Яд в конфетной обёртке: Рай, коммунизм и турпутёвка на Мальдивы
Как известно, мы живём в «стране победившего капитализма». (Соответственно, «проигравшего социализма»). Каждый из нас стал мишенью невиданного по масштабам «промывания мозгов». Человек подвергается воздействию пропаганды в пользу «победившего капитализма», когда, не разлепив ещё, как следует, сонные глаза, щёлкает включателем телеприёмника: вкусить утреннюю порцию новостей, заодно проснуться. Пропаганда заканчивается, когда вечером гражданин «свободного капитализма» отрывается от телевизора или интернета и приникает к любимой подушке. До утра... И так изо дня в день, из года в год. Человек не замечает, что ему промывают мозги. Превеликое искусство - скрытая пропаганда: лучшие мозги, быстрые перья журналистов и самые изобретательные умы учёных. И не зря этой публике платят бешеные «роялти» (гонорары). Те, кто «заказывает музыку», хорошо знают, на что тратят деньги. Ибо на кону стоит всё: неслыханное богатство, принадлежность к «илите», свобода, безопасность - сама жизнь!
Глубокоуважаемый Читатель, несомненно, согласится: нужно великое искусство, чтобы нынешнее положение вещей сохранялось почти четверть века. Кучка уголовников, отбросов общества, ограбила и разорила огромную страну, нахапала миллиарды - и держит в покорности и смирении многомиллионное человеческое стадо!
Это уметь надо: великая нация, с богатейшими революционными традициями, сломавшая шею самому страшному чудовищу всех времён, Третьему Рейху - вдруг стала на колени, преклонив главу в холопской покорности. И чтобы каждый гражданин великой нации согласился пожертвовать собственным будущим, собственными детьми, самим собой - ради вящего обогащения двух дюжин напёрсточников с их выблядками. Ловкость пропаганды - и никакого мошенства! Человек смотрит телесериал, сводку новостей, читает «историческую» книгу, листает модный журнал - и не догадывается, что ему в это время промывают мозги. В этом и есть самая мякотка скрытой пропаганды: «клиент» не подозревает, что им манипулируют. Рыбка лучше ловится, когда крючочек спрятан в червячке. Здесь - то же самое! Крючочек - ключевая мысль, которую должно внушить. Червячок - всё вкусное содержимое (книги, телесериала, интернет-сайта), что «рыбка» заглатывает, не чуя подвоха. Вы не поверите: иногда писатель исписывает полтыщи страниц убористого текста - ради одной-единственной фразы, из нескольких слов. Но вставленная в нужном месте, она даёт изумительный результат. А Вы что, думаете, нынче писателям за красивую словесность гонорары платят! Главное - насколько эффективны их опусы в смысле антикоммунистической пропаганды. Это раньше Льву Толстому вольно было писать, что вздумается. А теперь - чтобы и червячок вкусненький - но чтобы и крючочек на месте был. И «Война и Мир» нынче далее редакции никуда бы не пошла.
Вы удивлены? Не верите? Так посудите сами: случись революция, и самое мягкое, на что может рассчитывать тот же Ахметов - замена виселицы расстрелом. Перспективочка - ну, Вы поняли... Так что ежели он украл у народа $23 млрд (и попутно истребил национального богатства на $600 млрд!), то ему, при всей его патологической алчности, дешевле потратить $1 млрд на антикоммунистическую пропаганду - нежели допустить революцию и потерять всё! И Вы не забыли мимоходом, что у нас на дворе - капитализм? И что все книжные издательства, газетные редакции, телеканалы и интернет-сайты - в частной собственности! Именно у тех олигархов, коим революция - петля на шею. Вот, свежеиспеченный российский Вальтер Скотт или украинский Фенимор Купер сунулся в издательство со своим шедевром. Ему мягко (свобода, слова - боже упаси от диктата и цензуры!) посоветуют: «изменить здесь и здесь» и вставить «такую мысль там». Поелику все Вальтеры и Фениморы отнюдь не святым духом питаются - непременно «изменят здесь» и «вставят там». Это - касательно особливо непонятливых. А понятливые - сами знают, под каким соусом блюдо подавать. «Здесь и там» пишут самостоятельно, не дожидаясь подсказки. И - чтоб мы с Вами так жили, как они живут! Хорошо живётся догадливым!
А дикторы телевидения - сами понимаете. Это биологические девайсы (device - приспособление, пер. с. англ.) для озвучивания электронного текста. Что запрограммировали - то они и озвучивают.
