Ну вот, прошли Святки, великие праздники, состоялся Таисиинский концерт, съездил на Рождественские чтения… Пора вернуться к Дневнику паломничества по Святой Земле. Осталось описать еще три дня. Сегодня мне напомнила об этом наша прихожанка и паломница Евгения Семеновна: «Каждый день заглядываю в ваш блог, жду продолжения…»
Я остановился на посещении Горненского монастыря и встрече с игуменией Георгией. Но я собственно еще ничего не рассказал о самом монастыре. Так получилось, что с обителью мы познакомились уже после приема у игумении. Матушка спешила в Вифлеем на крещение младенца, куда ее пригласил начальник миссии о.Исидор.
Тогда у нас появилась возможность не торопясь осмотреть монастырь, помолиться и поклониться его святыням. В нашем русском монастыре бросается в в глаза отсутствие какой-либо суеты. Это был прежде всего монастырь, а не туристический объект. Собственно, кроме нашей группы никого больше на территории обители не было (может нам так повезло!)
Прощаясь, матушка Георгия посоветовала прежде всего посетить монастырское кладбище. Оно расположено на нижней террасе, занимает небольшую территорию. За калиткой нам открылось десятка три могилок с белыми одинаковыми крестами среди оливковых деревьев. На каждом кресте написано имя монахини и год преставления. Такое большое количество крестов в Израиле мы видели впервые. Здесь особенно чувствуешь благодать православного кладбища. Именно кладбища делают землю родной.
Два кованных креста сразу выделялись среди других каменных. Это две чтимые могилки, к которым обязательно подходят все паломники. Здесь о погребены монахини Варвара и Вероника, родные мать и дочь. Постриженницы Рижской пустыньки, они подвизались в обители на Святой Земле с 1967 года. Уроженки земли Смоленской, они нашли вечный покой на Святой Земле, обретя здесь мученический венец Христов. 19 мая 1983 года в монастырь проник еврейский фанатик, который совершил страшное ритуальное убийство. Ножом он изрезал тела монахинь, оставив их истекать кровью.
Мученический характер кончины русских монахинь был очевиден сразу. На другой же день после убийства патриарх Иерусалимский Диодор в телеграмме Патриарху Пимену назвал их «мученицами нашего времени»: «Был потрясён известием о зверском убийстве монахинь Варвары и Вероники, мучениц нашего времени. Немедленно поручил нашему патриаршему представителю потребовать от местных властей расследования этого трагического уголовного дела, дабы преступники предстали перед законом. Горячо молюсь Воскресшему Господу нашему о упокоении их душ со святыми». На табличке на кресте также начертано: «Мученическая кончина 19.5.1983».
Что касается расследования, израильские власти легко нашли убийцу. Следствие длилось почти год. Фанатика-изувера признали психически больным, и отправили в Америку на лечение, поскольку у него оказалось американское гражданство. Вот такое правосудие получается!
Я помню, как впервые услышал об этом убийстве еще в 1983 году. Я тогда заканчивал университет. Краткое известие в газете потрясло. Но узнать подробности было невозможно. Так и осталась эта история неизвестной. Спустя десять лет где-то в 1994 году я познакомился в Вышнем Волочке с игуменией Феодорой, настоятельницей Казанского монастыря. В 1980-е гг она была настоятельницей Горненского монастыря и вся эта трагедия произошла при ней. Матушка Феодора в долгой доверительной беседе рассказала со многими подробностями эту страшную историю. В то время еще не было закончено сооружение ограды по всему периметру монастыря, и в принципе любой мог пересекать территорию обители. Матушка Феодора начала этот без преувеличение сказать подвиг воздвижения монастырских стен, особенно если вспомнить, что то были еще советские времена и наше государство не оказывало материальной и моральной помощи русским обителям в Святой Земле. Строительство стен вызвало резкое недовольство еврейских фундаменталистов. Последовали угрозы. Началась невидимая и видимая духовная брань. Матушки Варвара и Вероники стали героями этой брани, павшими за свою обитель. А матушку Феодору вскоре перевели назад в Россию и назначили настоятельницей Казанского Вышне-Волоцкого монастыря. Помню, она удивлялась, что ее на родной земле также встретила Казанская Богоматерь, главная святыня Горненского монастыря.
