Настало время начать повествование о наших летних краеведческих путешествиях. Многое из того что планировалось ранее уже реализовано и будет в ближайшее время описано в моём дневнике. Я начну описание с прогулки, открывшей наш летний краеведческий сезон. Это была пешая прогулка длиной 23 км, в поисках... грубо говоря в поисках истоков воды бьющей из бронзовой пасти льва, разрываемой Самсоном в Петергофском Парке, прогулка с осмотром самой мощной в мире фонтанной системы.
19 и 21 мая мы уже посещали Голубое озеро в верховьях Шингарки, уже тогда в дневнике я писал, о том, что загорелся идеей осуществить это путешествие, но долго не решался на это из-за полученной в июне травмы ноги. В июле растянутые связки уже заживали, но вместе с тем боль ощущалась ещё довольно неиллюзорно и становилась тем сильнее, чем дольше я подвергал ногу нагрузкам. Тем не менее я решился на этот пеший переход.
Всё путешествие я условно разбил на три части -
1. Луговой Парк (Самсоновский водовод, Озерковый район). Отмечена красным цветом. (3 км);
2. Луговой Парк (Бабигонские высоты), Старопетергофский Канал. Отмечена жёлтым цветом. (14 км);
3. Шингарка. Отмечена голубым цветом. (6 км).
Первой части будет посвящён мой сегодняшний пост.
9 июля в 10 утра мы с двумя моими коллегами высадились с поезда на вокзале в Петергофе.С утра я чувствовал себя уставшим и голодным, то есть явно не в форме, и старался не думать о предстоящем, просто тащился вперёд.
Это вокзал "Новый Петергоф". Он создавался, как пышное завершение железной дороги. Так, в одном из своих проектов, его создатель, А. Бенуа, думал даже cделать его тупиковым. Здание вокзала создавалось в 1754-1857 году и было завершено к открытию Петергофской железной дороги. Под него заходили два пути, против которых с внутренней стороны устроили платформы. Решённое в готическом стиле, и увенчанное четырехъярусной башней, напоминающей кремовый фонтан, оно и по сей день радушно приветствует гостей, прибывших в столицу фонтанов, всем своим обликом подчеркивая ее блеск.
С тех пор оно дошло до наших дней без изменений, однако, очевидно с 1933 года, в связи с электрификацией линии, платформы удлинили, и поезда стали останавливаться снаружи. Однако, входе последней реконструкции перронов, в связи с трехсотлетием Петербурга, асфальт на платформе заменили плиткой, и, к сожалению, убрали фигурные навесы, защищающие от дождя.
Сам дворцово-парковый ансамбль мы решили не затрагивать. Это отдельная большая тема, и когда-нибудь я её обязательно подробно рассмотрю в этой краеведческой рубрике своего дневника. Осмотр канала мы начали с пересечения его с железной дорогой.
Принцип действия петергофской фонтанной системы - в использовании разницы уровней, на которых расположены пруды и фонтаны. В Петергофе нет водонапорных сооружений и насосов. Вода идёт по каналу самотёком.
Пётр I поначалу считал, что для продолжительной работы хватит вод ближайшего Охотского болота. В результате пришлось искать новые источники, которые обнаружились в 25 км от Верхнего парка, на Ропшинской возвышенности, в окрестностях деревень Забродье, Хабино и Глядино. В результате получилась очень сложная система: одних только накопительных прудов - 24.
Длина всех каналов составляет сегодня 40 километров, площадь восемнадцати прудов-водохранилищ с объемом воды более 1300 тысяч м3 - около 100 гектаров; для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды в системе построены двадцать два шлюза (из них шесть двойных). Общая протяженность проложенных в Нижнем парке и Верхнем саду труб, подводящих воду к фонтанам, достигает 14 километров.
Трубы Самсоновского водовода. Находятся под защитой государства. Оно и видно - 10 из 14 км этих труб, проложенных ещё в 1755-1769 гг., находятся в критическом состоянии, и более того через несколько лет Петергофские фонтаны просто перестанут существовать. Но пока фонтаны бьют, туристы приносят какой никакой доход, никому до этого разумеется нет дела.
Уникальность Петергофской фонтанной системы в том, что она самая мощная в мире: 30 600 кубометров воды в секунду при действии 10-12 часов ежедневно.
Парк, например Версаля, в отличие от Петергофа, был создан на низком болотистом месте. Все было сделано заново, включая перепады рельефа, водоемы, зеленые насаждения. Большой выдумки стоило устройство множества фонтанов и организация подачи воды при помощи специальных водоподъемных механизмов. Фонтаны Версаля маловодные и гораздо менее разнообразные, нежели петергофские. Так, большинство фонтанов - водопадного типа или каскады, где вода просто струится вниз по ступеням или чуть наклонной стене.