Более того, даже если Вы не включили телеприёмник или компьютер, не раскрыли книгу, иль газету - Вам всё равно промывают мозги, Вы всё равно подвергаетесь пропагандистскому воздействию. Нет! Без всякой мистики и телекинеза. Всё гораздо проще. Каждый работодатель содержит у себя целый штат «негласных осведомителей». Кои, кроме «держать в курсе» о настроениях в коллективе, исполняют важнейшую - охранительную функцию. Этакая миниатюрная копия III Охранного отделения (Корпуса Жандармов) Российской империи. Сии шептуны внедрены рядовыми работниками в коллектив. Их задача: в нужное время и должным образом внедрять в сознание коллег «то, что нужно». Человек гораздо легче поверит товарищу с младых ногтей, нежели чужому дядьке, вещающему с телеэкрана - да ещё телеканала, давно скомпрометировавшего себя постоянной ложью и пресмыкательством перед властями. Не так ли? Причём далеко не всегда работодателю приходится идти на дополнительные расходы. Порою, «лояльному сотруднику» достаточно намекнуть, дескать, его «уволят последним». Согласитесь, во времена массовой безработицы, это - весомый аргумент, чтобы из кожи вон лезть, донося на товарищей и распространяя желательные хозяину идеи! В избытке и «добровольные активисты», кои занимаются тем же безо всякой оплаты и даже без санкции начальства - едино лишь желая тому угодить. Воистину, гнусь человеческая пределов не обнаруживает.
Вы наверное удивитесь, но у буржуазии достаточно денег внедрять шептунов на общественном транспорте, рынках и прочих местах скопления населения. Впрочем, у этой «новейшей Пи-Ар технологии» борода длиннее, чем у сказочного Черномора. Впервые применена аж осенью 1917 г - на другой день после Октябрьской революции. Едва большевики взяли власть, буржуазия оказалась без печатных органов. И для контрреволюционной пропаганды в ход пошли «шептуны» на базар, вокзалах и трамваях.
Кстати, «трамвайные шептуны» применяются и для рекламы. Куда без неё! Авторы этих строк наблюдали, как в городском транспорте две дамы «ненавязчиво» рекламировали известный банк: «Замечательная вещь кредит! Я взяла кредит на стиральную машинку в банке Икс. Весной выплачу - и буду брать снова. Надо кухонную мебель обновить. Так удобно - взяла хорошую вещь и плачу помаленьку». И собеседница подключается: «И правда, в Икс кредит брать удобнее всего: без всяких очередей, и проценты сносные. Я сама в Икс брала кредит...» И так далее, через весь город, до конечной остановки - с регулярным, ненавязчивым упоминанием банка Икс и его неслыханных добродетелей. И мы им как бы верим: что разговор у них как бы спонтанный... Так сказать, из глубины народной души. И что никакого отношения к рекламной кампании банка Икс они как бы не имеют. А что в Икс (также Игрек, Зет и всех прочих банках) очередей вправду нет - несомненно! Все банки своим мошенничеством так растеряли доверие публики, что им только остаётся - пускать «шептунов» по трамваям. Может, хоть кто-то клюнет?
Но хоть и потешаемся над шептунами и ненавязчивыми телеканалами - но их пропаганда действует! 22 года нищеты и разрухи - а великая страна не шелохнётся!
Мы хотим показать глубокоуважаемому Читателю «моющие средства», что придают промыванию мозгов убойную силу.
Но прежде - принципиальный вопрос. Особенности восприятия информации обывателем. Особенность нашего мозга - избирательность восприятия информации. Человек видит, слышит, ощущает именно то, что хочет видеть, слышать и ощущать. Это - важнейшее свойство; без него мозг попросту откажет. Не будь избирательности - мозг во мгновение ока захлебнётся в лавине информации, которая обрушивается на него ежесекундно через глаза, уши и прочие органы чувств. И среди Монбланов информационного мусора надо отыскать крупицы жизненно важных сведений. Но порою польза обращается во зло. Сведения бывают истинные и ложные. И зачастую ложными воспринимаются именно те, что неприятны. Увы, так отвергаются и сигналы опасности: вносят душевный дискомфорт, и последствия слишком серьёзные. Фактор времени игнорируется, и сигнал опасности воспринимается всерьёз, когда становится очень уж наглядным... И когда что-либо предпринимать уже поздно. Таким пороком мышления страдают примитивные травоядные - те же зебры. Увидев льва на горизонте, они ничего не предпринимают - имея запас времени уйти, не сильно запыхавшись. Но вид льва превращается в сигнал опасности, когда убегать поздно. Посему, обыватель услышав, мол: «Страна катится в пропасть», - искренне убеждён, что «катится» где-то в стороне, с другого края от его хаты. И прозревает, что сие касается и его лично - когда времени для спасения уже нет.
