Кто будет судить Иисуса Христа?

May 12, 2010 13:04

Однажды у меня завязался разговор с инокиней, послушанием которой была продажа книг в монастырском киоске. Не без гордости в голосе она поведала, как много хороших книг продается в монастыре. Потом сообщила, что и сам монастырь уже издал немало книг. (Насколько хороша одна из них, можно убедиться из пятой заметки о современном несторианстве). «Сейчас же - сообщила она, - готовится к изданию книга сочинений митр. Антония (Блума)».
Спрашиваю, как собеседница относится к следующему изречению митр. Антония: «Когда все человечество станет на Страшный суд, когда каждый из нас будет вызван по имени, один из нас будет - Иисус, Христос, Сын Божий, Сын Человеческий» (Беседы о вере и Церкви, М., 1991, с.177).

Это изречение маститого митрополита застало врасплох православную инокиню. После некоторых раздумий она ответила: «Это ошибка или описка». Потом, поразмыслив еще, добавила: «Я читала эту книгу, но подобного выражения не встретила».
Да, в трудное положение попала инокиня. С одной стороны, из Символа веры каждый христианин должен знать, что Сам Христос на Страшном Суде будет являться праведным Судьею и Церковь верит во Христа «паки грядщего судити живым и мертвым». С другой стороны, тот ореол праведности и святости, который создали митр. Антонию средства массовой информации (православные в первую очередь).

Конечно, это плохо, что, находясь под обаянием тех или иных духовных лиц, православные христиане не замечают их несторианского богословия. Тот же митр. Антоний в своих сочинениях нисколько не скрывает своего несторианства. Иисус Христос для него человек, имеющий, как и все люди, сознание; сознающий себя человеком, в которого вселился Бог.
Митр. Антоний: «Слово стало плотью (Ин.1, 14); мы верим, что не только с душой человека, с его сознанием, с живыми чувствами, с его волей соединилось Божество в воплощении, но что это Божество пронизало и самую плоть, которую Христос воспринял от Девы Богородицы» (Беседы о вере и Церкви, с.177).

Бог, по мнению митр. Антония, пребывал с человеком Иисусом вплоть до того времени, когда Он оставил Иисуса.
Митр. Антоний: Христос «оказался причастником, участником единственной онтологической, основной трагедии человека, - Он потерял Бога: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?» (Мф.27, 46) (Беседы о вере и Церкви, с.64).

Как и древние несториане митр. Антоний учил, что Христос не мог Сам Себя воскресить.
Митр. Антоний: Христос «принял смерть со всеми ее последствиями, и у Него Самого как бы не было власти Себя воскресить; Он отдал Себя на смерть для нашего спасения, и Бог, в ответ на Его крестную любовь, Его вызвал обратно к жизни, соединил душу Христову с телом Христовым и явил Его миру воскресшим Христом» (Беседы о вере и Церкви, с.302).

Напомню, что подобное мнение св. Иоанн Златоуст определял как признак сумасшествия и крайнюю степень безумия.
Митр. Антоний (Блум): «В V главе Евангелия от Иоанна, в том отрывке, который читается на похоронах, Спаситель говорит: Якоже слышу сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли пославшего Мя Отца… Суд, который Я произношу - не Мой суд; этот суд Отчий, который Я воспринимаю слухом и провозглашаю устами. И потому он праведен. Он не Мой - он Отчий, провозглашенный в послушании… В другом месте той же главы, и в другой главе Спаситель говорит о том, что Отец Мой доселе делает, и Аз делаю. Он Мне показывает дела, которые Он творит - и Я творю… Опять-таки: созерцание. Христовы очи вперены в Бога, как и слух Его открыт Отцу. Христос видит, что Бог задумал и что Он творит - и Он это осуществляет Своим человеческим творчеством» (Проповеди и беседы. М., 1991, с.71).

Св. Иоанн Златоуст поясняя слова, из которых следует, что Христос пришел, чтобы сотворить волю пославшего Его Отца (Ин.5, 30). А от Себя же Он не может: ни творить (Ин.5, 30), ни говорить (Ин.12, 49), ни судить (Ин.12, 47), ни даровать (Мф.20, 23), ни хотеть (Мф.26, 39) - пишет, что они сказаны по немощи слушающих. Слушающими, ведь, были иудеи, которые не могли вместить той истины, что Христос - есть Тот Самый Бог, Который сотворил небо и землю, Тот Самый Бог, Который вывел их из Египта и питал манной в пустыне. Какая же немощь присутствует у митр. Антония, кроме той, что он - убежденный несторианин. Единственное его отличие от древних несториан, что он Христа- Бога влечет на суд, чего древние несториане не делали.
Неужели у современного православного человека настолько помрачено сознание, что он не в состоянии уразуметь, что писания митр. Антония (Блума) - есть чистейшее несторианство?

