КАК МОНГОЛ ВЛАДИМИР ШУМИЛОВ СПАС РУССКУЮ ДЕРЕВНЮ КАЛИТКИ
Ближайшая к Сомино деревня называется Калитки и расположена она всего в нескольких километрах. Если считать от храма, может, километров четыре-пять будет, а если считать от края села то, наверно, всего километра полтора.
Деревня Калитки возникла в 19 веке как выселки из села Сомина. Согласно ревизии 1857 года деревня принадлежала помещику Мамаеву, в ней было 10 хозяйств, то есть домов, жителей обоего пола 65 чел. После революции она даже увеличила свое население до 90 человек в 1928 году. Но к 1990-м годам в ней остался всего один житель.
Дело в том, что в советское время деревня Калитки оказалась в стороне от всех дорог в каком-то транспортном тупике. Именно поэтому дорогу сюда всю зиму не чистят и проехать к ней, несмотря на близость невозможно ни на каком транспорте, разве что на лыжах.
Обычно не чистят зимой нежилые деревни. Но Калитки - деревня жилая, в ней живет по списку один человек - Владимир Шумилов. Ну если говорить точно, на самом деле здесь живет два человека - Владимир и его супруга Татьяна. Но она прописана в другом месте и поэтому официально здесь не числится.
В деревне, как и до революции, стоит с десяток домов, которые, естественно, летом заселяют дачники из Пикалево и Питера.
Ну, а зимой деревня замирает и отделяется от всего мира. В ней нет ни магазинов, ни медицинских пунктов, ни почты, ни полицейской части, вообще никаких признаков государственности.
Вот и решил я проведать нашего зимнего «робинзона», узнать, как он живет на краю белого света.
Повторяю, единственное средство связи с Калитками сейчас лыжи (можно, конечно, и снегоходом, но такого у меня нет). Даже пешком туда трудно добраться, снег лежит глубокий, по колено, далеко не пройдешь.
Машину оставил на краю села. Дальше к Калиткам вела припорошенная лыжня по открытому полю, через пригорки. Видно было, что по ней уже несколько дней никто не проходил. Как оказалось, это личная лыжня Владимира, по которой больше никто не ездит.
По глубокой лыжне довольно быстро удалось добраться до Калиток.
Но здесь с первой же минуты оказываешься как будто в другом мире. Вся деревня тоне в нетронутом снегу. Посредине улицы нет никакой дороги, только колея лыжни. Единственный жилой дом можно сразу определить по тропинке, ведущей к нему. Также видна расчищенная тропинка к колодцу.
Нас встретила симпатичная собачка по кличке Рич. На удивление пес не издал ни одного звука в наш адрес, скорее обрадовался, было видно, что людей он видит здесь не часто.
Хозяин нас тут же заметил, вышел во двор и спросил удивленно: «Откуда компания?»
Вышла и хозяйка Татьяна, которая бывает в храме на большие праздники и поэтому сразу узнала батюшку, хотя я был на лыжах.
Разговорились. В таких случаях люди говорят по душам. Я тут же узнал, что у Владимира монгольские корни, отец у него - монгол, мать - вепсска, сам он, естественно, русский. Родился в войну, вырос в детдоме. Привык надеяться на себя, поэтому жизнь в зимнем одиночестве ему не в тягость. Без подсобного хозяйства в такой ситуации не обойтись, они тут выращивают курочек, чтобы яички были, ходит на рыбалку на ближайшее озеро с выразительным названием Пустое. За хлебом выбирается раз в неделю в две.
Есть у него свои особые словечки, которые мне раньше не приходилось слышать. Когда я спросил, что дальше за селом, Владимир объяснил, что налево дорога к Лошеву озеру, а направо "целик до Казанского шлюза". Я уточнил. что за "целик". Оказалось целый непроторенный снег.
Самая интересная история ,которую рассказал мне Владимир, как он спас деревню Калитки. Он здесь поселился больше тридцати лет назад. До этого жил в Сомино, но там ему показалось шумно. Построил дом в Калитках. Это было в начале 80-х годов. В это время деревню должны были списать в нежилую. В ней уже тогда числился всего одни человек, да и тот куда-то уехал. Вот и должна была она исчезнуть с карты нашей родины. Владимир не долго думая оформил дом и быстро прописался в нем. Когда приехала комиссия закрывать пустое село в нем оказался единственный житель. А по закону, оказывается, нельзя ликвидировать деревню, если в ней прописан и живет хотя бы один человек. Вот и стоит село, благодаря этому одному человеку, "русскому монголу" Владимиру. Вот такое нынче «монгольское иго» на Руси...
С какого-то момента моя спутница включила трубку и сняла часть беседы. Познакомьтесь с спасателем целой русской деревни...
Напоследок я спросил, а слышно и церковный колокол, когда мы звоним на службу? «Еще как слышно. Храм не видно, а звон слышно...»
Я был приятно удивлен.
Значит, духовная сотовая связь с Калитками существует