«Пусть говорят»: как это было! Или послесловие к передаче

Jan 30, 2012 01:42

После моего участия в недавней передаче «Пусть говорят» меня спрашивают, как я туда попал? Наверное, этот вопрос возникает и у читателей моего блога. Отвечаю. Два года назад меня пригласили участвовать в передаче «Пусть говорят», посвященной блаженной Ксении. У нас в храме есть чтимый необычный образ «Ксения с грошиком». Они хотели, чтобы я рассказал историю иконы в студии. Неожиданно срываться и ехать в Москву у меня не было времени. Тогда они сами согласились приехать в Питер, сняли часовню Ксении, о.Виктора Московского и нашу икону. Сюжет вошел в передачу о Ксении под названием «Молитва».
В этом году я участвовал в юбилейных ХХ Рождественских чтениях в Москве. Именно на них меня застал звонок с центрального телевидения. Звонил «редактор Студии Спецпроектов ТВ Егор Яцына», - так он представился. Сказал, что Малахову запомнилось мое выступление два года назад и он приглашает меня принять участие в передаче, посвященной Крещению и традиции крещенских купаний. Тема мне показалась важной, я тут же представил, что смогу рассказать о «соминской иордани». Мысль, что о моем дальнем приходе узнает вся страна, - вдохновляла. Я даже посоветовал пригласить Владимира Загарских, который в этом году помог не прервать традицию. В общем, я согласился, тем более, что мне для этого не надо было специально ехать в Москву. Съемка предполагалась в среду 25 января в 16.00, - у меня как раз ночной билет до Питера, никакой потери времени.
Накануне еще раз созвонились, но тут оказалось, что передача будет посвящена не теме Крещения, а теме крестных. Я огорчился, но не удобно было уже отказываться. Надо отметить высокий сервис на ЦТ. Мне прислали к Храму Христа Спасителя, где я сидел на заседании секций, такси. Я отказывался, говорил, что на метро быстрее, но видимо это было положено по чину. Надо сказать, что на такси чуть не опоздали, - по Москве нынче не разгонишься. В Останкино в 17 студии был без четверти четыре. Пока ждал в фойе Егора Яцыну, с удивлением заметил указатель «Храм св.Порфирия».






