Почему россияне не хотят, чтобы их дети стали священниками…

Nov 17, 2018 12:36



КЕМ БЫТЬ? Это вопрос духовного, ментального и цивилизационного наследства
Или почему россияне не хотят, чтобы их дети и внуки стали журналистами, политиками и священниками…

Мой комментарий на РНЛ
http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/30/eto_vopros_duhovnogo_mentalnogo_civilizacionnogo_nasledstva/


Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)  представил на своем сайте данные опроса о том, какие профессии россияне  считают наиболее подходящими для своих детей и внуков.
В  рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей на первом  месте находится профессия врача (4,17 баллов из 5-ти возможных). Причем  среднее значение за последние восемь лет выросло с 3,9 баллов. Второе  место занимает профессия ученого (3,78), также демонстрирующая прирост  одобрения со стороны россиян (3,3 в 2010 г.).
Третья  строчка в рейтинге принадлежит бизнесменам (3,4 балла) - 30% наших  сограждан очень хотели бы видеть своего ребенка предпринимателем. Следом  идут работники государственных органов (3,31 баллов). Топ-5 замыкают  военнослужащие (3,1 баллов). Причем эта профессия вызвала у респондентов  наибольшие затруднения в оценке: наши сограждане практически в равной  степени хотят (33%) и не хотят (31%) видеть своих детей военнослужащими.
Реже  россияне для своих детей и внуков предпочли бы такие профессии как  учитель (2,85 баллов), журналист (2,83), полицейский и политик (по 2,56  баллов). Наконец, самым нежелательным вариантом является профессия  священнослужителя (1,85 баллов) - 64% опрошенных совершенно не хотели бы  видеть своего ребенка в этой стезе.
Итоги опроса проанализировал в интервью «Русской народной линии»  директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в  Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель  Петро-Павловского храма в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Еще с детства помнятся стишки Маяковского: У меня растут года,Будет и семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?
Вопрос  «кем быть?» нужно отнести к «вечным» вопросам и поставить сразу после  «что делать» и «с чего начать?». И он не так прост, как может показаться  на первый взгляд. Ведь «кем быть?» - это вопрос не только  профессионального самоопределения человека, но вопрос его жизненного  выбора. Те или иные предпочтения говорят о шкале нравственных и  мировоззренческих предпочтений. А для старшего поколения это еще и  вопрос духовного наследства. Профессии для детей - это своего рода  родительское завещание, кем желают видеть родители своих детей.  Известно, что часто отцы в своих детях реализуют не воплощенные мечты и  идеи. Это оказывается вопрос духовного, ментального, цивилизационного  наследства.
Если исходить из этого, то многие вещи в проведенном соцопросе встанут на свои места.
Что  определяет родительский выбор профессии для детей? Прежде всего, три  фактора: материальный достаток, социальный статус и репродукция самого  себя. Все мамы и папы желают своим детям счастья, чтобы они не были  бедными, имели положение в обществе, ну пошли по стопам предков. Порядок  этих факторов в разных семьях может разным. Хотя большинство хотело бы  получить сразу «три в одном».
Давайте посмотрит на итоги опроса.
Прежде  всего, хочу не без радости отметить, что в списке избранных профессий  нет юристов. Как известно, в 90-ые годы это была самая популярная  профессия. Я сомневаюсь, что на этот выбор влияло желание стоять на  страже закона. Скорее наоборот. Но сегодня мы может сказать, что та  лихая эпоха юристов вне закона и авторитетов в законе действительно  прошла.
В первых позициях опроса оказались  профессии врача и ученого. Такой результат заставляет облегченно  вздохнуть за наше будущее. Народ врачей и ученых не пропадет, а военные  на четвертом месте позволяют сказать, что и победим. Этот выбор  свидетельствует о нравственной основе общества, которое, несмотря на  усилия западной пропаганды и местного зомби-ящика, все-таки сохранило (и  желает впредь сохранять) свой моральный облик.
Третье  место заняли бизнесмены, что неудивительно: «капитализм шагает по  планете» и назад дороги нет. Происходит «капитализация» общественного  сознания. Если врачи, ученые и бизнесмены будут жить дружно -  вырисовывается неплохая перспектива.
Самый  неожиданный ответ в опросе, что родители не желают видеть своих сыновей  священниками. Тут, правда, не понятна мотивация ответа. Она может быть  как положительной, так и отрицательной (для Церкви). Положительная  мотивация может заключаться в том, что служение священника столь высокое  призвание, что не каждому оно дано. Опрос в Иудее по части  апостольского служения тоже не дал бы большого положительного  результата.
Но может быть и отрицательная  мотивация. К сожалению, не секрет, что в нашем обществе рейтинг Церкви  сейчас не растет, на что влияют как объективные, так и субъективные  факторы. Есть определенный момент разочарования общества от повышенных  ожиданий на роль Церкви в 90-е гг.
И тем не  менее, в целом уровень доверия отношения народа к Церкви остается  высоким, как свидетельствуют те же социологические опросы.
