Могут ли христиане каяться за кого-то?

Mar 14, 2012 13:38

Недавно один из собеседников на форуме, прочитав слово "О покаянном братстве и значении выcшей совести старших в нем", которое осенью прошлого года на одном из богослужений произнес священник Георгий Кочетков, задал вопрос о том, могут ли христиане каяться ЗА кого-то?
Для него это показалось сомнительным. Особенно, если речь идет о покаянии за целый ( Read more... )

покаяние, братство, Церковь

Leave a comment

vaysburd March 14 2012, 15:16:01 UTC
Могу по собственному опыту засвидетельствовать: Можно каяться за любую группу, сообщество или даже народ, но при одном условии - что кающийся себя к этой группе (сообществу, народу) причисляет. В этом случае можно сказать: "Мы согрешили". А вот за чужих каяться бессмысленно.

Reply

mikhail_zeleny March 14 2012, 17:53:08 UTC
А вот это ты верно говоришь...

Reply

ostr_n March 14 2012, 19:41:30 UTC
Именно об этом я и пыталась сказать. Спасибо.
Штука только в том, что человек считает "своим" - тут уже зависит от веры и широты сердца, что человек может в себя вместить.

Если он может всерьез принять в себя всю трагедию судьбы народа, Церкви, хотя, может, в это время даже и не родился еще на свет, делает это "своим" - он и за это может и каяться, и молиться...

Reply

andrei_platonov March 15 2012, 19:01:12 UTC
он может говорить, что он кается, но это лишено всякого смысла.
А молиться, конечно, нужно за других. Кто ж с этим станет спорить?

Reply

andrei_platonov March 15 2012, 18:00:39 UTC
Если каяться за сообщество - это понимание, что и на тебе часть общей вины, если ты не боролся со зло, то это просто неудачное использование понятия покаяния. Это не покаяние за других, а за себя и только за себя. Да, можно свидетельствовать: мы согрешили; и можно каяться за свою долю в этом грехе. Это - покаяние за себя. А не "за народ".

Reply

vaysburd March 15 2012, 18:07:57 UTC
Разумеется часть общей вины. Но это не обязательно означает личное участие. Например в репрессиях 30-х годов те, кто их совершал, уже покаяться не могут. А мы, как часть одного с ними народа, можем. Но это именно и означает признать свою долю в этом грехе.

Reply

andrei_platonov March 15 2012, 18:52:42 UTC
Если нет личного участия, то нет и личной вины.
Никакой нужды в покаянии за чужие грехи нет. Почему только за грехи одного народа? Тогда нужно каяться за грехи всего человечества - от Адама до последнего каннибала. Предлагаю на следующей конференции каяться за африканских каннибалов.
В этом мнимом признании мнимой своей доли никакого смысла нет.
В 1937 г. моего деда расстреляли. А в 1918-м, вероятно, расстреливал он. Я не могу покаяться ни за его убийц, ни за него. Это абсурд.

Reply

mikhail_zeleny March 15 2012, 19:47:42 UTC
Тогда нужно каяться за грехи всего человечества - от Адама до последнего каннибала.

Ну, если ты помнишь, преп. Силуан Афонский плакал "Адамовым плачем". И в каноне Андрея Критского сказано "падшему Адаму поревновах"... Короче говоря, в "собственном смысле" каяться в чужих грехах нельзя, но в "несобственном", пожалуй, можно, если понимать этим неповторение чужого греха и уклонение от соучастия в грехе общества, от того, чтобы идти неверным путем.

Reply

andrei_platonov March 15 2012, 19:53:56 UTC
Силуан и Андрей говорили, что они каются за прадедушку Адама? Это было бы нелепо и они этого не говорили.

Reply

mikhail_zeleny March 16 2012, 04:02:32 UTC

Ну я ж и говорю - "в несобственном смысле"... В прямом смысле в общем грехе можно каяться разве что если в нем соучаствовал и солидарен - но тогда, строго говоря, это просто покаяние в личном грехе, в котором и заключается соучастии в общем.

Впрочем, еп. Василий (Родзянко) в книге "Теория распада вселенной и вера отцов" писал, что каждый из нас не просто наследует вину греха Адама, о и соучаствует в нем. Не знаю только, насколько он прав...

Reply

andrei_platonov March 16 2012, 04:13:51 UTC
Ну так как греха Адама - это Первогрех, метафора, можно считать, что от него все грехи последующие происходят.

Reply

vaysburd March 15 2012, 19:50:19 UTC
Придется мне каяться за твоего деда (не лично за него, разумеется, а и за него в т.ч.). Поскольку и я принадлежу к тому же народу и на нас на всех лежит вина за каждого расстрелянного.

Reply

andrei_platonov March 15 2012, 19:58:01 UTC
Это ты фантазируешь, что вина на всех. Как и фантазируешь, что каешься за кого-то. Просто слова, просто экзальтация. Может тебе непопричащаться несколько лет, как покаившемуся в убийстве?

Reply

vaysburd March 16 2012, 05:14:17 UTC
Это я уже обсуждал на исповеди со своим духовником. С тобой, извини, обсуждать не буду.

Reply

andrei_platonov March 16 2012, 06:29:32 UTC
Мне сегодня такое объяснение пришло в голову. Мы члены Тела Христова. Страдает один член - страдает все Тело. Заболела левая рука, страдает весь человек. Покаяние - это лечение. Ты, правая рука, не мжешь лечиться вместо левой. Ты не можешь сказать: раз левая рука не хочет, доктор, помажь целебной мазью меня. Вернее, сказать-то вы можете, но это ни левой руке, ни всему Телу не поможет. Ты можешь обличить левую руку, ты можешь покаяться в своем грехе: прости левая рука, я почесал твою рану грязной рукой и твоя болезнь вспыхнула. Твое покаяние и любовь может обратить левую руку. Но страдание прекратится только если левая рука согласится лечиться, сиречь покается, или если доктор отсечет гангренозную руку. Последние церкви порой тоже нужно делать.

Reply

vaysburd March 16 2012, 08:42:56 UTC
Неподходящее объяснение. Покаяние это не лечение. Оно состоит из 2-х вещей: 1)признать свою вину с готовностью нести за нее ответственность и 2)сделать все возможное для исправления ситуации.
Так вот, я вполне признаю свою долю вины за все, что натворили наши предки в ХХ веке и готов нести за это ответственность. Делать, что могу, для исправления этой ситуации пытаюсь. Пока получается немногое, но надежда есть.

Reply


Leave a comment

Up