«Он давно не притрагивался к табаку и глубокие вдохи никотина не дали ему расплакаться».
Из рукописей начинающих авторов
Мы снова с вами в этом новом году. Думали, с чего начать (с учетом затянувшихся из-за всякого-разного каникул)? С тайм-менеджмента? (Был у нас такой коварный план.) С глубоких размышлений о судьбах литературы? С описания необычных подходов к творчеству? С глобальной концепции, принятие которой может навсегда изменить вашу жизнь?
Но решили поступить и проще и практичнее. Первый пост в этом году - конкретный прием, который поможет вам лучше продумать свой роман (рассказ) и/или понять как доработать сюжет.
Итак, назовем этот прием:
Проявление черт персонажа
Не важно, на какой стадии проработки находиться ваше произведение, главное, чтобы вы ярко представляли героев. Предположим вы продумали своих основных персонажей в соответствии
с нашими рекомендациями и определили пять их ярких черт. Что дальше? (Вам стало проще писать в целом, да.) Теперь надо задать ключевой вопрос: В каком событии внутри произведения каждая из этих черт максимально ярко проявится?
Поясним.
Если ваш герой храбр - какая ситуация заставит его проявить эту храбрость? Насколько эта ситуация интересна, сложна для героя, очевидна для восприятия? Если ваш герой нерешителен - в какой ситуации эту нерешительность увидят читатели? В каких действиях (которые он не совершит, но от него их будут ожидать) проявится то, что он - нерешителен?
Здесь важны две вещи: это - действия; это - внутри пространства текста.
Почему мы говорим именно о действиях героя (и о ситуациях, в которых герой раскрывается)? Почему мы подразумеваем, что раздумья, внутренний монолог, описания персонажа и т.д. - недостаточно раскрывают его? Только ли потому что мы в первую очередь думаем о литературе жанровой? Только ли потому, что мы видим частые ошибки начинающих (и продолжающих) авторов? Да - эти причины важны. Но есть и еще одна, наиважнейшая. Действия (и события) связывают героя и структуру текста (сюжет, если угодно). И ничто другое - нет.
Итак, ответив на вопрос: "Какие события проявляют качества героя?" - мы создали единое пространство герой-сюжет. А поскольку речь идет обо всех более-менее значимых персонажах - мы поняли, каково будет событийное пространство книги.
Но тут авторы начинают облегчать себе жизнь. Они выносят важнейшие события, характеризующие героя за пространство текста. Они пристраивают эти выборы куда угодно, только не в основной сюжет повествования: флэшбэки, истории из прошлого и будущего, сны и размышления как бы я(герой) себя повел если... Мы тоже этим грешны. В нашем романе, самый важный (и яркий) эпизод, характеризующий фобию героя перед собаками - в его прошлом (относительно происходящего здесь и сейчас). Почему? Потому что сложно все непротиворечивым образом вплести в ткань повествования.
Но если вам это удастся - читатели будут благодарны. Точнее - они не смогут оторваться от вашего романа.
Ах да! Еще это хороший метод разработки будущего произведения. Набрасываете персонажей с их чертами, а потом события, которые эти черты раскроют. Вот уже и половина сюжета готова...