Фонтанов водометного типа со взмывающими в небо мощными струями очень немного. Практически все скульптурные группы Версальского парка создавались таким образом, чтобы не терять выразительности при выключенной воде, и все из-за ее нехватки.
Версальские фонтаны действуют с апреля по начало октября, то есть примерно тот же календарный промежуток, что и фонтаны Петергофа (с конца мая до начала октября), но лишь по субботам и воскресеньям и всего 1-2 часа в день.
На сегодняшний день сложилась удивительная ситуация: система снабжения петергофских фонтанов де-юре никому не принадлежит. Некоторые ее компоненты числились за «Водоканалом», который от них недавно отказался. Из Росохранкультуры пришел документ, в котором в виде предположения высказывается мысль, что собственность должна быть у заповедника. А пока идут чиновничьи споры, 16-километровый Старопетергофский канал совсем обмелел.
В советские времена стандартная глубина составляла 80 сантиметров, а сейчас и 20 не везде наберется. Был случай, когда какой-то грузовик выбросил в канал полный кузов строительного мусора. И это тут же нарушило нормальную работу фонтанов.
Начало нашей прогулки подразумевает проход через Луговой парк. Он делится на три района: Никольский, Озерковый и Бабигонский. На территории парка расположены пруды: Никольский, Самсониевский, Орлиный, Руинный, Круглый, Мельничный, Сапёрный, Бабигонский, Церковный. Купаться в них, к сожалению, запрещено. Вообще, на сегодняшний день сегодня в Петергофе ни один городской пруд не является пригодным для купания.
На берегу Никольского пруда раньше стоял Никольский сельский домик - двухэтажная изба, обставленная всякой крестьянской утварью. Сейчас он лежит в разобранном виде на складе. Предполагается его восстановление на прежнем месте.
Мы прошли Никольский район парка по Самсоновскому водоводу, и выходим в Озерковый район.
Любителям игры Diablo этот объект покажется до боли знакомым.
Какой-то саркофаг. Под ним, судя по всему, находится какой-то важный элемент гидротехники парка.
А вот показался Розовый павильон.
Построен в 1845 - 1848 гг. А.Штакеншнейдером в Луговом парке на дамбе, почти окружённой тремя водоёмами: Самсониевским бассейном, Большим круглым и Мельничным прудами, соединёнными между собой, являлся одной из построек, выполненных по воле и при непосредственном участии Николая I, который любил устраивать многолюдные петергофские маскарады в день рождения императрицы Александры Федоровны в Большом дворце.
Розовый павильон был искусно оформлен в стиле древнеримских вилл и нес в себе все типичные черты штакеншнейдеровского стиля - боязнь симметрии и стремление к живописности. Он состоял из двух одноэтажных объемов, соединенных небольшой галереей, и высокой трехэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера, служившей главной видовой площадкой этой части парка.
Главный вход был украшен открытым портиком, навес над которым поддерживали гермы (четырёхгранные столбы с изображением голов наверху) из серого сердобольского гранита, выполненные скульптором А.И.Теребеневым (автором статуй атлантов Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
Портик закрывался плющом, и внутри него, в зелёном полумраке, возвышалась прекрасная статуя итальянского скульптора Баруччи “Спящая нимфа”.
В наружной нише была помещена бронзовая фигура императрицы Александры Федоровны работы Л.Вихмана (копия с мрамора, находящегося в Зимнем дворце).
Необычайную поэтичность придавала зданию и примыкавшая к нему трёхэтажная башня с открытой террасой наверху.
Башня играла роль своеобразного ориентира парка, а терраса выполняла функцию смотровой площадки.
Перед южным фасадом находилась пергола из шестнадцати монументальных герм серебристо-серого гранита, исполненных А. И. Теребеневым, и полукруглая гранитная терраса с решеткой. Здесь устроены затворы труб, подводящих воду к “Самсону” и "Нептуну".
Это перемычка между Самсониевским и Большим Круглым прудами.
Сад, разбитый вокруг павильона, поражал изяществом цветочных газонов, мостиков, террас у прудов, богатством скульптурного украшения.
К югу от павильона находилась живописная беседка увитая зеленью.
В годы Великой Отечественной войны Розовый павильон был разрушен. Пергола, другие произведения малых форм и скульптура утрачены, башня разрушена. Из всего декоративного убранства павильона, возведенного в 1848 году, сохранилось несколько герм-колонн, завершенных женскими головами. Однако в наши дни уже и их не осталось.
Далее наш путь лежит через Бабигонский район Лугового парка. Пока что пройдено всего три километра, о следующих двадцати я напишу в следующих постах.