознательно вводить в заблуждение православных людей. Об этом даже подумать страшно.
Вот круг свидетельств, на основании которых делают свои выводы каждая из противоборствующих сторон. Если я в чем-то ошибусь, прошу Вас меня поправить.
С одной стороны:
1-ое. Есть свидетельство Маргариты Николаевны, которая многие годы в сознательном возрасте была рядом с преп. Серафимом и которая определенно заявила, что таковой иконы у ее дедушки не было.
2-ое. Слова Маргариты Николаевны подтверждает ее брат Александр Николаевич, который примерно с 1932 года жил в Вырице со своей матерью неподалеку от дома преп. Серафима. Александр Николаевич часто бывал у дедушки. Однако его свидетельство менее ценно, и может рассматриваться лишь как второстепенное ввиду его юного возраста. Он прибыл в Вырицу в возрасте 4-5 лет, соответственно в 1937 году ему было 10 лет.
3-ье. Свидетельство дочери Маргариты Николаевны - Ольги. Она также, как и ее мать, отрицает наличие иконы у преп. Серафима. Это свидетельство также не может считаться полноценным, ввиду малолетства Ольги. В 1937 году ей было 4-5 лет.
С другой стороны:
4-ое. Есть противоположное свидетельство о. Херувима (Дегтяря), хранителя иконы.
Рассказ о. Херувима противоречит свидетельствам родственников. Кто же прав? Многочисленность родственников, казалось бы, заставляет принять их сторону. На том и следовало бы успокоиться, признав ошибочность рассказа о. Херувима, если бы не еще одно свидетельство, которое не только уравнивает в споре шансы сторон, но дает основания считать, что рассказ о. Херувима правда.
5-ое свидетельство - сама икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Будем точны. Вопрос об иконе поднят не родственниками Всероссийского старца. Он поднят писателем В. П. Филимоновым. И во многом его видение и его трактовка определили отношение внуков и правнуков преп. Серафима Вырицкого к этому вопросу. Вы, конечно, можете с этим не согласиться. Я не настаиваю.
Чтобы уничтожить 5-ое свидетельство, В. П. Филимонов написал против иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» несколько брошюр. Его деятельность направлена на то, чтобы доказать историческое несоответствие рассказа о. Херувима имевшим место фактам. Деятельность Филимонова просто поразительна. Он, как настоящий естествоиспытатель, как знаменитый ботаник Паганель или не менее знаменитый Чарльз Дарвин, вооружившись скальпелем, пинцетом, лупой и микроскопом буквально препарирует факты, события вокруг иконы, скрупулезно рассматривает каждый исторический штрих, выясняет участие каждого человека. На этом поприще он достиг несомненных, впечатляющих «успехов».
Но при этом он перечеркнул все: благодатность самой иконы, объявив ее «неканонической», подвижничество о. Херувима, самого батюшку как личность. Он «перечеркнул» деятельность о. Геннадия Беловолова, усилиями которого внимание православного мира было привлечено к проблеме Рыбинского затопления, усилиями которого на небывалую высоту, на которую до него никто ранее не дотягивался, поднята тема современной жизни Леушинской обители, ее духовных традиций. Отец Геннадий обновил связь времен, провел духовную линию от нашего современного бытия через Леушино к прав. Иоанну Кронштадтскому. Им поставлены вопросы всероссийского значения. Вся деятельность о. Геннадия «перечеркнута» усилиями Филимонова.
Но ради чего все это делается? Чтобы освободить имя Вашего великого прадедушки от клеветы? Клевета оскорбляет и унижает человека, а всякий клеветник есть духовный тать и разбойник. Но что же оскорбительного в том, что преп. Серафим Вырицкий так или иначе был причастен к истории святыни, каковой несомненно является икона Божией Матери, о которой мы ведем речь? Что же оскорбительного в том, что Всероссийский батюшка о. Иоанн благословил будущего Всероссийского старца и вручил ему на хранение икону?
«Все это ложь», - утверждает Филимонов.
