Могут ли христиане каяться за кого-то?

Mar 14, 2012 13:38

Недавно один из собеседников на форуме, прочитав слово "О покаянном братстве и значении выcшей совести старших в нем", которое осенью прошлого года на одном из богослужений произнес священник Георгий Кочетков, задал вопрос о том, могут ли христиане каяться ЗА кого-то?
Для него это показалось сомнительным. Особенно, если речь идет о покаянии за целый ( Read more... )

покаяние, братство, Церковь

Leave a comment

andrei_platonov March 16 2012, 15:53:49 UTC
1. Это не церковное покаяние, а кино Абуладзе. Нравственно-политическая проповедь.
2. Принимать участие в миссии Христа, быть малым из членов Его Тела - да. Но у каждого члена свое служение, мизинец - не Глава.

Это не изменение нашей жизни, а его возможность, данная Христом. Для изменения нужно личное Покаяние. Глава безгрешна, а рука из моего примера могла оказаться повинной в гибели второй руки.

Вы не правы, сравнение с отцом библейское. Все с отцом так же, мудрым отцом, любящим. Да, конечно, мы должны помогать ближнему молитвой и делом, покаяние тут ни при чем. Конечно, могут помогать другим и нецерковные люди, потому что в них тоже есть образ Божий. Сила Церкви в том, что в ней присно Агнец закалается. Милосердный самарянин помогает впадшему в руки разбойников, сам неивпадая в руки разбойников.
Христос изгоняет легион злых духов не будучи привержен ни единому. Вы раз за разом повторяете про единство молитвы и покаяния никак это не аргументируя.

3. Пророчество- откровение конкретной воли Божией, а не какой-то абстрактной "высшей совести". Что это такоеивообще не понятно.
Церковь избирает старших не для того, чтобы через них довериться Богу. Это опять не понятно что.
А для предстояния и председательства - возглавления Евхаристического собрания. Ни о какой исключительности его совести, ее принципиальном превосходстве речи не идет, ни о какой исключительности пророческого дара тоже. Переложить ответственность со своей совести на его мы не должны.
По поводу плодов все понятно, но это никак не объясняет этой странной идеи про "высшую совесть".

Про слепоту не я писал, а Михаил. Общение будет плодотворней, если обсуждать аргументы друг друга, а не третьего человека.

И Вам спасибо - за терпение.

Reply

ostr_n March 18 2012, 18:19:51 UTC
Насчет "высшей совести". Я это понимаю как то, что совесть человека часто загрязнена, несовершенна, замутнена, и вообще часто бывает под замком.
У меня регулярно случается такое, что по какому-то поводу совесть в себе заглушаю из раза в раз, а, вот, когда от другого услышишь - становится реально нехорошо, понимаешь, что дальше так уже нельзя.
Это и есть "высшая совесть". Не в смысле "наивысшая", а в смысле: та, что выше твоей. "Пусть вразумляет меня праведник - это милость, пусть обличает меня - это лучший елей, который не повредит главе моей," - говорит псалмопевец.

А насчет старших - если они нужны только для предстояния на молитве, то это тоже как-то очень секулярно. Если ты - старший в Церкви, то это не значит, что ты старший только когда в рясе и на службе, а вне - уж извините! У старшего спрашивают совета, через него Богу приносят покаяние, а, значит, через него и Божий ответ можно услышать, ведь, покаяние - не односторонний процесс, любое общение с Богом - всегда диалог.
Да, слово Божье можно услышать не только через старшего, но и через него тоже.
Да, и что значит "возглавлять Евхаристическое собрание"? Может ли каждый возглавлять это собрание, или же, все таки, такой человек должен обладать какими-то определенными качествами?

По Евангелию, конечно, старший у нас один - Христос. Если бы мы умели Его слушаться, жить так, как Он нам заповедует, не нужны бы были другие старшие... Но церковная история показала, что это очень трудно - вот и появились другие старшие.
Но, мне кажется, важно понимать, зачем и для чего мы их выбираем? Если, конечно, именно мы их выбираем...

