Пример структурного разбора. Часть 4. Вымысел

Aug 26, 2011 10:04




«...он увидел под сиденьем водителя кусок армейского костюмного ботинка. Он был отрезан сильно вдоль, поэтому пол ботинка тоже было рассечено. И он был не пустой. Под ним виднелась засохшая багровая лужа».
Из рукописей начинающих авторов

Предыдущие части разбора
Часть 3. Конфликты
Часть 2. Герой
Часть 1. Фабула
Разбирается рассказ Анны Смольской «Четвертинка».

Фантэлемент (Вымысел) - Мир и Судьба

Основные проблемы с вымыслом - его может быть слишком мало или, напротив, слишком много. Вымысел - это приправа к вашей идее, позволяющая ее проявить максимально выгодным образом.

Для проверки достаточности / неизбыточности фантэлемента есть простой тест: уберите мысленное его из текста. Что теряет рассказ? Может ли он без этого вообще существовать?
Что в вашем тексте тот необходимый и достаточный вымысел, без которого рассказ ломается? Человеку предложили довести некий груз и пообещали им же (четвертью груза) расплатиться. А выясняется, что он везет четырех женщин… Все. На этом необходимая фантастичность заканчивается!!!
Можно ли эту историю рассказать в абсолютно реалистичном антураже, без этого псевдо-НИИЧАВО и графа Дракулы? Да запросто! Более того, помещенный в реалистичный антураж, рассказ много бы выиграл! А кто эти женщины… да, положим, домашний театр. Или группа психотерапевтов, которые лечат от потери смысла жизни. Или… Понимаете?
Остальные части фантэлемента во многом запутывают читателя, что мы постараемся показать далее. И не то чтобы они плохи - их слишком мало или…

Вообще, говоря о вымысле нужно иметь в виду одно слово: «решение». В драматургии это некий элемент, который придает стандартной, в общем-то, ситуации элемент новизны. Мы попробуем проиллюстрировать, почему с этой точки зрения не все хорошо.

Заметим, что фантэлемент распадается на две части: относящийся к фабуле - «мир», в котором происходит действие; и относящийся к герою (героям) - допущения, которые объясняют, почему именно с этими людьми происходит такие события - «судьба».



Ситуация
Мир
Судьба
Вопросы к фантэлементу

0
Знакомство с героем
Дворовой, но - телефон… получается не очень понятная сумятица. Что же за это за мир*: наш с элементами волшебства (НИИЧАВО) или условно волшебный, пропитанный насквозь магией.
Хвост Тигры, который сначала воспринимается как хвост Дракона, т.е. игра словами и понятиями - отличное решение!
Дворовой… не ловится сразу и не поддержан дальше.
Вообще редкий случай - с точки фабулы все нормально, а фантэлемент требует большей подготовки (смотри *)

1
Герой получает неожиданное задание…
Джинн… курсовая о похищении принцесс… и заказ-наряд.
Он герой, ибо сдерживал джинна и на этом «сломался»… а на самом деле обычный парень, с прозвищем, хотя почему он такую тему выбрал?
Все-таки диссонанс в рамках мира, хотя и не сильный. А вот «жил» бы такой мир (со столь скупыми вводными) если не было бы «Понедельника…» вопрос

2
…с сюрпризом…
Демоны, охраняющие склад, и заведующий, не любящий компьютеры (а почему?), и сургучные печати… и Фольксваген
… (практически ничего не раскрывает характера героя, растерянность не в счет)
Проблема. Если Дракон - прозвище, то Дракула?.. Не понятно и это - очень плохо.

3
…с еще и не одним сюрпризом.
Призраки… Прохождение сквозь стены… Транспортировка магических объектов… Поведение призраков, как обычных людей (тоже допущение). Необычная машина, но необычность скорее не от магии, а от странной механики (такое впечатление).
… (практически ничего не раскрывает характера героя, раздражение не в счет)
Почему призраки = джинн? Почему призраки - материальны, только ледяные? Из какой мифологии? Ведь нематериальность - отличительная черта призраков в принципе…
Главное - несовпадение между машиной и магией ***

4
Встреча со страхом? Встреча, но с чем - не вполне ясно, что это для героя.
Дракула
Статус призраков у Дракулы - гости?

…(герой принимает решение, но никаких допущений про него не требуется)
Кто же такой Дракула - остается нераскрытым. Силы зла? Почему он служит в той же организации? Он все-таки вампир или… Непонятно ничего и это проблема.

5
Герой отказывается от «положенного» вознаграждения и оказывается… с чем?
...
...
...

6
У героя есть выбор оставаться на прежнем месте или идти в новое подразделение…
В этой организации нормой является «проверка» сотрудников через провокацию!
...
нет

* Если это наш мир с элементами волшебства, то должна быть подготовка: много-много банальной реальности, а потом бац! и яркая деталь, дающая понять, что все не так просто. Если, напротив, это магический (условный) мир, то надо дать детали, вводящие читателя в него. Нужна подготовка для создания атмосферы, в которой все происходит. При этом пропадает игра: Дракон и (не) его хвост.

** Проблема: мы уже почти привыкли к миру, где нужно заговоренным мхом конопатить щели, но… машина ведет себя не как магическое устройство, а как сложно механическое! И мир снова рассыпается. Целостность пропадает.

На самом деле структура фантэлемента характерна скорее для «фанфиков», т.е. многое «поставлено» на то, что читатель достроит мир сам! А это - не очень хорошо… Ощущение в целом, что мир продуман не до конца и внутренне противоречив, требует разворачивания. Та же ситуация с Дракулой - отсылка к культурному контексту… запутывает логику. Еще важный момент: в одном пространстве: джинн, Дракула и призраки (материальные). А еще разумный тюнингованный Фольксваген. Что это за мир, что за место? - нет ответа.

Второе. Обратите внимание, насколько мало вымысла про героя! Насколько мало «объяснений» почему именно с ним случилось ТАКОЕ. Это - грустно.

Разбор закончен.

В завершение цикла
Если описанный подход поможет вам чему-то научиться - мы будем рады. Но, мы уверены, для этого нужно самим разобрать пару-тройку рассказов по описанной методике. Позже она уже не понадобится (или понадобится лишь время от времени).

Словом, вам - слабо?

сюжет и структура, технические приемы, писательский инструментарий

Previous post Next post
Up