Однако все его доводы разбиваются о сам факт существования этой иконы, ее прошлой и современной истории, которая пишется каждый день. Ставить под сомнение благодатность иконы, особый духовный смысл ее появления, ее названия вряд ли решится кто-то из православно верующих людей.
Чтобы Филимонову одержать победу, ему потребуется отсечь, отрубить, отрезать от иконы следующее:
1. Факт наличия дореволюционной фотографии иконы. На этой фотографии икона находится не где-нибудь, а в местночтимом ряду иконостаса Варваринского предела Леушинского подворья.
2. Историю, рассказанную игуменией Пелагеей о том, как пришла икона в обитель. Икона, списанная с образа Похвалы Пресвятой Богородицы, в честь которой был выстроен Похвальский собор в Леушинской обители, пришла в самый день Похвалы Пресвятой Богородицы в сопровождении апостолов. Разве это не чудо? Разве для духовного взора это не есть указание Божественного перста на особый смысл и промысел обретения именно этой иконы?
3. История акафиста иконе Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы», написанного при чудесных обстоятельствах. Эта история рассказана игуменией Пелагией - человеком, который в настоящее время, к сожалению, под влиянием наветов очень осторожно и даже подозрительно относится к о. Херувиму.
Разве это не чудесные метки, оставленные Божественным Провидением для нас грешных, дабы мы не запутались и не потерялись в своих сомнениях и неверии относительно происхождения иконы из Леушинской обители.
А если икона от Бога, то не заслуживает ли внимания рассказ хранителя этой иконы, человека благодаря которому и через которого была обретена святыня? А разве сам этот человек не заслуживает должного внимания и уважения?
Мы можем не видеть или не знать деталей, частностей, которые пытается разглядеть Филимонов, рассматривая историю под микроскопом, препарируя время, события. Но нельзя подходить так к явлению сверхестественному, каковое есть чудесное обретение всякой чудотворной иконы. Нам дано видеть только конечный результат чудотворения, но мы не можем постичь тайну Божественного домостроительства.
Да ведь и тайга не пустое место, и там есть следы, а для опытного охотника тайга - открытая книга, которую он прочитывает с пользой. Да ведь и жизнь оставляет метки. Для внимательного взгляда история оставляет немало материала для размышления с целью обнаружения истины. Разве перечисленные факты не есть метки, следы оставленные Божественным Провидением православному человеку для того, чтобы подобно опытному таежнику, увидеть картину некогда случившегося?
Но, как же увязать свидетельства близких людей, говорящих об отсутствии иконы у преп. Серафима, с тем, что поведал батюшка Херувим?
Дальнейшие мои рассуждения могут показаться скучными. Почему? Потому что я покидаю поле, которое можно было бы назвать детективным расследованием и перемещаюсь в то пространство, которое может вызвать интерес только у людей духовно настроенных. Этот настрой, в свою очередь, может быть поддержан не только темой разговора, но и тем, кто ведет этот разговор. Здесь я вынужден признать, что не являюсь тем человеком, кто мог бы сказать нечто заслуживающее внимание о вещах духовных. Я не могу похвастаться тем, что обладаю достаточной духовной проницательностью, но меня понуждает проделать эту работу боль. Боль от осознания, что рядом с мошенником, негодяем, обманщиком, человеком без совести (я имею ввиду, так называемого, Серафима (Поздеева) пытаются поставить о. Херувима. Поэтому, считаю своим долгом продолжить начатый разговор, хотя он и превосходит мои возможности.
Прежде всего, я хотел бы указать вот на что. Грешному миру явлена чудотворная икона Матери Божией. Эта икона - реальность. Название иконы, точнее духовный смысл, вложенный в название иконы, как нельзя более понятен сегодня страждущему русскому человеку. О смысле иконы много рассуждали, я не буду повторяться. Разговор о «неканоничности» считаю пустым, пускай, кто хочет, спорит.