Reply

andrei_platonov March 18 2012, 20:30:20 UTC
Насчет совести. Да почему ж она "выше"? Мы можем помогать друг другу обличением, вовсе не почитая себя выше других. И каждый может впасть, и всякий, находящийся рядом, может увидеть и помочь.
Нет никакой причины усваивать особую праведность и нравственное превосходство избранному главе общины.

Требования к пресвитерам у Павла достаточно хорошо изложены.

Вы увлекаетесь. В Евангелии не говорится, что старший только Христос. Он Сам выбрал старшего после Себя. В Евангелии говорится, что отец - один, на небесах. Вот это как раз о том, что не нужно избранных старших считать кем-то рангом высшим - отцом, обладателем "высшей совести". Вот у отца по отношению к детям "высшая совесть", в том смысле, что у них она еще не самостоятельная. А для взрослых это тупики младостарчества и ложного смирения.

Reply

ostr_n March 19 2012, 13:47:55 UTC
"Мы можем помогать друг другу обличением, вовсе не почитая себя выше других."
А я не говорила о том, что нужно почитать себя выше других. Я говорила о том, что нужно почитать ДРУГИХ ВЫШЕ себя (причем, замечу: это совсем не одно и то же, что почитать себя ниже других, ни в коем случае!)
И в этом случае христианин сам видит, кто для него, действительно, выше него, к кому он бы прислушался, даже если ему самому кажется что-то немного иначе.
И это не просто авторитет, это определенное доверие человеку, доверие в том, что кому-то воля Божья может открыться полнее, чем ему самому.

Насчет требований к пресвитерам у ап.Павла (если Вы имеете в виду 1 главу посланния к Титу), то это лишь то необходимое, без чего человек не может быть пресвитером точно! (Кстати, интересно, если обычный христианин не соблюдает эти правила, т.е. дерзок, гневлив, пьяница, бийца, корыстолюбец - он может оставаться полным членом церкви без зазрения совести? Или, все таки, это требует покаяния...)
А меня интересовало скорее то, каким он должен быть, чтобы быть выделенным среди других обычных христиан на то, чтобы стать старшим? Что его должно отличать от других хороших добропорядочных и богобоязненных христиан?

Насчет рангов я тоже ничего не говорила. Термин "высшей совести" я понимаю не как "наивысшая совесть" или то, что человек рангом меня выше, или что-то еще в этом роде, а только то, что этот человек для меня открывает волю Божью, что от него и через него я могу научиться и войти во что-то бОльшее, чем только через свою собственную совесть.
Просто, если это очевидно для меня, например, это может быть не очевидно для Вас, например. И тут невозможно доказать что-то: каждый сам определяет для себя старшего.
Беда в нашей церкви в том, что мы сами давно уже не выбираем себе старших, а в старшие выбирает нам клир тех, кого мы подчас и не знаем совсем... А если кто-то и выбирает себе духовника, как, действительно старшего, в полном смысле этого слова, то это происходит в подавляющем количестве случаев индивидуально, а совсем не церковно.
Когда в Новодевичьем монастыре происходит во время литургии очередное рукоположение, я не могу петь со всеми "Аксиос", потому что не знаю этих людей совершенно, пою только "Господи, помилуй", потому что хочется помолиться об этом новорукоположенном, чтобы он был настоящим пастырем для своей паствы, настоящим старшим для своих прихожан, а не просто ходил в храм, как на работу, втайне надеясь на то, что народу будет мало и можно будет, "отмахав" кадилом и скороговоркой "отчитав" все положенные молитвы, пораньше уйти домой...

Reply

andrei_platonov March 19 2012, 19:19:18 UTC
В Евангелии говорится "почитать других выше себя", как общий принцип общения с людьми. Со всеми. Это совсем иное, чем выбор старшего.

Выбор "себе старшего" и выбор пресвитера в церкви опять же очень разные вещи. Принципы выбора пресвитеров достаточно ясны, как я говорил. Не могу не согласиться, что они мало соблюдаются.

Я не считаю полезным выбирать себе старшего. Скорее, наоборот. Личность раскрывается в свободе.

Засим откланиваюсь. Предпочитаю общаться в неподцензурных журналах. Это не Ваша вина, а моя причуда.

Reply


Leave a comment

Up