Думаю,  что низкий рейтинг служения священника объясняется наследием 70-летнего  официального безбожия в стране, которое не прошло даром. Всё еще  действует инерция сознания, когда в советское время скрывали веру в  Бога. До сих пор многие считают, что веру не принято демонстрировать.  Люди не хотят, чтобы знали, что они верующие. Часто соседи по лестничной  площадке не знают о вере друг друга. Люди стесняются перекреститься,  проходя мимо храма, умалчивают о том, что соблюдают пост. Хотя крестики  уже не прячут, но многие верующие женщины носят платки только в храме.  Приходится наблюдать такую картинку, когда женщины на паперти достают  платок из сумочки, завязывают, а после службы - с глаз долой. И уже в  метро трудно сказать, кто возвращается из Церкви, а кто - из цирка.
В  советское время сформировался особый феномен «веры в душе», которую  исповедует большинство представителей старшего поколения. На вопрос о  вере они назовут себя верующими, и даже православными, но в храм ходят  за святой водичкой и освятить яички на Пасху. Свою веру не принято  выносить вовне. В этом необычная задача современной церковной миссии: не  столько научить людей вере, сколько вытащить эту самую веру на свет  Божий. Общество пребывает в катакомбах своей души.
А  священник должен верить всей своей жизнью, всеми своими делами.  Невозможно остаться незаметным батюшкой. «Горящую свечу не ставят под  стол», - говорил Господь.
Священник сразу же  маркирует всю свою семью. Жена священника становится матушкой, родители -  батюшкой и матушкой священника, дети становятся «поповичами». Все это  требует иного уровня ответственности в глазах общества.
Как  видим, опрос ВЦИОМ показывает, что наше старшее поколение пока не  готово стать родителями современных батюшек, не готово гордиться  сыном-священником, тем, что он служит Богу, Церкви.
К  сожалению, в списке нежелаемых профессий оказался и труд учителя. Хотя  трудно было ожидать иного результата. Современный учитель не обладает ни  материальным достатком, ни статусом. Современные учителя получают  маленькие зарплаты, может быть, за исключением специализированных  гимназий в Москве и Санкт-Петербурге, где уровень доходов достоин  учительского звания. В глубинке учителя бедствуют. Бесправие учителей  перед современными школьниками уже стало притчей во языцех. В обществе  сформировалось отношение к учителю как к исполнителю образовательных  услуг. ЕГЭ сильно понизил уровень не только учащихся, но и  преподавателей. Учитель в наше время не учит, а информирует. Эти факторы  повлияли на образ и престиж учительской профессии. Учителя старой школы  уходят, а новые педагоги пока не заработали авторитета.
Также  в списке нежелаемых профессий оказались политики и журналисты. Но как  говорится, «что посеешь, то и пожнешь», что заслужили, то и получили!  Пожалуй, нет в нашем обществе более дискредитированных профессий, чем  этот дуэт. Именно в связи с ними часто встает вопрос о древнейшей  профессии на земле. И нет особой надежды, что в ближайшее время они  смогут реабилитировать себя в глазах общества.
Это  очень важный сигнал общества для политиков и журналистов. Эти профессии  основаны на доверии общества. Но как раз опрос продемонстрировал, что  общество не доверяет ни политикам, ни журналистам. Кто бы из них в этом  честно признался? Хотелось бы услышать их отклик на эти печальные  результаты опроса.
Опрос свидетельствует о  том, что представители этих профессий у нас в стране не справляются со  своими функциями. Это тем более печально, что работники идеологического  фронта, в каком-то смысле - это учителя общества. Но народ их не  признает. На идеологическом фронте нет институтов, которым бы доверяло  общество (я сейчас не говорю о Церкви). Но думаю, что это не столько  субъективная вина политиков и журналистов, просто нет призыва на  идеологический фронт. Нет идеологии - нет и фронта, сражаться не за что.  Вновь приходится говорить о вакууме идеологии и идеологической  атомизация общества.
Мы объединяемся только в  критические моменты. За последние 30 лет это были разовые акции, не  переросшие в нерушимое сплочение. Сейчас, «как сладкая песня»,  вспоминается 2014 год, период т.н. «Русской весны», который стал  воплощенным «праздником народного единства», когда все мы почувствовали  себя единым народом и единой страной от края и до края. «Русская весна»  показала, что такое единство возможно, необходимо и востребовано  народом. Но, к сожалению, оно осталось лишь одним «мгновеньем весны» и  не переросло в устойчивую национальную идеологию.
Путь государства, которое отказывается от идеологии (что узаконено в конституции), ведет в тупик.
Тогда  единственной формой «народного единства» становятся чемпионаты мира по  футболу и олимпиады, которые у нас бывают очень редко, а стоят очень  дорого, и на другой день после их завершения закачивается и «народное  единство»... Нельзя объединить народ вокруг меча и шайбы.
Но  если бы с подобным опросом ВЦИОМ обратился ко мне, я бы, пожалуй,  ответил так: «По мне так самой необходимой профессией в России сегодня  является - Царь. Именно его присутствие сообщает всем профессиям особое  качество - не работы по найму, а служения Богу, Царю и Отечеству». Но  это ВЦИОМ вряд ли опубликует.

дети, РНЛ, священство, интервью

Previous post Next post
Up