Божье Домостроительство таинственно и сокровенно. Господь чудесным образом сотворил мир, сотворил человека. «Ты еси Бог, творяй чудеса». Явление икон Божией Матери всегда чудесно, как и все, что от них исходит - та чудодейственная сила, которая не подлежит никакому осмыслению ограниченного человеческого интеллекта. Это превосходит возможности человеческого разума и научный аналитический аппарат оказывается бессильным пред непостижимыми и необъяснимыми явлениями Божественного чуда.
Именно поэтому истории обретения чудотворных икон всегда носят характер преданий, и не имеют строго документированных досье. Эти истории всегда таинственны, сокровенны, а как можно уловить и фиксировать таинство?
Например, может ли объяснить документально историческая наука, почему икона Божьей Матери, которая впоследствии получит название «Казанской», была закопана в землю, когда, кем и зачем? Об этом никто, никогда не скажет. Потому что это для духа не важно.
Кто объяснит, каким образом Толгская икона оказалась на дереве?
А где запротоколировано, что Иверскую икону воин проткнул копьем и из лика Матери Божией истекла кровь, а затем она была брошена в море? Где протокол того, что встретивший ее насельник Иверской обители увидел икону в небе в огненном столпе, и пошел к ней по водам? Есть ли таковой манускрипт? Есть предание!
С точки зрения епископа Порфирия (Успенского), который «развенчал» афонские предания, объявив их мифами, поскольку не обнаружил подтверждающих документов, можно подвергнуть сомнению все без исключения истории об обретении чудотворных икон. Оказывается, подвергнут сомнению и сам факт пребывания Игумении Святой Горы, Матери Божией, на Афоне. Но кто ж с ним, с Порфирием, согласится? Несчастный он, бедный человек.
Как тут не вспомнить историю обретения Иконы Матери Божией «Державной»? То же ведь, поди, проверь, так было или не так. Однако предание гласит, что был сон трижды благочестивой женщине, нашли где-то в пыльных чуланах Вознесенской церкви в Коломенском потемневшую доску. А она к тому же еще и обновилась, т. е. стала как новая и объявлена Державной, да еще и в день отречения Государя. Любой скептик, срежет в момент: «Ну, понаворотили небылиц!». Начнешь с ним спорить, а он, как Порфирий Успенский: «А где документальные свидетельства?».
А ведь действительно, сколько же времени лежала икона, что даже потемнела. И никто ее не замечал. Вроде, как была, и не было ее, никто не видел, не обращал внимания. А в Промысле Божием все понятно. Господь сокрыл ее до времени, Ему одному ведомому, чтобы явить ее людям в нужный день и час нам на укрепление. А если бы раньше кто заметил, ну, определили бы ее куда, а может и совсем в музей отправили, и эффекта духовного воздействия на весь православный народ не произошло бы.
Это все область преданий, благочестивых преданий, которые укрепляют нашу веру, насыщают душу примерами неизреченной милости Божией. Это мир тайны, таинственного присутствия в мире Самого Бога, действия Его Промысла. Мы, грешные, можем питаться только плодами чудесного явления Божественной милости, но не можем постичь того, как именно в Промысле Божьем было совершено чудо.
Все поверяется нашей верой и благими последствиями.
То, что икона была в Вырице, у меня нет никаких сомнений. Была мысль о путанице, в связи с тем, что наряду с преп. Серафимом, в Вырице проживал другой Серафим, схиигумен. Но я эту мысль отмел и уверен, что рассказ о. Херувима надо понимать так, как он его рассказал. Т. е. икона была у иеросхимонаха Серафима (Муравьева).
Почему икона оказалась как бы незримой для близких ему людей? Действительно, загадка для нас, грешных. Но в Промысле Божием надо, чтобы было именно так. До поры до времени икона была сокровенна и как бы ожидала своего часа для явления миру. И явление это случилось именно тогда, когда в обретении именно иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» стала такая насущнейшая потребность, непреодолимая жажда ощутить близость Господа, почувствовать Его благость, любовь. Его непреложное обетование о любви к нам грешным и падшим, погибающим и страждущим. Именно сейчас, именно теперь. И именно в иконе Божьей Матери именно с таким названием явственно ощутима с наибольшей степенью Любовь, Сила, Милосердие, Забота, Спасение, Победа над немощью, растерянностью, беспомощностью, неразумием, неверием, унынием и отчаянием.
