КЕМ БЫТЬ? Это вопрос духовного, ментального и цивилизационного наследства
Или почему россияне не хотят, чтобы их дети и внуки стали журналистами, политиками и священниками…
Мой комментарий на РНЛ
http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/30/eto_vopros_duhovnogo_mentalnogo_civilizacionnogo_nasledstva/ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса о том, какие профессии россияне считают наиболее подходящими для своих детей и внуков.
В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для своих детей на первом месте находится профессия врача (4,17 баллов из 5-ти возможных). Причем среднее значение за последние восемь лет выросло с 3,9 баллов. Второе место занимает профессия ученого (3,78), также демонстрирующая прирост одобрения со стороны россиян (3,3 в 2010 г.).
Третья строчка в рейтинге принадлежит бизнесменам (3,4 балла) - 30% наших сограждан очень хотели бы видеть своего ребенка предпринимателем. Следом идут работники государственных органов (3,31 баллов). Топ-5 замыкают военнослужащие (3,1 баллов). Причем эта профессия вызвала у респондентов наибольшие затруднения в оценке: наши сограждане практически в равной степени хотят (33%) и не хотят (31%) видеть своих детей военнослужащими.
Реже россияне для своих детей и внуков предпочли бы такие профессии как учитель (2,85 баллов), журналист (2,83), полицейский и политик (по 2,56 баллов). Наконец, самым нежелательным вариантом является профессия священнослужителя (1,85 баллов) - 64% опрошенных совершенно не хотели бы видеть своего ребенка в этой стезе.
Итоги опроса проанализировал в интервью «
Русской народной линии» директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино
протоиерей Геннадий Беловолов:
Еще с детства помнятся стишки Маяковского: У меня растут года,Будет и семнадцать.Где работать мне тогда,Чем заниматься?
Вопрос «кем быть?» нужно отнести к «вечным» вопросам и поставить сразу после «что делать» и «с чего начать?». И он не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь «кем быть?» - это вопрос не только профессионального самоопределения человека, но вопрос его жизненного выбора. Те или иные предпочтения говорят о шкале нравственных и мировоззренческих предпочтений. А для старшего поколения это еще и вопрос духовного наследства. Профессии для детей - это своего рода родительское завещание, кем желают видеть родители своих детей. Известно, что часто отцы в своих детях реализуют не воплощенные мечты и идеи. Это оказывается вопрос духовного, ментального, цивилизационного наследства.
Если исходить из этого, то многие вещи в проведенном соцопросе встанут на свои места.
Что определяет родительский выбор профессии для детей? Прежде всего, три фактора: материальный достаток, социальный статус и репродукция самого себя. Все мамы и папы желают своим детям счастья, чтобы они не были бедными, имели положение в обществе, ну пошли по стопам предков. Порядок этих факторов в разных семьях может разным. Хотя большинство хотело бы получить сразу «три в одном».
Давайте посмотрит на итоги опроса.
Прежде всего, хочу не без радости отметить, что в списке избранных профессий нет юристов. Как известно, в 90-ые годы это была самая популярная профессия. Я сомневаюсь, что на этот выбор влияло желание стоять на страже закона. Скорее наоборот. Но сегодня мы может сказать, что та лихая эпоха юристов вне закона и авторитетов в законе действительно прошла.
В первых позициях опроса оказались профессии врача и ученого. Такой результат заставляет облегченно вздохнуть за наше будущее. Народ врачей и ученых не пропадет, а военные на четвертом месте позволяют сказать, что и победим. Этот выбор свидетельствует о нравственной основе общества, которое, несмотря на усилия западной пропаганды и местного зомби-ящика, все-таки сохранило (и желает впредь сохранять) свой моральный облик.
Третье место заняли бизнесмены, что неудивительно: «капитализм шагает по планете» и назад дороги нет. Происходит «капитализация» общественного сознания. Если врачи, ученые и бизнесмены будут жить дружно - вырисовывается неплохая перспектива.
Самый неожиданный ответ в опросе, что родители не желают видеть своих сыновей священниками. Тут, правда, не понятна мотивация ответа. Она может быть как положительной, так и отрицательной (для Церкви). Положительная мотивация может заключаться в том, что служение священника столь высокое призвание, что не каждому оно дано. Опрос в Иудее по части апостольского служения тоже не дал бы большого положительного результата.
Но может быть и отрицательная мотивация. К сожалению, не секрет, что в нашем обществе рейтинг Церкви сейчас не растет, на что влияют как объективные, так и субъективные факторы. Есть определенный момент разочарования общества от повышенных ожиданий на роль Церкви в 90-е гг.
И тем не менее, в целом уровень доверия отношения народа к Церкви остается высоким, как свидетельствуют те же социологические опросы.