Вторая особенность: обыватель воспринимает мир статичным, неизменным во времени. Глаз не замечает движения часовой стрелки - мозг не замечает изменения мира вокруг. Завтра представляется именно продолжением сегодня - в неизменном виде. Касательно прошлого, наиболее яркие впечатления «растягиваются» на весь период воспоминаний. То же самое - с отдалённым прошлом, о коем могут быть лишь представления, с чужих слов. Если обывателю внушают, что при Советской власти, дескать, был «дефицит товаров» и «кровавые репрессии 1937» - у него впечатление, что 74 года подряд «кровавая гебня» непрерывно расстреливала тех, кто стоял в очереди за талонами на хлеб.
Третья особенность: преувеличенное мнение о собственном интеллекте. «Меня никто не обманет - я умный». Не учитывая, что умного тоже можно обмануть. Карточный шулер запросто обыграет университетского профессора - хотя и речи нет, чтобы мог сравниться с тем в высшей математике. Кто на что учился!
Сюда же можно отнести и свойство приписывать посторонним собственную мораль и образ мышления. Для жулика все вокруг тоже жулики. Поскольку большинство народа - люди порядочные - они и всех прочих тоже считают порядочными. «Ну, не может человек так нагло врать!» Может, ещё как может!
Четвёртая особенность - «протаптывание тропинок». Это к принципу Геббельса: если ложь повторить сто раз подряд, она воспринимается уже, как правда. Беда в том, что любой внешний сигнал для мозга имеет предпочтение перед «внутренним голосом». Иначе вид Homo Sapiens не выжил бы. Вот, извне, допустим, через зрение и слух, пришла какая-нибудь лживая информация. Например, о «репрессиях 1937 года». Мозг отфильтровал её, как ложную. Но назавтра украинский телеканал повторил эту ложь. Мозг снова отфильтровал - но «внутренний голос» уже слабее... И с каждым разом глуше и глуше. А дальше... дальше то же самое, что с дорогой от дома до работы. Многократно повторяющееся действо - как не требующее анализа - мозг переводит из области сознания в подсознание. Когда мы утром торопимся на работу, множество действий выполняет «на автомате», не анализируя и не фиксируя их в памяти... А потом, едва втиснувшись в переполненную маршрутку, лихорадочно вспоминаем: выключен ли утюг? Заперта ли входная дверь? Хотя и утюг выключен, и дверь заперта - но мозг это не анализировал и не фиксировал. На этом, кстати, паразитируют все рекламщики. «Сковородка «Кефаль» думает о вас!» Повторите сотню раз подряд - и человек сам начнёт думать, как сковородка.
Пятая особенность: человеческая лень и изменившееся отношение к труду. Сейчас труд оскорблён и унижен. Быть вором - почётно, трудиться - позор! Социальная иерархия выстроена по принципу воровства, богатства и безделья. Сейчас те, кто трудится, особенно в товарном производстве - самые презираемые. Это социальное дно. Человеку, в общем-то, не так важно богатство, как место в стае. Обыватель попросту не может вообразить общество с иным принципом социальной иерархии, определяемой именно трудом. Зато все более-менее хорошо представляют историю СССР: там постоянно приходилось напрягаться в ударном труде. То ликвидация разрухи, то Первые Пятилетки, то послевоенное восстановление, то «планов наших громадьё»... Вот, обыватель и проецирует, механически, нынешнюю социальную иерархию на свои представления об СССР. Коль при социализме надобно трудиться - ему страшно оказаться на самом низу социальной пирамиды. И, вдобавок, «потеть вредно». На худой конец, лучше торговать, чем работать.