Вот, собственно, и весь ответ на вопрос, вот и все разрешение загадки, которая лежит не в плоскости материалистического научного анализа той объективной реальности, которая дана нам в ощущениях, а совсем в иной сфере - в сфере духовной.
Бесконечные вопросы Филимонова - все равно, что вопрос атеистов к верующим людям: космонавты слетали в космос и там Бога не увидели, значит, Бога нет.
Остается последнее, уважаемый Геннадий Александрович. Вы пишете, что в Вашей семье «не сохранилось информации о личном знакомстве и встречах Муравьева Василия Николаевича и отца Иоанна Сергиева. Согласитесь, что столь значимые события не могут не оставить о себе память. Память о встречи моего второго прадедушки, Фоки Андреевича Сапожникова и моей бабушки Антонины Фокичны Телятниковой с отцом Иоанном Сергеевым сохранилась в семье во всех подробностях».
По этому поводу я хотел возразить Вам. Вы лучше меня знаете о той духовной настроенности Вашего святого прадедушки, которая и позволила ему стать истинным православным старцем от Бога. А теперь, Геннадий Александрович, я хочу предложить Вам одну небольшую логическую задачку. Я уверен, что Вы легко с ней справитесь. Ваш прадед, до пострижения в монахи Василий Николаевич Муравьев, был купец. Даже по роду своей деятельности он должен был иметь качества активного, деятельного, подвижного человека. Его контора располагалась в Санкт-Петербурге, где проживал он сам и его семья. Слава отца Иоанна Сергиева выходила далеко за пределы Кронштадта и даже Санкт-Петербурга. Он был Всероссийским батюшкой. Его знали все, и он бывал повсюду. Люди к нему стекались со всей России. В этих обстоятельствах, могло ли случиться такое, чтобы эти два великих современника никогда не встречались? Если Вы ответите отрицательно, я не поверю своим ушам и своим глазам. Но я убежден: они просто не могли не встретиться.
Но почему же тогда не сохранилось никакой информации? Можно найти массу объяснений. Я же предложу Вам простой ответ, как наиболее вероятный. Вы говорите, что другой прадедушка подробно рассказывал о встрече с о. Иоанном. Все зависит от людей, от психологических особенностей личности, от мотивации и т. д. Не всегда и не обо всем, даже с самыми близкими людьми можно вести беседы. Мы не знаем, что сказал прав. Иоанн Кронштадтский Василию Муравьеву. Вполне вероятно, что услышанное не было предназначено для всех, поэтому он никогда не говорил на эту тему с родственниками. Также как Государь Император Николай II никогда не рассказывал о содержании того послания, которое повелевалось вскрыть Потомку в сотую годовщину смерти Императора Павла I. Мы никогда не узнаем из уст самого Государя Николая II, что именно было написано в письме преп. Серафима, запечатанного хлебом и врученного Государю в Дивеево. Известно, что он горько и безутешно плакал.
Два моих деда воевали в Великую Отечественную. Один был под Сталинградом, и никогда не рассказывал, как он воевал, и вообще не рассказывал про войну, отмалчивался. Орденов у него не было, но медали хранились в особой коробочке. Дед всегда снисходительно относился к внукам, когда мы выклянчивали у него медальки. Он никогда не отказывал, и, в конце концов, все они перекочевали к нам в карманы.
Второй дед был под Ржевом. Наверное, Вы знаете, в каких обстоятельствах оказалась Русская армия под Ржевом? Дед тоже был в окружении. Как он воевал там, и что там было, из его уст никто из родных не слышал. По крайней мере, никаких рассказов не сохранилось. Кроме одного случая, за который он получил орден «Красной звезды».
Тесть мой тоже воевал. Вот он очень любил рассказывать во всех подробностях о том, что с ним происходило на фронте.
Вот все, что я хотел Вам сказать, уважаемый Геннадий Александрович.