Почему он не способен понять писанину другого несторианина - архимандрита Софрония (Сахарова)?
Архимандрит Софроний: «В пределах Земли нет абсолютного совершенства и опасно нам удовлетвориться уже достигнутым. Не верующие в Бога не знают богооставленности. Сие горе переживают лишь те, кто уже познал благость Бога и всеми силами стремится пребывать в Нем и с Ним. Чем в большей мере вкусил человек радости единения с Богом, тем глубже страдает он при разлуке с Ним. Последний предел, известный нам из Евангелия - есть Сам Господь: после молитвы с кровавым потом в Гефсимании, в которой Он отдал все Отцу Своему, на кресте Он «возопил громким голосом: …Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.. и опять возопив… испустил дух» (ср.Мф27, 46-50). При таком полном истощании «человека Христа Иисуса» (1Тим.2, 5) - истощание сие преобразилось в столь же завершенное обожение воспринятого Им в акте воплощения нашего естества. И Ему, уже как «человеку», дано Имя, превысшее… всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (ср.: Флп.2, 9; Еф.1, 21)» (Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Лавра, Свято-Иоанно-Прдтеченский монастырь, 2009, с.155).

Значит, Христос, по мнению архим. Софрония потому и испытал богооставленность, что Он познал благость Бога и вкусил радость единения с Ним. Потому и страдает Христос в Гефсимании, что Бог покинул Его «человека Христа Иисуса», вкусившего до этого благость единения с Богом.

Это сочетание «человек Христос Иисус» со ссылкой на первое послание к апостола Павла к Тимофею красной нитью проходит сквозь все сочинения архим. Софрония. Они должны убедить читателя, что Христос - человек, в котором пребывает Бог. Однако блаж. Феофилакт, который в своих толкованиях, известно, следовал св. Иоанну Златоусту, пишет об этих словах апостола Павла: «не сказал же явно о божестве Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов… Он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником».

Кто же Он Христос Иисус, Которого оставил Бог? Кто Он - Богооставленный Христос? Неужели непонятна сама абсурдность этого словосочетания?

К сожалению, для православного человека, воспитанного на сочинениях проф. А.И. Осипова, диакона Андрея Кураева, свящ. Георгия Кочеткова, митр. Антония (Блума), архимандрита Софрония (Сахарова) и др. их духовных наставников, абсурдность этого словосочетания непонятна.

Для православного несторианина представление об Иисусе Христе, как о человеке, которого покинул Бог - это обычные представления. И он, (несторианин) считает, что это истинно-православное учение. И другим внушает эти мысли.
Так свящ. Владимир Соколов пишет: «…Спасти человека мог только Бог, приняв на себя бремя человеческой природы и греха. Причем, по высшей справедливости, Бог мог спасти человека только Своим человечеством, а не Божеством, поэтому Иисус Христос испытал на Кресте момент, когда Бог Его покинул (Мф.27, 46). Но совершить победу над адом, да еще и в богооставленности мог только безгрешный совершенный человек, над которым, в силу его безгрешности, диавол не имел никакой власти, именно таковым и являлся Иисус Христос» (На грани жизни. Данилов монастырь, М., 2008, с.132).

Книга «На грани жизни», свящ. Вл. Соколова издана Учебным комитетом Русской Православной Церкви, по благословению Патриарха Алексия II. У книги есть даже цензор - игумен Петр (Мещеринов). Эта книга - учебное пособие для изучения православной веры.
Из нее мы узнаем причину богооставленности. Этого якобы требовал закон высшей справедливости. Победить диавола должен был человек. Потому, дескать, и удаляется от Иисуса Бог, оставляя Его без Своей помощи. Хитры на выдумки несториане!

Возвращаясь к книге митр. Антония «Беседы о вере и Церкви», книги изданной громадным тиражом (двести тысяч экземпляров) и потому очень распространенной среди православных христиан, необходимо задать вопрос, которым озаглавлена эта заметка: кто же будет судить Иисуса Христа?
Previous post Next post
Up