Шестая особенность: люди завистливы! Вот, живёт на свете: «...Бунт не возглавил, Отчизну не прославил - капитан бравый, но отставной...» [В. Щербаков]. Живёт - и мучается мировой несправедливостью. И рухнувшими грёзами юности. Место сего обывателя в социальной иерархии - в лучшем случае, на вершок от кафеля. Жизнь - уж на закат. «Война и Мир» не написана, ещё одна Антарктида - на глобусе не поместится. За диссертацию браться - уж смысла нет... Только счастья, что тихо ненавидеть, кто чего-то добился, успел в жизни. Людишки сии нынче именуются «гопники»: не могут возвыситься сами - стремятся унизить других. (И тем вернуть утраченный душевный комфорт!) Но унижать «ныне царствующих» - обыватель со страху обделается так, что стирального порошка не хватит. Ненавидеть мировых злодеев, Гитлера-Муссолини - так обыватель и без того чувствует моральное превосходство. Здесь же и оправдание собственной ничтожности: «Я ничего в жизни не добился, потому что честен. А честным нынче ходу нет!» Понятно, тонны лютой ненависти достаются тому, кто и честен - и в жизни своего добился. Здесь И.В. Сталин - первейшая кандидатура для ненависти. «Он самому Гитлеру шею сломал - а ты чего в жизни добился?» У гопника - моментально синдром лютого душевного дискомфорта. От коего нет иного лечения, кроме как вывалять в грязи всеобщего кумира: «Зато Сталин по утрам младенцев кушал - а я гуманный!» Навозные мухи обывательского мышления с аппетитом пожирают любую пропагандистскую падаль. Грязнее - вкуснее. С «упыря Сталина» перелетают на «палача Берия», жужжат и вьются над «мясником Жуковым» - пока не будет обгажено всё наше прошлое. Это ложь - обыватель понимает, что ложь! Но приятно щекочет самолюбие, а что приятно слышать - зачисляется в непреложные истины. Поразительно: обыватель завидует и рядовым солдатам Великой Отечественной! Кто нынче - в лучшем случае, немощные старцы, терзаемые дряхлостью и мучительными хворями. Но у них была великая война и великая победа. Они смели и в разведку, и в штыковую... А тут - полный ноль, который не смеет даже плохо подумать о непосредственном начальничке... Таком же нуле, между прочим. И какая, на фиг, разведка!
Вот эти навозные мухи так широко разнесли миф о «шестнадцати миллионах немок, изнасилованных Красной Армией» (Причём танкисты насиловали, не вылезая из танка, прямо через специальный люк в днище. Конструктор Т-34 Кошкин именно для того в днище люк предусмотрел, чтобы через него 16 млн немок в Берлине... ну, Вы поняли... ). Мы долго не могли понять причину массовой ненависти к И.В. Сталину - в общем-то оставшемуся в безвозвратно ушедшей эпохе. Столь яростные эмоции - хотя из гроба уж не встанет, и ничего худого не причинит... К открытию подтолкнула некая старушка, брызгавшая слюной и ядом на... Пушкина. Да-да, на Александра Сергеича, великого русского поэта: «Пушкин был сифилитик!» - «Но с чего Вы взяли?» - «У него осенью была Болдинская осень, а у сифилитиков всегда осенью обострение» - «????»
Седьмая особенность: «все через эмоции!» Эмоции в фауне стали настоящей революцией в «информационных технологиях» Юрского периода. Среди чешуйчатых, рогатых и клыкастых драконов вдруг появились, совсем на них не похожие, маленькие симпатичные зверьки. Они владели потрясающей способностью оставаться тёплыми, не взирая на погоду, рожали живых детёнышей, вскармливали их собственным молоком - и они обладали эмоциями. Эта четвёрка свойств дала млекопитающим потрясающее эволюционное преимущество. И способность к эмоциональному восприятию сыграла важнейшую роль. Эмоции позволили упорядочить информационную свалку, свойственную мозгу рептилий, и дали толчок взрывоподобному росту интеллекта. На войне побеждает не тот, кто физически сильнее - а тот, кто быстрее думает. Млекопитающие выиграли эволюционную войну против рептилий. Динозавры вымерли - развитие млекопитающих увенчалось появлением Человека Разумного. Полный успех!
Но это преимущество играет скверную шутку, если обратить его во зло самому человеку. Ведь разум, сознание - это недавнее приобретение. Собственно человеческого в мозге - его кора. А больше половины объёма - общие со всей «роднёй» отряда млекопитающих. Поэтому эмоциям дан намного больше «вес», нежели разуму, в принятии решения. И если ухитриться вызвать у жертвы ложную эмоциональную реакцию.