Храни Вас и всех Ваших родных Христос, и Матерь Божия, и молитвы Вашего святого прадедушки, преп. Серафима Вырицкого.
Юрий Рассулин.

Fedor (Ю.Рассулин) Jan 28 2011, 10:25 PM
Маленькое дополнение к предыдущему посланию.
Геннадий Александрович!
Простите, наверное, замучил Вас посланиями. Но - удержаться не мог, терпел по-честному два дня и не вытерпел.
Хотите - верьте, хотите - нет. Но…
Под впечатлением от прочитанного и случившегося, я бесцельно бродил по комнате, пока, наконец, не ухватился за тоненькую брошюрку: "Заступники и покровители Земли Русской. (Сборник народных песен)". Надо сказать, вновь мой выбор был совершенно случайным (у меня в комнате множество книг). И вот, глядя на брошюру и думая, зачем я ее взял, я вдруг вспоминаю, что в этом сборнике песен есть одна, посвященная - Вы уже догадались, Кому! Вот слова этой народной песни.
«Аз есмь с вами…» Сл. Алексия Мысловского
Заплутали мы во тьме бездорожия,
Погибаем средь родимой земли.
Нам поможет лишь одна Матерь Божия,
Если будем ей всем сердцем верны.
Козни строят нам враги окаянные,
Продают иуды нас за гроши.
Потому что нет в сердцах покаяния,
И не чтили Матерь Божию мы.
Припев:
Не страшны нам буря, мрак и бездождие,
Не одолеют никакие враги -
Со святой иконой Матери Божией
«Аз есмь с вами и никтоже на вы!»
Прозревая на Руси смуту грозную,
Написать благословил ее нам,
Чтобы почитали мы Матерь Божию,
Святой Кронштадтский пастырь наш Иоанн.
И во тьме кровавой смутного времени
Перед образом молился святым
И на милость преклонил Матерь Божию
Дивный старец Вырицкий Серафим.
Припев:
Берегли ее в годину тревожную,
Твердо верили, что время придет.
И молились перед ней люди Божии
За Россию и заблудший народ.
А когда минула смута безбожная,
Воссиял нам, будто солнце из тьмы,
Чудотворный образ Матери Божией,
Именуемый - «Спасенье Руси!...»
Припев:
Из обители святого Георгия,
Древней Киевской священной земли,
По Руси Святой пошла Матерь Божия,
Чтобы веру мы в сердцах обрели.
Так вставай, моя страна Православная,
К Богу путь свой от греха обрати!
Говорит тебе Сама Матерь Божия:
«Аз есмь с вами и никтоже на вы!»
Припев:
Всего Вам доброго! Юрий

Fedor (Рассулин) Feb 3 2011, 09:59 AM
Хотя и с опозданием на день, поздравляю всех, кто почитает старца схиархимандрита Херувима (Дегтяря) или, по крайней мере, уважительно к нему относится, с 85-летним юбилеем батюшки. Многие ему лета и сил на благо служения Матери-Церкви (Русской Православной Московского Патриархата).
Юрий Рассулин

Fedor (Рассулин) Feb 18 2011, 11:02 PM
Форумчанину "Владимиру Сереевичу":
Тщетность и бесплодность усилий противников иконы очевидна уже хотя бы потому, что они вынуждены признать, во-первых, факт существования иконы, во-вторых, чудотворность ее, в-третьих, все более растущее почитание образа православными людьми.
Все, кто вели разговор о «неканоничности» образа, о, якобы, недавнем его появлении (по Филимонову - 1997 г), о невозможности признать икону святыней, не в состоянии продолжать высказывать свои претензии по существу, можно сказать, сняли свои прямые обвинения, как несостоятельные. Однако, явные и скрытые недоброжелатели иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии решили пойти на ухищрения, чтобы хоть как то досадить тем, кто искренне почитает святой образ. Они пытаются создать противоречия из пустоты, из пыли, из ничего. Потому что другого, более осязаемого материала нет в их руках. Им остается только одно, надувать мыльные пузыри.