На могилках «мучениц нашего времени» теплиться одна общая неугасимая лампадка. Здесь не хочется говорить, а только молиться. Пропев «вечную память» и «со святыми упокой», мы в тишине приложились к надгробным крестам. Подвиг мучеников нашего времени как-то особенно трогает душу. Понимаешь, что время мучеников не прошло. Также осознаешь, что эти мученики пролили кровь за грехи нашего времени, то есть и за твои тоже.
Меня особенно умилил тот факт, что эта двоица мучениц - родные мать и дочь. Какое духовное единство явил Господь в их образе! В наше время большой проблемой являются отношения «отцов и детей». Мне часто приходиться слышать взаимные жалобы родителей и детей на отчуждение и непонимание друг друга. Это становиться знамением времени. У нас в группе была паломница, которая живет вместе с семьей сына в одной квартире, а он уже несколько лет даже не здоровается со своей матерью. Чем можно заслужить такую неблагодарность собственного сына! Я подумал, что Господь не случайно попустил это двойное мученичество матери и дочери, чтобы явить нам через них образ духовного единства родителей и детей. Что и говорить, есть кому и о чем молиться на этих могилках!
Потом мы вернулись в Казанский храм, где более спокойно рассмотрели и приложились к святыням. Только сейчас я увидел справа от входа в Казанскую церковь камень, на котором, по преданию, проповедовал сам Иоанн Креститель. Камень вмонтирован в фундамент храма - как краеуголный. Над ним необычная икона - Первая проповедь Иоанна Предтечи с надписью: «На сем камне св.Иоанн Предтеча сказал народу первую проповедь». У камня живые цветы.
Господи, такую святыню и мог просмотреть, - аж не по себе становиться… У нас бы в России этот камень в какой-нибудь монастырь - так весь народ бы собрался. Вон сколько людей идет и едет к камню со стопочкой Богородицы в Почаевской лавре.
В храме еще раз полюбовались нашей иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы», стоявшей на игуменском месте. В этот день, получается, она была в обители настоятельница. Интересно, что рядом с игуменским местом находиться иконка прп.Серафима Вырицкого, которого почитает матушка Георгия. Так получилось, что прп.Серафим на Святой Земле встретился с образом Божией Матери, пред которым по церковному преданию молился при жизни.
Это первая монастырская церковь, построенная еще при архимандрите Антонине Капустине. Своим существованием обитель всецело обязана этому удивительному палестинскому труженику и подвижнику-одиночке, который своим примером еще раз доказал, что и один в поле воин, если по-русски скроен. Архимандрит Антонин основал в Святой Земле несколько обителей и подворий, но Горненская обитель была его любимым детищем. Труды, посеянные подвижником на этом месте, дали обильные всходы. Горняя в настоящее время - это настоящая Русская лавра на Святой Земле: и по размерам, и по благолепию, по количеству насельниц (ок.60), но самое главное - по тому значению на Святой Земле, которое имеет сейчас эта обитель. Ведь другие обители поддерживаются горненскими насельницами.
Рядом с этим храмом расположена под открытым воздухов необычная галерея начальников Русской духовной миссии. Необычность состоит в том, что все они вополощены в скульпутруных бюстах и напоминает какую-то «аллею славы». Такую аллею невозможно не только увидеть, но даже и представить в каком-нибудь русском монастыре. Но в Святой Земле возможны самые необычные чудеса. Мы прошли вдоль этой аллеи и помянули каждого из великих русских тружеников на Святой Земле. Надо сказать, что мы их плохо знаем, в лучшем случае что-то слышали об архимандрите Антонине. Остальные имена мы открывали для себя только тут.
После этого мы, наконец-то, отправились к главной святыне обители - пещерному храму св.Иоанна Предтечи. Он расположен в той самой пещере, в которой родился великий пророк и Предтеча. Как не вострепетать от одной мысли, что ты находишься в месте рождения, «величайшего из рожденных женами».
Пещера была частью дома Захарии и Елизаветы, что было обычным делом на востоке. Сейчас пещера поделена на две части: одна принадлежит католическому монастырю, а другая нашему. Пещера разделена стеной как снаружи, так и внутри. Оба монастыря не сообщаются друг с другом. О католическом монастыре даже не упоминают на экскурсиях. Если не спросить, можно и не догадаться о таком соседстве.
