Вторая конференция памяти Великого князя Михаила Николаевича Романова
16-17 сентября сего года в Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни Майкопской епархии на Западном Кавказе состоялась научно-историческая конференция памяти выдающегося государственного деятеля, председателя Государственного Совета Российской Империи, Наместника Кавказа Великого князя Михаила Николаевича Романова. Конференция была проведена по благословению преосвященного Тихона, архиепископа Майкопского и Адыгейского, и приурочена к 100-летию Великого князя Михаила Николаевича Романова, а также к 125-летию присвоения ему звания почетного ктитора Свято-Михайло-Афонского монастыря.
Эта конференция стала вторыми Михайловскими чтениями. Она продолжила ту конференцию, которая состоялась в прошлом, 2009 году, 17 декабря в Санкт-Петербурге в Новомихайловском дворце. Петербургские Михайловские чтения, по сути, открыли широкой культурной, научной и религиозной общественности имя Великого князя как государственного деятеля России и Кавказа.
Вторые кавказские Михайловские чтения состоялись спустя менее, чем через год. Этот год стал годом памяти Великого князя Михаила Николаевича Романова, ибо в течение этого года была проделана большая работа, в том числе изготовлен и установлен первый в России памятник Великому князю в Михайло-Афонской пустыни. Памятник был изготовлен по проекту Заслуженного деятеля культуры России, скульптора Александра Аполлонова, отлит на благотворительные пожертвования Фонда «Аллея российской славы» и открыт незадолго до начала научно-исторической конференции на Кавказе.
Конференция была хорошо организована и проходила в замечательно оформленном зале. Это был первый опыт несвойственной монашеской братии деятельности, но братия прекрасно справилась с этим заданием (или послушанием), и конференция прошла на самом высоком уровне.
Главные труды по подготовке конференции понес настоятель Михайло-Афонского монастыря игумен Герасим. Были посланы приглашения в научные и учебные центры Санкт-Петербурга, Москвы, Кавказа, Краснодара, Ставрополя, Адыгеи, и на эти приглашения откликнулись ученые, историки, писатели, представители духовенства. Поэтому конференция явилась весьма содержательной и многоплановой, каждый доклад был открытием практически новой темы в историографии Кавказа и истории России.
Кавказские Михайловские чтения открыл правящий архиерей Майкопской епархии преосвященный епископ Тихон, который в Михайловском храме отслужил панихиду памяти августейшего ктитора кавказского монастыря вместе с собором духовенства и насельниками обители. Затем владыка Тихон сказал программное вступительное слово, в котором отметил, что лучшие годы свое жизни Великий князь провел отнюдь не в пышных петербургских дворцах, а на далеком Кавказе, в горячей точке Российской Империи, в течение почти двадцати лет возглавляя огромную территорию только что присоединенного к России Кавказа. Не обошел владыка и современные проблемы общественно-церковной жизни, рассуждая о них с точки зрения исторического опыта Великого князя Михаила Николаевича.
Со вступительным словом выступил игумен Герасим, который рассказал об истории монастырей на Кубани, осветив историческую панораму, на фоне которой возникла и Михайло-Афонская пустынь. Другой насельник монастыря, монах Прокопий Леонов, который имеет историческое образование и является современным историком-летописцем монастыря и автором нескольких книг по его истории, выступил с докладом, посвященным основателю обители архимандриту Мартирию, пришедшему со святой горы Афон на Кавказ и основавшему здесь Михайло-Афонский монастырь.
С интересным докладом выступил специалист по истории Кавказа московский священник Вячеслав Игнатенко. Он рассказал о взаимодействии русского и горского народов в процессе освоения и присоединения Кавказа к Российской Империи, особенностях психологии и взаимодействия народов на Кавказе не только на экономическом и политическом уровне, но и прежде всего на психологическом и бытовом уровне.
На конференции выступил известный на Кавказе историк Валерий Николаевич Мальцев, кандидат исторических наук, профессор Кафедры отечественной истории Адыгейского государственного университета. Он рассказал о реформах, которые проводил Великий князь Михаил Николаевич, будучи наместником Кавказа в 60-е годы XIX века. Колоссальные знания исследователя в области кавказоведения вызвали множество вопросов к Валерию Мальцеву от участников конференции, обсуждение исторических тем также перешло на обсуждение актуальных современных проблем. В частности, Валерий Мальцев отметил, что в настоящее время происходит откат в освоении Россией Кавказа, происходит восстановление архаичных форм жизни кавказских народов, этнизация территорий, что, конечно, говорит об огромных промахах и провалах государственной политики нынешних государственных мужей России. Ученый подчеркнул, что нам сегодня есть чему поучиться у Великого князя Михаила Николаевича, необходимо применить тот опыт, который он оставил после себя.
