Русским именам нужна охранная грамота, то есть государственный закон.
О законопроекте, запрещающем давать детям экзотические имена …
Российские парламентарии приняли в первом чтении законопроект о запрете регистрировать в ЗАГСах имена, состоящие из числительных, цифровых обозначений, аббревиатур, рангов и ненормативной лексики. Попытки родителей поэкспериментировать над именем своего ребенка строго пресекаются законодательством разных стран, как негативно сказывающиеся на детской психике
, рассказывает одна из инициаторов законопроекта адвокат Виктория Пашкова. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье запрещает давать детям имена, которые противоречат нормам морали и национальным традициям. В Германии запрещены предосудительные имена, поскольку они могут вызвать дезориентирующие представления, ввести в заблуждение. В Швеции не регистрируются имена, которые могут оскорбить или вызвать трудности у их носителя или по другой причине не могут быть именами. Пора и в России навести порядок с именами.
На самом деле подобный закон всегда существовал у любого народа, однако прежде всего как традиция, не будучи зафиксирован в виде государственного закона.
Ведь имя - это особый знак человека, которой имеет глубокий духовный характер. Имя является частью личности человека, которое позволяет ему самоидентифицировать себя. Имя выражает принадлежность человека к определенной вере, народу, культуре и цивилизации.
Имя - это духовный паспорт человека.
Эта традиция была принесена на Русь вместе с принятием Православия. Все наши имена установлены Церковью и собраны ею в особый список имен - Святцы или Месяцеслов.
В Церкви имя человеку дается в восьмой день после рождения по аналогии с тем, как Иисус Христос был наречен на восьмой день (именно в этот день празднуется Старый Новый год), при этом священником совершается особая молитва, которая так и называется «Молитва на наречение имени младенцу в 8-й день». Она начинается знаменательными словами: «Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается Свет Лица Твоего на рабе Твоем сем...» Именно в этот момент впервые произносится христианское имя младенца.
Главное достоинство христианского имени состоит в его святости, ибо все имена в Церкви - это имена святых. Их святость освящается их имена. Не случайно и сам список имен называется Святцы. С наречением имени христианин обретает и своего небесного покровителя - носителя этого имени, таким образом, имя становится связующим звеном между церковью земной и церковью небесной. Поэтому наречение имени в русской церковной традиции - это духовный акт, который связывает человека с полнотой Церкви, вводит в общество святых. Через имя человек входит в состав Соборной Церкви. Христианское имя - есть свидетельство о том, что я - христианин и член Церкви.
С другой стороны, христианское имя, особенно его фонетическая огласовка и форма написания свидетельствует и о нашей принадлежности к русскому народу. Война против России выражалась также в войне против ее собственного имени и имен русских людей.
Если взглянуть в прошлое, то можно увидеть, что изменение идеологии в истории часто сопровождалось процессом создания нового календаря и переименования граждан. Особенно ярко это проявилось после переворота 1917 года - богоборчество и ломка русских традиций выражались в частности в насаждении новых революционных имен. В те годы была предпринята попытка создать «красный месяцеслов», появилась масса «имен», образованных как аббревиатуры фамилий вождей революции, праздников - Владлен, Марлен, Рэм (революция, Энгельс, Маркс), Вилен, Октябрина, Даздраперма («да здравствует Первое мая»). Были и такие сейчас уже забытые имена как Ледат (Лев Давыдовыч Троцкий), Далис (да здравствуют Ленин и Сталин), Фэд (Феликс Эдмyндович Дзеpжинский), Пофистал (победитель фашизма Иосиф Сталин). Хотя чему удивляться, если сама Россия была переименована в аббревиатуру СССР, в которой не нашлось места слову Русь.
Современный вакуум идеологии также заполняется индивидуальными экспериментами в области имянаречения. К примеру, одна семейная пара из Нижнего Тагила назвала свою дочку "Приватизацией", а в ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - "Виагра". Культ футбола проявился в появлении в двух российских семьях младенцев с именем Гус (в честь тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка). Новые ценности рыночого общества отразились в таких именах, зарегистрированных в российских ЗАГСах в последние три года, как "Мерседес" и "Миллионера".