Собственно, всё искусство, музыка, литература - служат тому, чтобы вызвать у адресата эмоциональный отклик, настроение, требующееся автору. Но до сих пор искусство предназначено было «сеять разумное, доброе, вечное». Но теперь в воровском ремесле произошла настоящая революция: силу искусства направить во зло людям, для их оболванивания и ограбления. Это - первое серьёзное усовершенствование буржуазной пропаганды после Йозефа Геббельса.
Нынешние «политруки» из архикоммунистической партии Украины твердят о «25-ом» кадре (вмонтированном в безобидную телепередачу и транслирующемся сверхкороткий промежуток времени - разум не фиксирует, и содержимое беспрепятственно проникает в подсознание). Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это - нет достоверных данных. Но, на наш взгляд, и без «25-го кадра» волшебной силы искусства (кино, литературы) вполне хватает для манипулирования массами. Достаточно воздействовать на жертву некоторое время, чтобы вызвать у неё желательный эмоциональный отклик - и тем подчинить её волю. Сильные эмоции всегда подавят слабый глас рассудка.
Восьмая особенность: отношение к социализму, как к помеси христианского рая и туристской путёвки в Таиланд. Воображение обывателя наделяет социализм сказочными чертами - а потом предъявляет претензий: отчего социализм не похож на сказку? Некоторые полагают, что социализм - это наземная материализация христианского рая. Где всё идеально, царит изобилие и счастье. Ряд товарищей наделяет социализм чертами господа-бога, творца Вселенной, вменяя в обязанность ещё и переделывать, улучшать людские души - обращая грешных и падших в архангелы небесныя. Ну, а там где социализм и вправду «не соответствует» мечтам о рае - к социализму выдвигаются такие претензии, как к туристической фирме, продавшей путёвку в Таиланд, и подавшей на обед на один банан меньше, чем указано в договоре.
Товарищи дорогие! Социализм - это не бог! И даже не человек. Сам по себе, социализм - это научная теория (построения социально-справедливого общества). Это - орудие, инструмент. С его помощью можно преобразовать мир, построить общество на разумных, гуманных началах. Но кто-то должен строить! Ещё ни один молоток в мире сам по себе не вскочил и не забил ни единого гвоздя. И социализм, сам по себе - сущность пассивная, непременно требующая приложения человеческих рук и разума. Все претензии к социализму, бывшему в СССР - это претензии к тому, что его криво построили. Существенное: социализм, сам по себе, не исправляет людские души. Мы вполне согласны с евангелистами: человек грешен! Человек слаб! Но социализм имеет дело только с тем человеческим материалом, который наследует от капитализма. Социализм - не бог, исправлять души не может. Он создаёт условия для воспитания людей, для улучшения морали и роста культуры. В этом его огромное преимущество перед капитализмом. Который тоже орудие, инструмент. Инструмент для пробуждения самых низменных, животных черт в человеке. Лжи, насилия и воровства.
Но обыватель воспринимает социализм именно как субъект, наделённый сверхъестественными способностями. Как бога! И предъявляет претензии касательно несовершенства Вселенной, именно как к богу. «Упырь-Сталин устроил голод на Украине»... «Усатый людоед организовал репрессии 1937 года». Во-первых, это ложь. А во-вторых, даже если это было бы правдой - что меняется? Кто сказал, что Сталин сотоварищи восстанут из гроба? Кто сказал, что восстановится СССР - такой же, как в 1930-е? Кто сказал, что ещё хоть раз, до конца Вселенной, повторятся «репрессии» или «голодомор»? Тот Советский Союз - дело рук конкретных людей, живших в ту эпоху, и уникальных исторических обстоятельств. Но от них остался лишь могильный прах да строчки в книгах. Теперь - другие люди и совсем иные обстоятельства. Если что и повторится, так это главный принцип социализма: «от каждого по способности - каждому по труду», да общественная собственность на средства производства. Всё остальное будет по-другому.
Ещё смешнее претензии к социализму, как к турфирме, продавшей путёвку в Таиланд: «Вот в путёвке пишется: «всё включено», а в столовке мне дали на один банан меньше». Ребята, а вы за «путёвку» заплатили? Уплачено, как раз до вас. 20 млн чел. на войне головы свои сложили именно затем, чтобы вы никогда не знали ужасов капитализма, безработицы, эксплуатации, нищеты. Если вы сами, добровольно и задаром, как лохи последние, подарили великую страну кучке урок - какие претензии к социализму! Теперь кушайте ваш капитализм, да не забудьте помаслить его безработицей. Приятного аппетита!