Что же они хотят? Они хотят создать искусственное противоречие, на пустом месте воздвигнуть барьер, столкнуть лбами почитателей «Леушинского» образа и «Даневского» образа. Простите, господа, но эта попытка смешна. Нет ни «Леушинской» иконы, ни «Даневской». Но есть одна икона Матери Божией, которая называется «Аз есмь с вами и никтоже на вы», и есть два и уже более списков, которые по месту их пребывания могут носить названия «Леушинской» (поскольку находится на Леушинском подворье г. Санкт-Петербурга), «Даневской» (поскольку находится в Георгиевском монастыре в Даневке на Украине). Точно также существуют разные списки Казанской иконы, которые могут носить различные названия по месту их явления, написания или нахождения (например, Каплуновская). Существуют разные списки иконы Божией Матери «Знамение» (Курская-Коренная, Царскосельская, Абалацкая, Серафимо-Понетаевская) и т. д.
Что касается «непроверенной» истории. Так могут сказать только лукавые, недобрые или неверующие люди. Почему? Да потому что икона явлена миру благодаря ревности схиархимандрита Херувима (Дегтяря), который не стал скрывать ее от людей в своей келье, прятать ее по углам, но отдал ее Церкви. Т. е. через о. Херувима Господь и Матерь Божия явили свою милость. Сослужить эту службу поручено не кому-нибудь, а отцу Херувиму. Именно он избран, и, значит, он - избранник Божий. А если он избранник Божий, не следует ли доверять ему, и его рассказу об иконе, о ее обретении. Конечно, человек безответственный, может сознательно исказить смысл, передать что-то не так, например, для того, чтобы оттенить свою собственную роль и возвеличить себя. Но, правда ли все сказанное или нет, поверяется не тем или иным мнением человеков, а Богом. И если бы эта история была выдумкой, т. е. сознательным обманом, где обманутым явился бы, прежде всего, Сам Господь Бог и Матерь Божия, то потерпел бы Господь такое самочиние и вранье? Безусловно, что нет. Силен Господь золото превратить в прах, а тех кощунников, кто пытался бы выдать за святыню лжесвятыню и спекулировал для своей собственной выгоды на вере людей, силен Господь таких людей посрамить и наказать.
Однако, где ж срам, где ж наказание, когда святая монашеская обитель с приходом иконы поднялась, обустроилась, когда явлены от иконы чудеса, когда растет почитание, когда икона уже прославлена, как местночтимый образ? Разве это стыд и срам для о. Херувима? Это милость и благословение от Бога своему верному рабу. Большей награды ему и не нужно, как только то, чтобы правда Божия восторжествовала. А это воистину произошло!
А если так, то и рассказ о. Херувима - правда. Именно ему Господь отдал честь поведать миру историю обретения иконы. Если бы надо было дополнить, нашлись бы и свидетели и очевидцы. Но нет. Господь оставил нам единого свидетеля - схиархимандрита Херувима, и единое свидетельство - саму икону Божией Матери. А для чего так? Да для того, чтобы испытать нашу веру, нашу духовную чуткость, нашу духовную зрелость. Икона Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» - это экзамен нашей вере и нашей готовности внимать не человеческим отвлеченным рассуждениям, построенным на голой, пустой, формальной, буквенной, мертвой схоластике, а внимать Божественному зову, который звучит через чудеса явленной не человеком, а Богом, святыни. «Христос посреди нас» - не пустой, мертвый звук. «Христос посреди нас» - это звучание живой веры, это живое Слово, которое ищет живого отклика: «Христос посреди нас», - как можно Его отвергнуть? Как можно отвергнуть или поставить под сомнение Божественное чудо явления в мир святой иконы?
Истинность истории обретения иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» подтверждена Самим Богом. Господь и есть главный Свидетель истинности слов схиархимандрита Херувима (Дегтяря).
