"Таблички" персонажей

Feb 08, 2012 08:16




«Зубы не хотели сходиться вместе».
Из рукописей начинающих авторов

Мы начинаем серию постов, с рассказом про "таблички" персонажей. Наша основная цель, не столько рассказать: вот такие они бывают, берите и используйте", сколько дать возможность коллегам увидеть: почему эти "таблички" именно такие. Из-за чего разработка персонажа для этого произведения была построена именно так.
Начнем с простого.
Разовый персонаж для сценария сериала

Контекст создания этой схемы для персонажа вот какой: мы пишем серии для детективного сериала. Написав первый вариант сценария и отправив его редактору мы получили замечания: что доработать, что вызывает вопросы и т.д. И, сев перерабатывать (еще не сценарий, еще заявку) мы поняли, что системная проблема - недопроработанность персонажей! Увы и ах! После всех наших студий, после всего, что мы придумали для себя и для других - стоило лишь перейти из формата в формат -- навык разрушился (кстати, четкое указание, что он - недостаточно сформирован).

Сразу было понятно, что форматы разработки персонажа, который мы придумывали для романа или использовали для рассказов тут не подходит. Пришлось чертить новую табличку.
Вот логика размышлений во время ее создания...

ФИО - понятно (отчество не нужно, в серии этого персонажа с отчеством называть не будут)
Возраст - нужен для подбора актрисы + много что определяет в поведении характере
Дальше - самая критичная часть таблички, придуманная специально для этого проекта.
Цель в истории - пожалуй самый важный пункт в табличке. И, да, мы всегда говорили. что надо об этом думать, но... перейдя на сценарии - забыли (для ряда персонажей). Почему это важно - цель (во всей) истории? Сценарий (особенно сериала) сверх-действенное произведение. Здесь нет места рефлексии, нет возможности для пауз и т.д. А что ведет персонажа к действиям? Цель! И именно она. И когда мы начинает эпизод за эпизодом, сцена за сценой прорабатывать, перерабатывать сценарий, то именно вопросы: "Как герой борется за свою цель?", "Приближает его сцена к ней или отдаляет?", "Какой тут конфликт (а это всегда конкретное преломление целей героя и антагониста)?"- именно эти вопросы и двигают нас по сценарию, помогают его дорабатывать. Повышать его "связность".
Ресурс - А вот это получились две максимально сжатые характеристики персонажей (и следующая). Персонажи в сценариях сериала - одномерны и несложны (законы формата). И решают проблемы они - за счет одного ресурса.
Ограничение - и мешает им (внутри себя) - одна проблема. Конечно, такой персонаж - это всегда карикатура. Но! Именно карикатура нужна, чтобы зритель мог следить за событиями в сериале, одновременно разговаривая по телефону, бегая на кухню к плите, укачивая ребенка...

Как используются эти пункты при разработке сценария. Наша героиня - жертва, которую преступник хочет использовать, чтобы добраться до улик, хранящихся у нее на работе. Ему надо, чтобы она вышла на работу в вечернюю смену. А героиня не может этого делать, поскольку каждый в это время она ходит гулять с собакой (все время меняется сменами с коллегами). Тогда преступник убивает собаку...
Предположим у нас есть сцена, когда (после смерти собаки) мама (на костылях) уговаривает дочь, что та должна больше времени проводить со своими сверстниками, ходить на танцы, что ли... (У мамы цель - сделать дочке "хорошо" - в ее понимании). Вот уже и конфликт понятен: мама (из лучших побуждений) гонит дочку из дома, а та (из лучших побуждений) хочет быть с мамой... А чтобы сказать, как будет развиваться диалог, те пять реплик - мы как раз и смотрим на Ресурс и Ограничение персонажей. Понятно, что "выигрывать" в этом диалоге (т.е. приближаться к своей цели) персонажи будут тогда, когда они используют ресурс. А "проигрывать". когда дргой персонаж попадает на их ограничения. Т.е. пока мама апеллирует к "пользе для дочки" - та уворачиваясь находит все новые и новые причины, чтобы никуда не идти. А когда мама в сердцах говорит что-то типа: "Да ты только о себе думаешь!" (несправедливо, конечно, но из лучших побуждений), вот тут-то защиту нашей героини и пробивает. И та убегает из дома, но ведомая чувством вины идет на танцы -- а на свою работу...
Как диалог обретает подтекст - тема для отдельной статьи, а пока просто хочется отметить - набор: Цель, Ресурс, Ограничения, оказался минимально работающим.

Отношения с другими персонажами - этот пункт в табличке появился, как подспорье при переходе от сюжета к поэпизоднику. Мы его заполняли, когда сюжет все-таки "выкристаллизовался". Дело в том, что разработка сценария сильно отличается от разработки рассказа, к примеру (не смотря на то, что по объему они могут быть сравнимы). Главное отличие, что сюжет и персонажи бесконечно трансформируются в процессе обсуждения будущего сценария. За 4-6 часов, которые нужны чтобы дойти до финального сюжета это происходит 5-10 раз. И в конце этой работы хорошо бы зафиксировать -- где мы ставим финальную точку.
Характер - думаем тоже понятно, зачем этот пункт нужен. В том числе и режиссеру, когда он будет подбирать актеров.

Следующие два пункта - технические.
Описание - важные факты про персонажа.
Примечания - все что не попало в прочие пункты.

Надеюсь, что раскрытие нашей логики поможет вам задуматься: а как вы сами персонажей разрабатываете?

1. Имя, возраст: Марина Линева, 22 года.
Цель в истории: помочь Маме пережить смерть собаки и прочие неприятности. Ресурс: самопожертвование. Ограничение: не умеет жестко отстаивать собственные интересы.

Отношения с другими персонажами:
Дочь Варвары Михайловны. Ставит долг перед матерью выше собственных интересов, даже когда мать возражает.
Влюбляется в Бориса. Рвется между чувствами и долгом. Для нее крах мира, когда выявляется его предательство.

Характер: честная, ответственная, воспитанная. Не предполагает в людях коварства, злые поступки оправдывает незнанием.

Описание: Работает в технической лаборатории лаборантом.
Примечания:

герой, писательский инструментарий

Previous post Next post
Up