В фильме «Кундун» для меня была запоминающаяся сцена: в Лхасу приехали китайцы и организовали звуковое оповещение на улицах города. Звучат духоподъёмные коммунистические песни и молодой лама, слыша их из дворца, говорит:
- Они отняли у нас тишину.
Печально, когда её лишают против воли. Ещё печальнее, когда ты сам её боишься. Избегаешь, не замечая того.
Сколько в моей жизни тишины?
Тишина - это неприсвоенное пространство. Не может быть вдоха свободнее, чем вдох, произведённый в тишине. Что-то всегда остаётся скрытым в какофонии суетного города, все грязные делишки проходят «под шумок». И даже сидя в своих квартирах, мы не стремимся к свободе. Потому что это страшно - гораздо страшнее, чем может представить воспитанный лирическими фильмами и мотивирующими речами современный человек.
Как к тибетцам пришли китайцы с громкоговорителями, так и к нам пришёл добрый дядя из телекоммуникационной компании и провёл интернет. Для большинства с тех пор компьютер без интернета быстро превратился в хлам. Пространство едва уловимо потеряло девственность. Не знаю, как вы, а я почти физически ощущаю вторжение в интимную зону, находясь в комнате с компьютером и доступом в интернет. Компьютер с интернетом подобен магниту для внимания. Только привычка даёт возможность с этим совладать.
Теперь этот интернет почти у каждого в кармане. Наблюдая в масштабе, можно было бы сказать «Они отняли у нас нас», если бы этими «ими» не были мы сами.
Мы оживляем вещи своим вниманием: кукла в руках ребёнка почти человек, механизм живёт, пока мастер уделяет ему внимание, технология - количеством покорённых ею сознаний. Может, впервые мы стоим на пути к технологии, которая потребует всех наших жизненных сил для собственной жизни. Такой вот искусственный разум.
По сути мы уже начали переселяться в «онлайн»:
https://snob.ru/selected/entry/45522 - психологическое исследование Катерины Мурашовой, 8 часов одиночества для подростков;
http://www.colta.ru/articles/society/12910 - интервью с Дэниелом Миллером, идеологом проекта «Why we post», исследования практик использования социальных медиа в разных точках планеты;
https://newtonew.com/overview/the-end-of-absence - отрывки из книги «Со всеми и ни с кем» Майкла Харриса, книге о нас, как о промежуточном поколении, которое помнит, как оно было до социальных сетей, смартфонов и «всего напоказ».
Не знаю, честно говоря, насчёт представительности выборки Мурашовой, да и страшно поверить в то, что попытка провести 8 часов наедине с собой может вызывать вегетативные симптомы (приливы жара, озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове), но тенденция скорее верна, чем нет: такой сверхлёгкий доступ к развлечению, как сегодня, вызывает привыкание не хуже, чем любой наркотик.
В интервью Миллера действительно запоминающейся становится цитата китайского фабричного рабочего: «Знаете, за пределами смартфона жизнь, в общем-то, невыносима», - что, наверное, может стать экстремальным выражением жизненного опыта рядового гражданина страны третьего мира.
Ну, а по третьей ссылке устами ещё не научившегося говорить младенца уже глаголит истина: он пытается слайдом пролистать изображение в журнале.
Всё это, наверное, вполне нормальные, рядовые явления, но мне кажется, что опыт, описываемый в следующей, и последней на сегодня, ссылке, будет всё сложнее передать / объяснить / донести вот этому новому человечеству:
http://theoryandpractice.ru/posts/14672-uvazhenie-k-nastoyashchemu-momentu-chto-takoe-osoznannost