/…/Убежден, что все претензии к о. Геннадию по поводу уставных нарушений надуманы. Их не было, но что-то или кто-то спровоцировал их появление. О. Геннадий, как оказалось, ввязался в настоящий духовный бой, где требуются совершенно другие качества и свойства нежели при несении службы, связанной с исполнением придворного этикета. О. Геннадий Беловолов делал и делает важное и благое дело. Он мог ожидать любых сюрпризов от врага рода человеческого, но даже предположить не мог, откуда последуют удары. А они последовали от своих же: «своя своих не познаша». Самое обидное и болезненное терпеть обиды не от явного врага, а от своих же, или вроде бы своих же.
Чтобы трезво оценить ситуацию, сложившуюся вокруг о. Геннадия в Вологодской и Ярославской епархиях, надо не забывать, что именно о. Геннадий Беловолов стоял у истоков молитвенного стояния на берегу Рыбинского водохранилища - возникшего с низов движения православного народа за возрождение памяти и почитание затопленных богоборческой властью православных святынь. Это движение сегодня вроде бы находит полное понимание у правящих архиереев. С их стороны нет возражений по существу. Они не против Леушинского монастыря, не против игумении Таисии, не против прав. Иоанна Кронштадтского, они против о. Геннадия Беловолова, хотя должны были бы быть ему благодарны за труды, поднятые ради пробуждения и укрепления православной веры русского народа, труды на пользу и возрастание благочестия в вверенных им епархиях.
Все это пройдет, т. к. никаких веских причин для нелюбви к о. Геннадию нет. А все тучи - это результат человеческих немощей и наветов вражьих. И владыка Кирилл, и владыка Максимилиан, и отец Геннадий делают одно дело, во всяком случае, призваны делать одно дело, но каждый по своему, и на своем месте. И друг другу должны помогать. И это обязательно случится.
А указывать на какие-то размолвки - это как-то все гаденько и низенько. Это все равно, что принюхиваться к солдату, только что вышедшему из боя, неделю проведшему в окопах под бомбами и обстрелом, ходившего каждый день в атаки и отразившему атаки неприятеля, и говорить про него, как он дурно пахнет. Да, не без потерь - испорчены отношения с архиереями. Но все в соответствии с учением святых отцов Церкви: сделал доброе, Богоугодное дело - жди искушений.
А вот выкрикивать про сектантство (т. е. обвинять бойца, сражавшегося за Родину, в предательстве) - это уже не гаденько и не низенько, это уже подленько. Но да Бог всем судия.
А в какой связи всплыли претензии к о. Геннадию? Если Вы просмотрите начало полемики, то камнем преткновения была как раз икона Божией Матери, которую Филимонов, а также все, кто находился под его влиянием (в том числе родственники и архиереи), не признавали благодатной по ряду причин: неканонична, была передана монастырю из рук «недостойных» и т.д. Естественно, что и священник, который активно своими действиями популяризировал икону через какое-то время (не сразу) впал в немилость.
Цель всей кампании против отца Геннадия и о. Херувима и заключалась как раз в том, чтобы прекратить почитание иконы. Более того, в Вологодской епархии по распоряжению епархиального начальства начали выносить образа Божией Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы» вон из храмов. Вызывало раздражение все, что связано с почитанием иконы, и прежде всего, как раз, молитвенные стояния, которые объявлялись «сборищем экзальтированных людей просектантской настроенности». Если сейчас этого не происходит, что ж, значит, усилия о. Геннадия оказались не напрасными. Поздравим его с маленькой победой.
Цель епархиального начальства заключается в том, чтобы подчинить себе это движение, возникшее снизу, поставить его под контроль. Пожалуйста, никто из участников стояния никогда не будет против этого возражать, как и о. Геннадий. Такое желание архиереев может вызвать только чувство благодарности православных людей. Но зачем же этот контроль осуществлять через шельмование того, кому собственно и обязаны архиереи возникновением этого всенародного благочестивого движения? Вот это не понятно.
То, что отец Геннадий «не всё выполнял так, как предполагают церковные установления», не может служить поводом для его шельмования. Позвольте спросить, а Вы, уважаемый, все делаете, как того требуют церковные установления? Советую для правильного ответа на вопрос открыть Типикон и пройти все по пунктам. Если окажется, что Вы все делаете правильно, я упаду ниц перед Вашей святостью и напишу прошение в Патриархию о Вашей прижизненной канонизации.