Весьма интересным и содержательным был доклад преподавателя кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета Веры Ефимовны Бороденко. Этот историк-исследователь давно занимается изучением наследия Великого князя Михаила Николаевича и не думала, что ее исследования окажутся востребованными. Ее доклад стал результатом многолетних трудов и назывался «Переписка Великого князя Михаила Николаевича и архимандрита Мартирия, основателя Михайло-Афонской пустыни». В этом докладе Вера Ефимовна рассказала о духовной связи основателя и ктитора монастыря, сказала об их сотрудничестве, и слушатели узнали о тесном сотрудничестве Великого князя и архимандрита в устроении кавказской обители.
О трудах Великого князя Михаила Николаевича на Северном Кавказе и, в частности, его столице Ставрополе рассказала доктор биологических наук из Ставрополя монахиня Анастасия Чиникалова. Ее доклад назывался «Посещение Великим князем Михаилом Романовым города Ставрополя».
Протоиерей Геннадий Беловолов выступил с докладом, в котором рассказал об истории четырех кавказских монастырей, получивших официальный титул «Афонские». Это Новоафонский Симоно-Канонитский монастырь в Абхазии близ Сухуми, Михайло-Афонский монастырь близ Майкопа в Адыгее, Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Архызе, на территории Карачаево-Черкесии, и Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский монастырь на Кавказских минеральных водах. О. Геннадий Беловолов рассказал о причинах возникновения этих четырех монастырей. Основанием этого стало явление Покрова Божией Матери над Кавказом, что стало знаком преемственности Афона и Кавказа и напоминанием о том, что Кавказ, который в древности называли «Иверия», является первым уделом Божией Матери на земле. В докладе священника был раскрыт духовный смысл основания этих четырех обителей в течение краткого времени (около тридцати лет). Нигде и никогда больше в России не существовало монастырей, в названии которых входила бы эта формула «Афонский». О. Геннадий рассмотрел историю этих монастырей как единого целого исторического явления и предложил рассматривать их историю вместе, неразрывно друг от друга, подчеркнув, что все эти монастыри сохранились и восстанавливаются сегодня в разной степени и в разном качестве. Михайло-Афонский и Второ-Афонский - как монастыри, Александро-Афонский - пока как приход. Статус Ново-Афонского монастыря в Абхазии пока канонически не определен, но, тем не менее, там существует монашеская жизнь и совершается литургическое служение.
Большой интерес вызвало выступление студентки четвертого курса богословских курсов в Троице-Сергиевой лавре Анастасии Сергеевны Соболевой, в котором она рассказала об истории рода Великого князя Михаила Николаевича, его семье и судьбах его детей. В докладе был особенно подчеркнуто, что Великий князь Михаил Николаевич является отцом трех новомучеников Русской Голгофы. Трое его сыновей были расстреляны большевиками в 1918-1919 годах. Великий князь Сергий Михайлович был расстрелян и сброшен в шахту в Алапаевске вместе с Великой княгиней Елизаветы Феодоровной. Останки его были потом перевезены в Пекин и погребены на территории дипломатической миссии. 29 января 1919 года в Петербурге в Петропавловской крепости были расстреляны два других сына Великого князя Михаила Николаевича - Николай и Георгий Михайловичи. Первый известен как крупный русский историк, автор многих трудов, в том числе по истории Дома Романовых, а второй как нумизмат и директор Русского музея памяти Императора Александра III. В докладе Соболевой было также отмечено, что потомство Великого князя Михаила Николаевича по линии его сына Александра Михайловича, женатого на Великой княгине Ксении Александровны, продолжается и поныне в Европе и Америке.