В пещеру ведет спуск из двух пролетов каменной лестницы, в ней устроена церковь во имя Рождества Св.Иоанна Предтечи, которую можно наверно назвать главным храмом св.Иоанна Предтечи на земле (на месте усекновения, к сожалению, храма нет). Храм небольшой, без иконостаса, только с кованой преградой. Все отделано камнем. Храм новый, он был освящен в 1987 году. Здесь в глубине пещеры царит полная тишина, ты - как будто в другом мире. Мы пропели тропарь Рождеству Иоанна Крестителя, а молебен с чтением Евангелия о встрече Марии и Елизаветы послужили уже наверху на площадке у входа в пещерный храм.
Я последним выходил из пещеры вместе с водителем матушки Игорем. Делая последнее крестное знамение, сказал: «Вот бы хотя бы маленький камешек из этой пещеры, ведь у нас Леушинский монастырь был посвящен Рождеству Иоанна Предтечи, можно было бы положить в оснвоание престола, который как раз восстанавливаем в алтаре на подворье...» Игорь тут же поднял руку и маленький камешек отделился от стены, правда, тут же упав за перила лестницы, но он и тут не смутился, легко перебравшись через лестницу. Он как свой в обители, мог себе это позволить. Так еще один святой камушек был обретен в Святой Земле.
Когда я читал Евангелие о встрече Марии и Елизаветы, пришла мысль, что ведь именно здесь впервые на земле Мария была названа Богоматерью: «яко прииде Мати Господа Моего ко мне». Эти слова Елизаветы положили начало нескончаемой и непрестанной хвале Матери Божией на земле и на небе. Здесь и Сама Матерь Божия воспела Свой великий гимн Богу: «Величит душа Моя Господа». Вместе с Назаретом и Вифлеемом Горняя - особый «удел» Божией Матери на Святой Земле.
Начинало уже вечереть. Солнце заходило за горной грядой в сторону Иерусалима. Нам оставалось посетить самый большой храм обители, который стоит на верхней террасе. К нему нужно подниматься по крутым дорожкам монастыря. Игорь предложил мне прокатиться на монастырском транспортере. Я тут же спросил разрешения самому порулить. «Это нужно спрашивать благословения у матушки. Тут монастырь, все по благословению». Но я бы наверно и так не смог вести машину, потому что невозможно было отвести глаза от многочисленных клумб цветов, причудливых кактусов, изящных арок, сложенных из камня. Вся обитель - сплошной сад! Как ни быстро мы ехали, но сестры уже встречали меня у входа в величественный собор. Он стоит на самом верху склона и, кажется, парит над всем пространством Эйн-Карема.
Это пятикупольный собор поражает не только величием, но и чисто русскими формами. Кажется, что Успенский собор из Владимира прямо перенесен на Святую Землю. Удивительна история его создания. Его строительство было начато в 1910 году и предполагалось, что собор будет посвящен Живоначальной Троице. Но из-за Первой Мировой войны, революции, богоборчества в России, Второй Мировой войны строительство собора затянулось на сто лет и было возобновлено только в 2003 году в патриаршество Алексия II, который благословил посвятить храм Всем Русским Святым.
Надо отдать должное духовному наитию патриарха, принявшему такое решение. Ведь такого величественного и красивого храма в честь Русских Святых не даже в самой русской Земле. Этот храм невозможно иначе воспринять, как знамение того, что Сам Господь принял труды и подвиги русских подвижников, прославив их на Святой Земле. Здесь зримо видишь, как Господь любит Святую Русь! Храм практически завершен, остаются незначительные работы, написание икон большого иконостаса (пока многие из них представляют репродукции). В октябре 2007 года в дни празднования 160-летия Русской Духовной Миссии было совершено малое освящение храма. Ныне в нем регулярно служатся литургии, в том числе и в тот воскресный день, когда мы посетили обитель.
В храме шла подготовка службы на начало Рождественского поста. На аналое лежала икона апостола Филиппа. В этом храме действительно хочется сказать: «здесь свято-русский дух, здесь Святою Русью пахнет»: множество икон русских святых, в правом крыле киот с иконой Крещение Руси, большой образ Царственных Мучеников. Также Царь-Мученик изображен в большом медальоне снаружи храма, смотрящим в сторону Иерусалима - «Града Царя Великого». Этот храм хочется назвать - «Торжество Святой Руси».
Именно с этим победным чувством торжества покидаешь Горненскую обитель. Многие наши сестры выразили желание приехать сюда вновь в отпуск уже в качестве трудниц, помочь матушке Георгии в благоукрашении дивной обители, «удела Божией Матери на Святой Земле».
Фотоальбом Горненского монастыря:
все фотопаломничества