Так что Ваша очередная попытка указать на претензии, предъявляемые о. Геннадию Беловолову епархиальным начальством, и через то еще раз очернить и его лично, и его деятельность выглядит вялой и неубедительной. Позвольте и Вам указать на непоследовательность и нелогичность Вашей позиции и Ваших действий, поскольку Вы, выступая на форуме, как критик иконы, а также людей, кто горячо ее почитают и благодаря которым икона стала известна православному миру, вдруг без каких либо извинений принимаете справедливость доводов противоположной стороны (относительно святости чудотворной иконы), и выдвигаете эти же доводы, но уже как свои собственные заключения. Ловко!
Остальные пункты Вашего выступления разберем чуть позже.

Fedor (Рассулин) Feb 20 2011, 03:09 PM
Владимир Сергеевич пишет (Дата Сегодня, 11:50 AM): "Родственники преподобного (там же есть и подпись Г.А.Муравьёва, с которым Вы здесь переписывались) заявляют, что такой иконы у их дедушки не было. Скажу так: в богохульстве и богоборчестве В.Филимонова и родственников преп.Серафима Вырицкого обвиняют те, кому это выгодно".
Ответ №2 "Владимиру Сергеевичу":
А кому это выгодно? Если намекаете на то, что это выгодно о.Геннадию, или о. Херувиму, то это абсурд. Зачем им портить отношения с родственниками преп. Серафима или вызывать на себя извержение вулкана бурной филимоновской активности, которая основана на полной отрицаловке всего и вся? Может быть, ради собственной рекламы? Но тогда бы первые выпады последовали от о. Геннадия или от о. Херувима. Однако, первые выпады последовали именно со стороны Филимонова.
К тому же Вы, мягко говоря, допускаете искажение (стараюсь избегать термин «ложь»). Родственников преп. Серафима никто в «богохульстве» и «богоборчестве» не обвинял. Их вообще никто ни в чем не обвинял и никто их не трогал, хотя бы из уважения к памяти преп. Серафима Вырицкого. Обвиняли Филимонова, но не в «богохульстве» и «богоборчестве», а в воздвигнутых им гонениях на чудотворную икону Божией Матери.
В отношении родственников и их заявлении на страницах данного форума велось разъяснение, что родственники преп. Серафима Вырицкого оказались под влиянием писателя В.П.Филимонова, во многом благодаря которому и сформировалась их точка зрения по данному вопросу.
Кроме того, указывалось на то, что никто из родственников, подписавших «Обращение», не может рассматриваться, как свидетель, заслуживающий безоговорочного доверия. Не потому, что кто-то из них нечестен, но потому, что все они либо не видели сами лично своего прадеда, либо видели его в весьма юном возрасте (4-5 лет) и потому их свидетельство не может служить безоговорочным доказательством наличия или отсутствия иконы у преп. Серафима.
По поводу свидетельства Маргариты Николаевны многое было сказано. Еще раз обратим внимание на то, что Маргарита начиная с 12-ти лет жила рядом с дедушкой. Жила она в Вырице ровно 4 года с 1930-го по 1934. В 1934 году в возрасте 16 лет она вышла замуж и уехала на Кавказ. На Кавказе она развелась с первым мужем, вышла замуж повторно и стала носить фамилию Набоко. Судя по всему до 37 года ее в Вырице больше не было (этот момент я хотел бы уточнить у родственников Маргариты Николаевны). В 37 году, согласно рассказу матушки Варсонофии, икона была передана ей и увезена в Ленинград. Следовательно, после 37 года Маргарита Николаевна не могла видеть икону в Вырице. (продолжение в предыдущем посте)

Серафим_Вырицкий, Леушинское подворье, Леушинские_стояния, старцы, Иоанн Кронштадтский, Божия Матерь, Леушинский_монастырь, «Аз есмь с вами и никтоже на вы», иконы

Previous post Next post
Up