Размышление над покаянием

Mar 17, 2017 23:55


Из интервью в связи с концертом-размышлением "Февраль 1917":
"...совершенный грех без покаяния не перестает тяготить не только согрешившего, но и его потомков. Многие понимают покаяние однобоко, представляя лишь картины Тициана, Рубенса с рыдающими людьми. Но покаяние - это в первую очередь ненависть к совершенному злу, к греху, и нежелание этот грех повторять. Очень важна обращенность вовне. Совершенный грех в наше время нельзя искупить слезами или самобичеванием, но его можно искупить активным добром" (Юлий Ильяшенко)
"Первое, что должен сделать всякий, особенно церковный человек, которому небезразлично происходящее в нашей стране - признать совершенное зло злом и принести в нем покаяние, независимо от того, причастен ты лично к нему или только наследуешь его страшные последствия и, может быть, сам от них страдаешь, боишься их, не знаешь выхода, растерян, подавлен. Это все последствия этого зла, и значит, всем надо каяться" (священник Георгий Кочетков)

Этим, наверное, сказано все самое главное. От себя добавлю только, что советская совковость сидит в нас намного глубже, чем нам кажется. Сама революция, породившая эту совковость и уничтожившая все, что могло помешать "ковке" "нового человека", тоже не взялась с потолка.

Недавно читала статью Федора Степуна "БОЛЬШЕВИЗМ И ХРИСТИАНСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИЯ". Там в главе "Дух, лицо и стиль русской культуры" он, продолжая мысль Шпенглера о том, что особенности любой культуры можно объяснить через ту природу, в которой данный народ живет, готоворит о том, что природа России имеет свои уникальные особенности, которые, безусловно, повлияли на руский характер: это - бескрайние просторы с очень разными ландшафтами в разных частях страны, которые дают ощущение бескрайности, бесконечности, когда желанно не то, что имеешь, а то, что за горизонтом. Один мой друг вспомнил, что крестьянские дворы на его памяти всегда имели забор с трех сторон, а с заднего двора забора не было. Надел имел границей горизонт...

Федор Степун пишет: "...Если попытаться понятийно определить бросающееся в глаза различие между западно-европейским и русским ландшафтами, то можно, однако с некоторыми оговорками, сказать: южно- и западно-европейский ландшафт - это полнота формы на теснейшем пространстве, русский - это в бесконечность излучающаяся бесформенность. С помощью этого тезиса мы глубоко проникаем в проблематику русской души и русской культуры."Результат - отношение к своему имению и к своему труду:
"Пыльные проселки, идиллические полевые дороги, медленные реки, а также всё созданное руками человека - покрытые соломой деревянные избы, трясущиеся мостики... Всё невзрачно, всё построено и поставлено приблизительно и наскоро из материала, какой был под рукой. Ничто не пленяет взгляд, ничто не насыщает, не слепит его. Голодный и свободный блуждает он вокруг, уходя практически от каждого дерева и куста, каждого забора и крыши навстречу горизонту. <...>
Ввиду того, что русский крестьянин никогда не был суверенным хозяином своей земли, он не научился о ней заботиться с самоотверженной любовью и добросовестностью. Как кочевой колонизатор он пользовался ею хищнически; как крепостной обрабатывал он землю барина без любви и осмотрительности. Он делал "из под кнута" самое необходимое, так как он знал точно - останется все как было... Целый ряд народных поговорок является тому свидетелем: "Работа не волк, в лес не убежит", "Работа дураков любит", "Хочу - работаю, не хочу - смотрю пупом в небо". Отмена крепостничества опять-таки не сделала ничего, чтобы сформировать новое отношение крестьянина к его работе."
Как сказал мой друг, не нравится эта земля - иди, ищи другую. Никто не держит, земли кругом много! Так, например, родилось казачество...

Есть внутри нас это крепостничество, внутреннее рабство, которое в свое время так радостно и открыто восприняло те события, которые сейчас принято называть русской революцией.
В этом и нужно каяться, учиться видеть и вырывать из себя эти корни страха, эгоизма, безответственности, лжи и недоверия, потому что все это - рабство. А, чтобы двигаться вперед, нужна свобода.

преступления советского режима, покаяние, #признание1917

Previous post Next post
Up