К сожалению, организаторам конференции не удалось связаться с прямыми потомками Великого князя Михаила Николаевича. Монастырь в лице игумена Герасима желал бы установить эти контакты и пригласить прямых потомков Великого князя к себе в гости, чтобы те увидели, как почитается память их великого предка, и поклонились первому в России памятнику Великому князю Михаилу Николаевичу. Братия монастыря и игумен Герасим были весьма утешены высоким поздравлением, пришедшим к открытию памятника и конференции от главы Дома Романовых княгини Марии Владимировны, которая нашла добрые слова поддержки начинанию и инициативе игумена и его сподвижников по увековечиванию памяти Великого князя Михаила Николаевича.
Научно-историческая конференция прошла при большом внимании и интересе исторической общественности Адыгеи, Краснодарского края, вообще Кавказа. Каждый доклад вызывал вопросы и живое обсуждение. Рабочая программа заняла весь день 16 октября.
По окончанию слушаний участники возложили цветы к памятнику Великому князю Михаилу Николаевичу и приняли участие в вечернем богослужении в монастыре. Надо отметить, что Михайло-Афонский монастырь в настоящее время оправдывает столь высокий и почетный титул. Богослужения здесь совершаются по афонскому уставу, полностью, без сокращений. Здесь всячески прививаются и усваиваются афонские традиции и обычаи. Употребляется монашеская одежда афонского покроя, на службы созывают удары била, иконы написаны в византийском стиле. Здесь чувствуется дух Афона. Как настоятель, так и насельники стараются чаще бывать на Святой горе Афон, чтобы максимально впитать в себя афонский дух и оправдать это высокое почетное название.
На другой день, 17 октября, в монастыре совершалась Божественная литургия, на которой многие участники конференции сподобились исповедаться и причаститься. После литургии у обретенных мощей основателя обители архимандрита Мартирия, материалы прославления которого готовит сейчас обитель, была отслужена панихида. В этом году исполняется 180 лет со дня рождения основателя монастыря; на конференции также прозвучал доклад его памяти и постоянно звучало его имя. На панихиде также поминалось имя Великого князя Михаила Николаевича с его благоверной супругой Ольги Феодоровной и с их чадами.
На конференции был принят ряд резолюций и пожеланий. Во-первых, чтобы сделать эту конференцию регулярной и проводить ее в местах жизни и служения Великого князя Михаила Николаевича в Петербурге, Петергофе, на Кавказе, в Закавказье, в том числе в Тбилиси (в Тифлисе был центр наместничества Великого князя) и, конечно, в самой Михайло-Афонской пустыни, основателем и ктитором которой был Великий князь Михаил Николаевич.
Участники конференции также высказали пожелание, чтобы были изданы материалы как петербургской, так и кавказской конференции, и был снят документальный фильм, посвященный Великому князю.
Также было высказано пожелание, чтобы памятник Великому князю Михаилу Николаевичу был установлен не только на Кавказе, но и в месте, где он родился и служил, - в Петербурге. На конференции присутствовал инициатор и благотворитель установки памятника, глава Фонда «Аллея российской славы» Михаил Сердюков. Он поддержал эту инициативу, сказав, что готов подарить любому учреждению Петербурга, связанному с именем Великого князя, отлитый в бронзе бюст Великого князя Михаила Николаевича, если это учреждение согласится установить его на своей территории.
Этой мог бы быть Музей артиллерии, покровителем которого был Великий Князь. Это могла бы быть Михайловская военная артиллерийская академия, которую он курировал, поскольку был фельдцейхмейстером - т. е., по сути, главным артиллеристом России. Памятник мог бы быть установлен и в парке Петергофа, на месте существовавшего здесь до революции памятника Великому князю Михаилу Николаевичу. Будем надеяться, что в Петербурге найдется место для установки памятника одному из самых выдающихся государственных деятелей в истории Российской. Это было бы даром Михайло-Афонского монастыря и Фонда «Аллея российской славы» Северной столице.
Юбилей столетия памяти Великого князя Михаила Николаевича мог бы пройти совсем незамеченным, если бы не две научные конференции в Петербурге и на Кавказе. К сожалению, ни музеи, ни университеты не вспомнили об этом событии. Не вспомнили об этом ни Законодательное собрание Петербурга, ни Государственная Дума, хотя Великий князь Михаил Николаевич почти четверть века возглавлял Государственный Совет Российской Империи. Только церковная инициатива позволила провести эти две конференции и напомнить обществу об этом великом государственном муже. Это еще раз убеждает нас в том, что именно Церковь является носителем и хранителем национальной и исторической памяти России и Российского государства.
«Русская народная линия»