Я даже не предполагал, что на ТВ может быть храм. Что-то об этом факте не сообщает ни один канал. Кто и о чем здесь молится? Или он устроен для покаяния демиургов ТВ?! Ведь о нынешнем ТВ, что греха таить, хочется сказать словами Пушкина: «храм и ТВ - две вещи несовместны». Тем большим было мое удивление открытию этого факта. Проследовав по указательням стрелкам, я нашел храм. Он расположен на первом этаже. Ему выделили большую часть холла. Снаружи архитектурно выделана алтарная часть. Храм был открыт, но внутри ни оказалось ни одного человека, даже свечницы. Храм просторный, выдержан в древнем стиле. В иконостасе увидел большой образ св.мученика Порфирия. На листочке прочел его житие. Порфирий был актером и в день рождения императора Юлиана Отступника исполнял роль в театре, согласно которой должен был глумиться над таинством святого Крещения. Но когда Порфирий по ходу пьесы погрузился в воду и произнес: "Крещается раб Божий, Порфирий, во Имя Отца и Сына и Святого Духа", то, под воздействием благодати Божией, воспринятой им при этих словах, выйдя из воды, он открыто исповедал себя христианином. Юлиан тут же приказал умучить его и после пыток обезглавить. Это совершилось в городе Ефесе в 361 году. Что ж, мне оставалось только помолиться св.Порфирию о вразумлении телеведущих и всех зде трудящихся, которые подчас сами не ведают, что творят на экране. Теперь будем знать, кто является небесным покровителем телевидения и кому молитвенно можно жаловаться на плохие передачи.
Здесь мы встретились с Егором. Он повел меня по бесконечным коридорам Останкино. Я окунулся в какой-то особый мир. Останкино мне напомнило какой-то муравейник. Все озабоченно куда-то спешат, в руках листы бумаги. Длинные коридоры, бесчисленные двери. Если не запомнить номер никогда не найдешь свою дверь. После второго или третьего поворота я бы сам уже никогда не смог бы найти дорогу назад. В одном из коридоров встретился Эрнст с таинственной улыбкой Джоконды на лице - в окружении целой свиты каких-то редакторов и творческих работников.
В гримерке, где я разделся, меня подгримировали: щеточкой провели по лицу, чтобы не было бликов в свете софитов. Егор окончательно уточнил, что тема Крещенских купаний точно не вошла в передачу, может быть в следующем году, будет только тема крестных и прочитал примерные вопросы, которые мне может задать Малахов.
Мы направились в студию. За кулисами декорации царила обычная суета. К съемке все было готово, массовка заняла места. Ждали только пару vip-ов, как тут выражались. Один из vip-ов тут же неожиданно вырос передо мной из темноты. Я с удивлением увидел перед собой отца Дмитрия Смирнова. Он, видимо, удивился не меньше меня и громко скзаал: «Два попа на одну передачу - не многовато-ли?!». Мы поприветствовались, я сказал, что не знал о его участии, иначе бы отказался. Там, где отец Дмитрий, другим батюшкам делать нечего. Редактор Егор заметил мое смущение. Я пояснил, что мы с о.Дмитрием можем сказать только одно и тоже и не было необходимости приглашать двух батюшек.
В это время началась съемка. Я должен был появиться где-то в средине. Поэтому меня за кулисами посадили перед маленьким телевизором, по которому я мог следить за передачей. Надо сказать, что съемка шла сразу «вчистовую», без репетиций и режиссерских указаний. Только потом при монтаже было опущено несколько фраз, что я увидел, естественно, только при просмотре передачи в эфире.
Ко мне в полутьме несколько раз подходили какие-то молодые девушки и каждая давала какую-нибудь инструкцию: «Пожалуйста, говорите погромче». К этому времени мне как раз прикрепили на грудь микрофон. «Когда вы выйдете, - шептала другая инструкторша, - садитесь во второе кресло слева, рядом с Будницкой, не ошибитесь». Я нашел на экране указанное кресло и мысленно проложил к нему маршрут. Напоследок подошла еще одна девушка и, наклонившись, сказала: «Понимаете, батюшка, у нас все-таки развлекательная программа, поэтому у нас к вам большая просьба - не говорить слишком серьезно». - Да-да, я понимаю, поверьте, я не собираюсь в эфире читать лекцию по богословию. Сделаю все, как надо, единственно - жонглировать не умею. «А-а! Ну вы сами все понимаете…», - сделала она вслух логический вывод.
Справа от себя я заметил пожилую женщину, которая спокойно сидела на стуле, не обращая внимания на студийную суету. Она неожиданно с улыбкой спросила у меня: «А что тут будет?» «Так это снимается передача «Пусть говорят», - удивился я ее вопросу. Но следующий ее вопрос меня поразил еще больше: «Что за передача? Что «пусть говорят»? - «Вы не знаете передачу «Пусть говорят»? - Откуда? У меня телевизора нет, я его не смотрю. Не помню, когда смотрела последний раз». Согласитесь, встретить на телевидении человека, который не смотрит телевидение, сюжет не придуманной истории. Я сказал, что «Пусть говорят» самая рейтинговая программа, что у нее больше всего зрителей в стране, что ее увидит вся страна. Тогда я еще не знал, что Елена Хаврошина настоящая крестная мать-героиня.
В этот момент в студию вошли две одинаковых женщины, обильно украшенные косметическими средствами, которые тут же подошли под благословение. Одна из них была в слезах и сразу стала исповедоваться вслух, как она согрешила, забыв свою крестницу. «Нас пригласили выступить на телевидении у Малахова, но не сказали, о чем будет передача. И только здесь мы узнаем, что будут говорить о моей крестнице…» Это оказались эстрадные певицы сестры-близнецы Татьяна и Елена Зайцевы. «Батюшка, что мне делать? Я хочу сказать, что я грешница». - Я ей ответил, что ВТ-передача не лучше место для покаяния, лучше это сделать в храме на исповеди. Но надо сказать, что Елена не смогла сдержать эмоций и выйдя в студию, упала на колени. Я понимал ,что это было совершенно искренне, потому что видел за кулисами ее слезы и сердечное сокрушение.
Наконец, я рассмотрел еще двух участников передачи, стоявших за кулисами. «Вы тоже участвуете?» «Да, мы приехали из Ржева. Крестили ребенка, заплатили 1200 рублей». Я сразу понял, что молодая пара Анна и Александр приглашены для драматургии, они будут изображать недовольных. Чтобы немного понизить градус их недовольства, я задал вопрос, который меня давно интересовал: как называются жители Ржева? «Ржевитяне» - ответил Александр.
Тут мне дали команду: «Батюшка, ваш выход». Я перекрестившись, вышел в эфир. Дальше нет смысла описывать, поскольку все можно увидеть на экране.
Сам я передачу не смог посмотреть в день выпуска, только на другой день скачал из интернета. Не знаю, как кому, а мне передача понравилась, если не считать лежку дегтя с Элтоном Джоном. Все, что было сказано, осталось. Цензура коснулась только одной фразы о.Дмитрия. Когда Митрофанов язвительно заметил, что императора расстреляли его крестные, о.Дмитрий парировал: «Те, кто расстреливал царя, были некрещеные». Эту фразу наполовину обрезали, и ее можно не понять.
Думаю, что такие передачи делают для общего воцерковления нашего народа больше, чем многие проповеди с амвона. Малахов делает большое дело. Я понял, что ТВ может быть замечательным амвоном всея Руси, если только этого захочет руководство ТВ, а вернее руководство страны. Меня тронул, присланный в блоге комментарий: «После этой передачи моя мама изменила свое отношение к церкви в лучшую сторону».
С отцом Дмитрием было приятно работать в паре. Мне, показалось, мы дополняли друг друга. После передачи познакомился ближе и обменялся телефонами с участниками: Аллой Будницкой, сестрами Зайцевыми, а с Еленой Хаврошиной расцеловался пасхальным чином…
Алексей Митрофанов не выказал ни малейшего желания знакомиться, я не стал навязывать свое общение.
Напоследок, ко мне подбежала та самая молодая девушка, которая просила меня говорить повеселей: «Ой, батюшка, благодарю вас, все было так живо…» - «Я старался для вас».
Такси на обратный рейс было подано к выходу 17 студии.

Посмотреть: Видеозапись передачи


мученики

Previous post Next post
Up