Думаю, что низкий рейтинг служения священника объясняется наследием 70-летнего официального безбожия в стране, которое не прошло даром. Всё еще действует инерция сознания, когда в советское время скрывали веру в Бога. До сих пор многие считают, что веру не принято демонстрировать. Люди не хотят, чтобы знали, что они верующие. Часто соседи по лестничной площадке не знают о вере друг друга. Люди стесняются перекреститься, проходя мимо храма, умалчивают о том, что соблюдают пост. Хотя крестики уже не прячут, но многие верующие женщины носят платки только в храме. Приходится наблюдать такую картинку, когда женщины на паперти достают платок из сумочки, завязывают, а после службы - с глаз долой. И уже в метро трудно сказать, кто возвращается из Церкви, а кто - из цирка.
В советское время сформировался особый феномен «веры в душе», которую исповедует большинство представителей старшего поколения. На вопрос о вере они назовут себя верующими, и даже православными, но в храм ходят за святой водичкой и освятить яички на Пасху. Свою веру не принято выносить вовне. В этом необычная задача современной церковной миссии: не столько научить людей вере, сколько вытащить эту самую веру на свет Божий. Общество пребывает в катакомбах своей души.
А священник должен верить всей своей жизнью, всеми своими делами. Невозможно остаться незаметным батюшкой. «Горящую свечу не ставят под стол», - говорил Господь.
Священник сразу же маркирует всю свою семью. Жена священника становится матушкой, родители - батюшкой и матушкой священника, дети становятся «поповичами». Все это требует иного уровня ответственности в глазах общества.
Как видим, опрос ВЦИОМ показывает, что наше старшее поколение пока не готово стать родителями современных батюшек, не готово гордиться сыном-священником, тем, что он служит Богу, Церкви.
К сожалению, в списке нежелаемых профессий оказался и труд учителя. Хотя трудно было ожидать иного результата. Современный учитель не обладает ни материальным достатком, ни статусом. Современные учителя получают маленькие зарплаты, может быть, за исключением специализированных гимназий в Москве и Санкт-Петербурге, где уровень доходов достоин учительского звания. В глубинке учителя бедствуют. Бесправие учителей перед современными школьниками уже стало притчей во языцех. В обществе сформировалось отношение к учителю как к исполнителю образовательных услуг. ЕГЭ сильно понизил уровень не только учащихся, но и преподавателей. Учитель в наше время не учит, а информирует. Эти факторы повлияли на образ и престиж учительской профессии. Учителя старой школы уходят, а новые педагоги пока не заработали авторитета.
Также в списке нежелаемых профессий оказались политики и журналисты. Но как говорится, «что посеешь, то и пожнешь», что заслужили, то и получили! Пожалуй, нет в нашем обществе более дискредитированных профессий, чем этот дуэт. Именно в связи с ними часто встает вопрос о древнейшей профессии на земле. И нет особой надежды, что в ближайшее время они смогут реабилитировать себя в глазах общества.
Это очень важный сигнал общества для политиков и журналистов. Эти профессии основаны на доверии общества. Но как раз опрос продемонстрировал, что общество не доверяет ни политикам, ни журналистам. Кто бы из них в этом честно признался? Хотелось бы услышать их отклик на эти печальные результаты опроса.
Опрос свидетельствует о том, что представители этих профессий у нас в стране не справляются со своими функциями. Это тем более печально, что работники идеологического фронта, в каком-то смысле - это учителя общества. Но народ их не признает. На идеологическом фронте нет институтов, которым бы доверяло общество (я сейчас не говорю о Церкви). Но думаю, что это не столько субъективная вина политиков и журналистов, просто нет призыва на идеологический фронт. Нет идеологии - нет и фронта, сражаться не за что. Вновь приходится говорить о вакууме идеологии и идеологической атомизация общества.
Мы объединяемся только в критические моменты. За последние 30 лет это были разовые акции, не переросшие в нерушимое сплочение. Сейчас, «как сладкая песня», вспоминается 2014 год, период т.н. «Русской весны», который стал воплощенным «праздником народного единства», когда все мы почувствовали себя единым народом и единой страной от края и до края. «Русская весна» показала, что такое единство возможно, необходимо и востребовано народом. Но, к сожалению, оно осталось лишь одним «мгновеньем весны» и не переросло в устойчивую национальную идеологию.
Путь государства, которое отказывается от идеологии (что узаконено в конституции), ведет в тупик.
Тогда единственной формой «народного единства» становятся чемпионаты мира по футболу и олимпиады, которые у нас бывают очень редко, а стоят очень дорого, и на другой день после их завершения закачивается и «народное единство»... Нельзя объединить народ вокруг меча и шайбы.
Но если бы с подобным опросом ВЦИОМ обратился ко мне, я бы, пожалуй, ответил так: «По мне так самой необходимой профессией в России сегодня является - Царь. Именно его присутствие сообщает всем профессиям особое качество - не работы по найму, а служения Богу, Царю и Отечеству». Но это ВЦИОМ вряд ли опубликует.