Из жизнеописания Силуана известно, что он вначале подвизался на мельнице близ Пантелеимонова монастыря, а потом в нагорном Старом Руссике. Еще в первое посещение Афона, 5 лет назад, очень хотел побывать в Старом Руссике - ведь это родина русского монашества на Афоне. Там-то и располагался первоначально Русский Пантелеимонов монастырь. Мы называем наш монастырь «Пантелеимонов», но исторически сами греки его всегда называли
«Росикон».
Согласно старому русскому преданию русское монашество на Афоне восходит еще к св. князю Владимиру, который основал первый русский монастырь на Св. Горе - Ксилургу после принятия христианства на Руси.
После векового пребывания в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу русские монахи перешли в монастырь «Фессалоникийца», что на старой дороге, соединяющий Карею с нынешним Пантелеимоновым монастырем. Перенос обители на новое место, очевидно, был связан с возрастающей численностью монашеской братии: в это время на Афон прибывают десятки монахов из России. Этот факт вынудил в 1169 году игумена монастыря Лаврентия обратиться с просьбой о содействии в Священный Кинот. Этот год считается годом основания русской Пантелеимоновой обители. Руководящий орган Афона после долгих заседаний постановил перенести русскую обитель в монастырь «Фессалоникийца», который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Одновременно русским инокам выделялись и кельи в столице Афона - Карее. Что же касается прежнего места нахождения монастыря - Ксилургу - то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице.
Первая обитель, как мы отметили, была посвящена Пресвятой Богородице. Монастырь же «Фессалоникийца» - Св. Пантелеимону, что видно из подписей Лаврентия на церковных документах: «игумен Св. Пантелеимона Фессалоникийца». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в окружении девственной природы, братство русского монастыря находилось 700 лет.
Вплоть до сер. 18 века именно этот монастырь был центром русского монашества на Афоне. О его славе говорит тот факт, что именно здесь принял постриг духовный отец сербского народа св. Савва Сербский. В тяжелый период татаро-монгольского ига большую помощь монастырь получил от сербских царей. Потомок Саввы Сербского сербский король Стефан Душан посетил в 1345 году Святую Гору и оказал русскому монастырю щедрую экономическую помощь. Позднее Великий князь Василий III был официальным опекуном и покровителем русского монастыря.
В конце XVI века русский патриарх Иов (1591 г.) и великий князь Федор Иванович (1592 г.) разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря.
Помогал монастырю и царь Иоанн Грозный, который также помогал всем Афонским монастырям, сознавая себя наследником Византийских Императоров.
Но к 18 веку из-за постоянных Русско-Турецких войн приток русских на Афон прекратился, и Русик или Росикон перешел грекам, которые, впрочем, скоро перенесли его из горной части на западный берег Афона - на то место, где сейчас и находится Русский Пантелеимонов монастырь. А прежний монастырь получил статус скита и название «Старый Руссик».
Единственный способ добраться до него - это воспользоваться монастырским транспортом или дойти пешком. Мы отправились в паломничество в Старый Русик вторым способом. К нему ведет горная дорога длиною км 5-6. Идти по ней было весело. Она причудливо извивается по горным склонам. Чем выше подъем, тем более величественная панорама открывается на море. Дорога большей частью грунтовая, только в начале пути и потом в наиболее трудных и опасных местах залита бетоном. Однако без посоха на Афонских дорогах обойтись трудно. Увидев у дороги заготовленные дрова из сучьев, мы выбрали себе самые тонкие палки для посохов. С ними мы потом пройдем в течение 6 дней многие дороги и тропы Афона. На каждой развилке возникали сомнения - туда ли мы идем. Подробных карт Афона нет, и приходиться руководствоваться расспросами и интуицией. Слава Богу, мы не ошиблись, и после полутора часов ходьбы увидели утопающий в зелени Старый Руссик.
Огромную площадь огораживала металлическая ограда, внутри которой видны были разработанные огородные участки. Внешне, этот скит напоминает достаточно большой монастырь. В центре - величественный собор вмч. Пантелеимона с высокой шатровой колокольней, по которой сразу становиться ясно, что это - русский монастырь; у греков таких нет. Этот огромный собор был построен в 19 веке на щедрые пожертвования из России. Нам говорили, что здесь подвизается два-три инока. Службы бывают по большим праздникам. Однако мы никого не застали в скиту. Побродили по территории скита, осмотрели снаружи храм и стены обители, а также сотворили небольшую трапезу: попили чаю из термоса с привезенными еще из России орешками.
В это особой пустынности Старого Руссика, его безмолвности, чувствовалась вековая намоленность. Семь веков возносили свои молитвы русские монахи на этом месте. Именно отсюда светил Афон всей русской земле. К сожалению, мы не знаем их имен, поэтому помянули всех, зде подвизавшихся. На этом месте чувствуешь, коль глубоки русские корни на Афоне.
Невольно только закрадывается чувство сожаления о том, что ныне это место пребывает в некотором забвении. Русские паломники сюда практически не добираются. Не многие вообще знают, где находится Старый Руссик. Гостиницы здесь тоже не предусмотрено. Этот скит не воспроизводят даже в афонских альбомах и путеводителях. Но будем надеяться, что с возрождением русского монастыря будет возрождаться и Старый Русик.
Для нас было важно, что здесь подвизался в нач. ХХ века Силуан Афонский. Здесь были написаны многие его записки, которые теперь, благодаря архим.Софронию, читают во всем православной мире. Возвращались мы с чувством большого открытия нашего русского Афона.
12 км по горным дорогам Афона было хорошей разминкой для Афонских странствий.