Одним из самых известных примеров выбора нестандартного имени стал родившийся в Москве мальчик БОЧ рВФ 260602, что расшифровывается как Биологический объект человека рода Ворониных - Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года. Чертановский загс Москвы отказался регистрировать это имя, в результате мальчик до сих пор живет без российского свидетельства о рождении.
Во всех этих случаях. речь идет по сути не об имени, а о кличке.
Но бывает, что имя может быть проявлением богоборчества. в которое с первых дней рождения вовлекается младенец. Апогеем такого имятворчества стало называние в Перми родителями своего сына "Люцифером". Причем в городском ЗАГСе не нашли аргументов переубедить родителей.
Возникает простой вопрос, как родителям не жалко собственных детей, которые будут носить такие «имена» всю свою жизнь, а потом оно еще может достаться внукам как отчество?! Вряд ли дети с такими «именами» скажут спасибо папе и маме за такой подарок. Дело не только в том, что эти дети будут иметь массу психологических проблем, но также в том, что родители таким образом вырывают своего ребенка из национальной и религиозной традиции, по сути отрывают его от своего народа и его корней.
Ныне в паспорте государственного образца не обозначается принадлежность человека ни к своему народу, ни к своей вере, поэтому именно имя становится последним знаком этой принадлежности, которыми мы должны дорожить.
К счастью, в последнее время все больше приносят на крещение детей со старинными русскими православными именами или называют строго по Святцам. Уже не раз приходилось крестить Матвеев, Тимофеев, Степанов, Захаров, Прохоров. Был недавно и Макар. Очевидно, что нужно использовать все богатство русского именослова, включая в современную практику старинные подчас забытые имена. Разнообразию имен может помочь следование старинному правилу названия строго по Святцам по дню рождения. В таком случае. имя несет еще одну информационную функцию - сохранение памяти о дне рождения.
Считаю, что мы могли бы обогатить и расширить наш национальный именослов древним запасом славянских имен. прежде всего русских князей, почитаемых Церковью. Почему бы не вспомнить о таких именах как Изяслав (в честь благоверного великого князя Изяслава Ярославича, память 3 октября, почитаемого в Соборе Киевских свтяых), Ярополк (в честь святого благоверного князя Ярополка Изяславича (Пётр), память - 5 декабря, Ярослав (в честь Ярослава Мудрого, память - 20 февраля). Также можно было бы активнее использовать святцы других славянских церквей: Злата, Милица, Горазд, Воин, Боян и др., - все это христианские имена.
Хотел бы отметить еще одно новое явление в имянаречении современной России, важное в канун года 100-летия мученичества Царской семьи. Многие православные родители называют своих детей в честь членов семьи последнего Российского императора. Более того, я знаю две семьи, где всех рождающихся детей последовательно называют именами царской семьи. Что может быть больше этой по-настоящему народной канонизации царственных мучеников?!
Подытожу свои размышления.
Наречение имени - относится к духовной культуре народа, которая в идеале существует в качестве предания как неписанный закон. Но если обнаруживается системное отклонение и разрушение культуры имянаречения в силу утраты традиций, тогда. конечно, нужен обязательный государственный закон. К сожалению, ряд фактов свидетельствует о кризисных явлениях в области наших национальных традиций, о том, что наш исконный именослов подчас перестает работать на уровне предания и ему нужна законодательная поддержка. Хотелось бы поддержать новый закон.
Русским именам нужна охранная грамота. Они нуждаются в охране как памятник нашей культуры и главное как основа нашей идентичности. Мы должны уметь постоять на страже своих имен, хранить, как говорили в старину, честь русского имени.
P.S. Эту статью я опубликовал еще 2014 году на РНЛ. Рад, что идеи высказанные в ней ныне обретают законодательные формы.