Недавно один из собеседников на
форуме, прочитав слово
"О покаянном братстве и значении выcшей совести старших в нем", которое осенью прошлого года на одном из богослужений произнес
священник Георгий Кочетков, задал вопрос о том, могут ли христиане каяться ЗА кого-то?
Для него это показалось сомнительным. Особенно, если речь идет о покаянии за целый народ... И, действительно, может ли Церковь каяться ЗА народ, за страну?
И свой ответ ему я решила привести и здесь, в ЖЖ.
Мне кажется, что именно это и принципиально. Разделение в мире на сегодняшний день таково, что мы всех делим на себя и других. Здесь есть очень сильный индивидуалистический акцент: я - не они, а они - не я.
И потому когда говорится о покаянии Церкви за народ, то тут имеется в виду, как раз, стирание этих индивидуалистических границ: я - это они, они - это я.
Когда я понимаю, что предстою пред Богом не как отдельно взятый я, а как член Церкви, член общества, несущий в себе его радости и горести, его раны - тогда я могу каяться ЗА других, потому что это и есть покаяние ЗА себя.
Не может каяться за других только тот, кто во вне. Он лишь сторонний наблюдатель и не может вполне отвечать за них.
Кстати, такой человек и молиться ЗА других тоже не может, потому что молитва предполагает ответственность: когда мы молим Господа помочь кому-то,то это означает, что Он будет помогать в том числе и моими руками. И, принося молитву Господу, стоит об этом помнить и быть к этому готовым.
Такая картинка из личной жизни: мой папа в конце советского периода, в начале 80-х поехал в первую свою загранкомандировку в Югославию. Там он очень хорошо общался с коллегами по цеху и где-то на вечеринке его спросили: "Скажите, вы интересуетесь политикой своей страны?" Папа как примерный советский гражданин ответил: "Конечно!" "Тогда ответьте, почему вы ввели войска в Чехословакию в 1968 году?" Папа был совершенно растерян, потому что он ничего об этом не знал.
Примечательно, что несмотря на хорошие отношения лично с ним, как с конкретным человеком, вопрос ему задали достаточно строго, если не агрессивно - как гражданину страны под названием СССР.
И ему пришлось краснеть, но держать ответ.
Не так ли спросит с нас Господь, когда мы предстанем пред Ним: "Почему ВЫ не покаялись за те грехи, от которых стонет земля и вопиет ко Мне?" - и тогда нам придется краснеть, но держать ответ.
Не будем же мы повторять ошибку Адама и говорить, что, мол, мы тут не причем, что, мол, это все жена, которую Ты мне дал! Было бы глупо дважды наступить на те же грабли...
Потому лучше об этом позаботиться заранее, чтобы на суде Господь мог сказать нам: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира." (Мф. 25:34)