Mar 04, 2022 15:46
О мотивахъ новокрещеныхъ пацифистовъ я думать избѣгалъ. Къ тѣмъ, отъ которыхъ иного не ждали и кто, стало быть, никого не удивиль, это не относится: здѣсь не демонолатрія, а чистая механика, все можно было просчитать до слова напередъ. Но такъ продать своихъ - въ этомъ мнился умный проработанный сатанизмъ, бездна, и въ ней скачетъ косымъ чортомъ Ариманъ; «не гляди»,- шепталъ какой-то голосъ. Пониманіе, однако, нашло меня само, услыхавъ по сто первому разу нѣкій настойчивый вопросъ. У старыхъ пацифистовъ, которые съ 14-го года, вопросъ былъ другой: какъ тамъ наши. И теперь - какъ они тамъ? О себѣ думали мало, а когда думаешь не только о себѣ, то общая картина - какъ все къ этому шло - она видна ясно, великаго ума не надо. У младопацифистовъ свое. «Икея закрылась. Понимают ли безумцы, поддерживающие войну с Украиной, какое будущее нас ожидает? Какое будущее мы готовим нашим детям и внукам?» (Не придумалъ.) Кто простъ, задаетъ вопросъ въ простодушіи, кто сложнѣе, спрашиваетъ сложно: здѣсь сотрясшійся міръ, стыдъ передъ, стыдъ спозади, Карликъ-мегаломанъ, исторгнувшійся, какъ бы, изъ темнѣйшихъ утробъ Средневѣковья и немедленно по исторженіи впившійся зубми въ Ляжку народовъ. А потомъ все равно: «На что ты обрекъ страну и меня съ ней, злой Карликъ? Насъ пустятъ голыми въ Африку, втопчутъ въ девяностые, и будутъ пинать, пинать - ногами! Будь проклятъ, что не спросилъ меня, хочу ли я риска. Озирисъ, ты видишь, я плачу, я вышелъ изъ среды сего народа, я нанесъ себѣ рану на грудь и порвалъ одежды. Никакихъ больше штудій въ винномъ погребѣ! Горе, его ненависть падетъ на меня! Аликанте, аликанте!..» А старопацифисты, напримѣръ, о ядерной войнѣ безпокоятся не больше, чѣмъ то прилично мужчинѣ, занятому своимъ дѣломъ. Лучше бъ ея не было, конечно, но только такъ, чтобы они уступили, а не мы опять утерлись. Такая вещь - «гири». Люблю я очень это слово, но не могу перевести, по-русски выйдетъ длинно, вродѣ «мертвые сраму не имутъ», еще можно сказать: тамъ, гдѣ у нормальныхъ людей выборъ изъ двухъ, у меня нѣту выбора. Если раньше побѣждали, то вотъ этимъ своимъ качествомъ. Гарантій, впрочемъ, никакихъ - а иначе никакой и чести.
А больше-то и ничего. Навѣрное, абсолютнаго зла ради зла не существуетъ все же. Прямо отлегло. Всего вотъ этакой крючокъ, и его довольно, чтобы уцѣпить ткань мірозданія и раздербанить пополамъ.
Что огорчаетъ: обратная пропорція «гири» и гуманитарнаго образованія, какъ погляжу и послушаю; что-то не въ порядкѣ съ тѣмъ образованіемъ, вся собственно гума- изъ него изъята, остались г-жа Сѣдакова и техника, компаративная лингвистика, чего мнѣ жаль какъ филологу.
всеобщая исторiя безчестья,
ad usum proprium